ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-265/2021 от 14.05.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-265/2021

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

14 мая 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре Кузьминой Е.А. рассмотрев жалобу Министерства труда и социального развития Новосибирской области на постановление мирового судьи второго судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 20.02.2021 по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

23.12.2020 инспектором Контрольно-счетной палаты Новосибирской области ФИО1 в отношении Министерства труда и социального развития Новосибирской области составлен протокол об административном правонарушении № 6/06, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, по факту допущенного нарушения, выразившееся в направлении средств областного бюджета и оплате денежных обязательств на сумму 32 000 рублей в целях, не соответствующих целям, определенным Законом об областном бюджете, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

На основании постановления мирового судьи второго судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 20.02.2021 Министерство труда и социального развития Новосибирской области привлечено к административной ответственности по статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 200 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Министерство труда и социального развития Новосибирской области обратилось в районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи отсутствием события административного правонарушения, поскольку нецелевого использования бюджетных средств не было, денежные средства потрачены на те цели, ради которых выделялись, также защитник просит применить малозначительность.

В судебном заседании защитник Министерства труда и социального развития Новосибирской области ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты Новосибирской области ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы, представили письменные возражения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, судья приходит к следующему.

Статья 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ Министерство труда и социального развития Новосибирской области, как главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Из материалов дела следует, что Законом об областном бюджете НСО (Приложениями 7, 8, 9) финансирование мероприятий предусмотрено по Региональному проекту «Финансовая поддержка семей при рождении детей», по целевой статье расходов 04.0.Р1.00000.

Госпрограммой Приложением 2.1. «Основные мероприятия», в рамках реализации Задачи 1.1 «Улучшение качества жизни семей с детьми, детей, в том числе детей - инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Госпрограммы, предусмотрено основное мероприятие 1.1.4. «Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»,целью которого является «Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Новосибирской области, увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,798 в 2024 году, в том числе за счет предоставления мер социальной поддержки семей с детьми».

Согласно п. 29 постановления Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» реализация Госпрограммы осуществляется в соответствии с утвержденным планом реализации мероприятий государственной программы.

План реализации мероприятий Госпрограммы на 2019 год утвержден приказом Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 28.03.2019 № 355 «Об утверждении Плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области» в редакции от 26.03.2020 (далее - План реализации мероприятий).

Согласно Плану реализации мероприятий, основное мероприятие 1.1.4. Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» реализуется, в том числе, через мероприятие 1.1.4.5. «Выпуск и распространение социальной рекламы, направленной на укрепление института семьи, информирование населения о предоставляемых детям и семьям с детьми социальных услугах, выплатах, льготах (видеоролики, рекламные акции, выставки, наборы баннеров, выпуски печатной продукции)» (далее - мероприятие 1.1.4.5. «Выпуск и распространение социальной рекламы»), исполнителем мероприятия является Министерство труда и социального развития Новосибирской области.

Как установлено мировым судьей, расходы, за счет средств областного бюджета Новосибирской области, на реализацию мероприятия 1.1.4.5. «Выпуск и распространение социальной рекламы» в 2019 году исполнены Министерством труда и социального развития Новосибирской области в объеме 512 500 рублей или 100% от плана. Выбор исполнителя на оказание услуг по изготовлению и размещению рекламных и информационных материалов проводился в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В целях реализации мероприятия 1.1.4.5. «Выпуск и распространение социальной рекламы» Министерством заключено 11 контрактов на общую сумму 512 500 рублей, в том числе, с ГАУ НСО «Издательский дом «Советская Сибирь», заключен контракт от 30.09.2019 № 136 на сумму 32000 рублей. Предметом контракта является подготовка и выпуск информационных материалов, направленных на укрепление института семьи, в периодическом печатном издании, в соответствии с Описанием объекта закупок (Приложение № 1 к Контракту) по заданию Заказчика (Министерства труда и социального развития Новосибирской области), КБК 023 1006 04.0.Р1.02229 244 226 (п.1.1., 2.1. Контракта).

В соответствии с п. 3.1. Описания объекта закупки, ГАУ НСО «Издательский дом «Советская Сибирь» осуществляет подготовку и опубликование информационных материалов на основании заявки заказчика, с указанием тематики информационных материалов.

Вместе с тем, Министерством труда и социального развития Новосибирской области по контракту от 30.09.2019 № 136, представлена заявка на печать и размещение в электронной версии издания «Советская Сибирь» информационных материалов, тематикой которой является Реализация регионального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография»». В графе Заявки «Тезисы и содержание» указано: «проведение Декады пожилых в Новосибирской области. Создание мобильных бригад, создание «школ ухода за пожилыми», поддержание активного долголетия, обучение компьютерной грамотности,иные сведения в рамках тематики»,со сроком размещения 2-8 октября 2019 года.

Также Министерством труда и социального развития Новосибирской области представлены, макет страницы издания, выдержка из публикации газеты «Советская Сибирь» от 02.10.2019 № 40, посвященные Декаде пожилого человека (статьи «Ничто человеческое не чуждо» и «На пенсии жизнь только начинается»), подтверждающие тематику «Реализация регионального проекта «Старшее поколение».

Услуги, оказанные по контракту от 30.09.2019 № 136, приняты по акту приемки оказанных услуг от 08.10.2019 № 136 (экспертное заключение от 08.10.2019) и оплачены Министерством труда и социального развития Новосибирской области платежным поручением от 22.10.2019 № 10670 в сумме 32000 рублей. (ЦСР 04.0.Р1.02229).

Кроме того, региональный проект «Старшее поколение» (ЦСР 02.1.Р3.00000) реализуется в рамках другой задачи Госпрограммы, Задачи 2.1 «Создание социально - экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействие их активному участию в жизни общества», задачей указанного регионального проекта является увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.

Госпрограммой, в целях реализации основного мероприятия 2.1.4. Региональный проект «Старшее поколение», предусмотрено мероприятие 2.1.4.11. «Демонстрация рекламно-информационных материалов посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях популяризации системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения».

Таким образом, средства областного бюджета Новосибирской области в сумме 32000 рублей, предусмотренные Законом об областном бюджете НСО, Госпрограммой, Контрактом от 30.09.2019 № 136 (ЦСР 04.0.Р1.02229), на реализацию основного мероприятия «Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», направлены Министерством труда и социального развития Новосибирской области, на оплату мероприятий, в рамках реализации Регионального проекта «Старшее поколение», что нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) и является нецелевым использованием средств областного бюджета Новосибирской области.

Следовательно, вопреки доводам защиты, направление средств областного бюджета Новосибирской области и оплата Министерством труда и социального развития Новосибирской области денежных обязательств на сумму 32 000 рублей в целях, не соответствующих целям, определенным Законом об областном бюджете Новосибирской области, Госпрограммой, а также Контрактом от 30.09.2019 № 136 является нецелевым использованием бюджетных средств, в связи с чем выводы мирового судьи о наличии в действиях министерства состава административного правонарушения по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях верны.

Вместе с тем, проверив дело в полном объеме, судья считает возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Правонарушение не носит умышленный характер нецелевого использования бюджетных средств.

Расходы в сумме 32000 рублей по изготовлению информационных материалов связаны также с реализацией Регионального проекта, при этом сведения о расходах не скрывались и не искажались, наименование расходов в документах полностью соответствует их фактическому характеру, доказательств о получении министерством при нецелевом использовании бюджетных средств какой-либо выгоды не установлено.

Учитывая характер допущенного нарушения, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, а также сведений о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества и государства, судья приходит к выводу, что имеются основания для признания допущенного Министерством труда и социального развития Новосибирской области административного правонарушения малозначительным.

При этом, формальный состав правонарушения не препятствует признанию его малозначительным, как не препятствует и наличие отягчающих ответственность обстоятельств (повторное совершение однородного правонарушения в течении года), поскольку наличие или отсутствие таких обстоятельств учитывается только при назначении административного наказания.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, с объявлением Министерству труда и социального развития Новосибирской области устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Постановление мирового судьи второго судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 20.02.2021 по делу об административном правонарушении в отношении Министерства труда и социального развития Новосибирской области по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив Министерству труда и социального развития Новосибирской области устное замечание

Судья С.Л.Малахов