ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-265/13-2021 от 20.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №12-265/13-2021 г.

46RS0030-01-2021-004417-96

Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2021 года г.Курск

Судья Ленинского районного суда г.Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО ГК «Промресурс» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 о назначении административного наказании от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО ГК «Промресурс» (ТЦ Европа-50),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 о назначении административного наказании от ДД.ММ.ГГГГ ООО ГК «Промресурс» (ТЦ Европа-50) признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО ГК «Промресурс» в лице генерального директора ФИО1 обратилось в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой, в которой просило постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, также отменить представление комитета природных ресурсов Курской области от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, производство по делу прекратить. При этом указав, что в действиях ООО ГК «Промресурс» не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, т.к. нормативы сточных вод установлены органом местного самоуправления, согласно п.1 ч.1 ст. 13.1.1 КоАП РФ установление административной ответственности за нарушение таких нормативов находиться в ведении субъекта РФ. Привлечение лица к административной ответственности по предмету ведения субъекта РФ возможно исключительно на основании утвержденной таким субъектом нормы об административной ответственности, но никак не на основании КоАП РФ. Внесение ООО ГК «Промресурс» платежей за превышение ПДК загрязняющих веществ является компенсацией негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, что исключает негативное воздействие на экологию со стороны ООО ГК»Промресурс».

В судебном заседании защитник ООО ГК «Промресурс» (ТЦ Европа-50) по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме и просили ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям. При этом просил снизить размер административного штрафа.

Выслушав объяснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетеля, изучив доводы жалобы, материалы дела в их совокупности, судья приходит к следующему.

В силу п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья не связан доводами жалобы.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно это лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статья 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

В соответствии с п. 1 ст. 23 данного Федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

В силу ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод (ч.1); нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2); особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.3); абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом. Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов (ч.4);требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании плана снижения сбросов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.5); план снижения сбросов абонента, допустившего превышение нормативов состава сточных вод, указанное в части 4 настоящей статьи, должен обеспечить предотвращение превышений указанным абонентом нормативов состава сточных вод по всем веществам, по которым были допущены превышения нормативов состава сточных вод, посредством реализации одного или нескольких из следующих мероприятий:1) строительство или модернизация локальных очистных сооружений и (или) очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам; 2) создание систем оборотного водоснабжения; 3) внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (ч.6).

На основании постановления Губернатора Курской области от 26.04.2013 г. №189-пг «Об уполномоченном органе исполнительной власти Курской области на осуществление государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения» определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области на регионального государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.

В силу п.5 постановление Губернатора Курской области от 16.09.2019 г. №379-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Курской области» департамент экологической безопасности и природопользования Курской области переименован в комитет экологической безопасности и природопользования Курской области.

Постановлением администрации г. Курска Курской области от 07.10.2020 г. № 1873 утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасывающих абонентами МУП «Курскводоканал» в централизованную систему водоотведения г. Курска.

Как следует из предоставленных материалов, в соответствии с единым договором холодного водоснабжения и водоотведения №2521 от 27.03.2017 г. ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-50») является абонентом МУП «Курскводоканал» в части водоснабжения и водоотведения.

Установлено, что в результате хозяйственной деятельности у организации образуются сточные, канализационные воды, которые сбрасываются в центральную систему водоотведения по адресу: <...>.

МУП «Водоканал г. Курска» 04.02.2021 г. произвел забор проб сточных вод ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-50») по адресу: <...>.

Согласно протокола результатов анализа сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ выявлены превышения ПДК загрязняющих веществ: ХПК составляет 1150 мг/куб. дм. (при нормативе установленном постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мг/куб. дм), БПК5 -420 мг/куб. дм (при нормативе установленном постановлением администрации г. Курска Курской области от ДД.ММ.ГГГГ мг/куб. дм).

ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 20 мин. по адресу: <адрес>, в ходе ознакомления с протоколом отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-50») осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в центральную систему водоотведения с превышением предельно-допустимых концентраций.

Вина ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-50») совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, доказана объективными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов анализа сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. соответствует санкции ст.8.1 КоАП РФ и определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии в их действиях состава административного правонарушения является несостоятельным, поскольку опровергается предоставленными по делу доказательствами. Оснований для переоценки собранных по делу доказательств не имеется.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показал, что наличие события и состава в вынесенном постановлении подтверждается п.13.1 ч.1 ст. 2, ч.2 ст. 30.1 ФЗ-416 также п.167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и ст. 8.1 КоАП РФ.

Данные показания последовательны, непротиворечивы и подтверждены соответствующими доказательствами, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.

Оснований для снижения размера административного штрафа не имеется в виду следующего. Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Должностное лицо при назначении наказании учел все обстоятельства совершения правонарушения и не вышел за пределы санкции статьи 8.1 КоАП РФ.

Требования в жалобе об отмене представления комитета природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения не может быть рассмотрено в порядке КоАП РФ, поскольку подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства (КАС РФ).

Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления.

Обстоятельств, отягчающих или исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Оспариваемое постановление по настоящему делу соответствуют требованиям КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ является законными и обоснованным, оснований для его отменены или изменения не имеется, а потому жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 о назначении административного наказании от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО ГК «Промресурс» (ТЦ Европа-50) оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья: