ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-265/2021 от 30.09.2021 Кольского районного суда (Мурманская область)

№ 12-265/2021 ***

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Судья Кольского районного суда Мурманской области Кочешева Н.Д.,

с участием защитника акционерного общества «ВАД» ФИО1,

рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «ВАД» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ по Мурманской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора РФ по Мурманской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от *** (далее также постановление от ***, обжалуемое постановление) акционерного общества «ВАД» признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за что подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Как следует из обжалуемого постановления, основанием к привлечению АО «ВАД» к административной ответственности послужил тот факт, что в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», АО «ВАД» предоставлен учет в области обращения с отходами в отношении объекта НВОС с кодом «Производственная площадка строительного управления АО «ВАД» по Мурманской области», код объекта , относящегося к строительному управлению АО «ВАД» по Мурманской области, в котором отсутствуют сведения об учете отходов, транспортируемых в строительное управление по Республике Карелия.

В жалобе, поданной в Кольский районный суд Мурманской области, защитник АО «ВАД» просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу в отношении нее прекратить. Указывает, что в ходе проведения плановой проверки в отношении юридического лица были предоставлены данные учета в области обращения с отходами за *** год, соответствующие приказам Минприроды России от ***, от ***. Кроме того, был предоставлен журнал перемещения отходов, который ведется в соответствии с инструкцией по обращению с отходами, утвержденной *** генеральным директором АО «ВАД». Согласно данным учета, на производственной площадке СУ АО «ВАД» по Мурманской области учет ведется в отношении следующих отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); спецодежда из х/б и смешанных волокон; спецодежда из синтетических и искусственных волокон; отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные; обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами. Указанные отходы образуются в СУ АО «ВАД» по Мурманской области, обращение с ними, в частности переработка, осуществляются в Мурманской области по договорам от *** с ООО «СорексМед» и от *** с АО «Управление отходами». Также согласно журналу перемещения из СУ АО «ВАД» по Мурманской области перемещаются следующие виды отходов: масло отработанное моторное; аккумуляторные батареи отработанные; масла гидравлические отработанные; автомобильные шины отработанные; автомобильные фильтры масла отработанные; автомобильные фильтры топливные отработанные; автомобильные фильтры воздушные отработанные. Указанные отходы передаются в ООО «Питер Втормет» по договору купли-продажи от *** и договору на обращение с отходами от ***, также представленные проверке. Передача отходов по указанным договорам осуществляется в Санкт-Петербург с производственных площадок Рощинская и ФИО2, соответственно учет по обращению с ними осуществляется на перечисленных объектах НВОС. Также указывает, что на производственной площадке АО «ВАД» в Мурманской области отсутствуют средства, позволяющие определить массу образовавшихся отходов, журнал перемещения отображает количество отходов в штуках, определение их массы производится организацией, которая принимает отходы в Санкт-Петербурге, что отражается в актах приема-передачи отходов и в дальнейшем в учете отходов по производственным площадкам, на которых осуществляется отчуждение отходов. Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведения сделки об отчуждении отходов. В обжалуемом постановлении указано, что правонарушение совершено *** по адрес***, вместе с тем плановая выездная проверка проводилась по адрес*** «Производственная площадка строительного управления АО «ВАД» по Мурманской области. Кроме того, при рассмотрении административного дела и вынесении постановления по делу об административном правонарушении от *** представителю АО «ВАД» не были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, а также ст. 25.1, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является существенным нарушением при вынесении постановления. Также защитником АО «ВАД» заявлено о восстановлении срока подачи жалобы.

Защитник АО «ВАД» ФИО1 поддержал в полном объёме доводы жалобы, просил отменить обжалуемое постановление, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие должностного лица органа административной юрисдикции.

Должностное лицо органа административной юрисдикции в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило возражения, в которых указано на необоснованность доводов, изложенных в жалобе, расценивает их в виде способа избежать наказания, за совершенное правонарушение.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективную сторону административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Субъектами административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть: граждане; должностные лица; лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица.

Субъективная сторона административного проступка, ответственность характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, в целях реализации п. 1 чт. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в соответствии с пп. 5.2.61 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 утвержден Порядок учёта в области обращения с отходами (действует с 01.01.2021).

Пунктом 3 Порядка учета в области обращения с отходами установлено, что учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Ранее, до 01.01.2021 учет в области обращения с отходами был регламентирован Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 (далее Порядок №721).

В соответствии с пунктом 3 Порядка №721 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка исполнения действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что АО «ВАД» является природопользователем, и стоит на государственном учете объектов негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», АО «ВАД» предоставлен учет в области обращения с отходами в отношении объекта НВОС с кодом «Производственная площадка строительного управления АО «ВАД» по Мурманской области», код объекта , относящегося к строительному управлению АО «ВАД» по Мурманской области, в котором отсутствуют сведения об учете отходов, транспортируемых в строительное управление по Республике Карелия.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от *** в отношении АО «ВАД» по ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

*** по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении главным государственном инспектором РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вынесено постановление о назначении АО «ВАД» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Вместе с тем, считаю, что с данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Как указано выше в соответствии с оспариваемым постановлением юридическому лицу вменено нарушение как положений приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (действующего с 01.01.2021), так и приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (действовавшего до 01.01.2021).

Содержание указанных нормативно-правовых актов в части определения конкретных субъектов, которые должны вести учёт в области обращения с отходами, не является идентичным, поскольку предполагают (пункты 3), что:

- до 01.01.2021 – учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом;

- а с 01.01.2021 - учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Согласно пункту 5 Порядка № 721 учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

В соответствии с пунктом 6 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028) организация учёта образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

Таким образом, положениями указанных выше Порядков учета в области обращения с отходами, не предусмотрена обязанность учета отходов подлежащих перемещению между обособленными подразделениями, филиалами юридического лица, объектами юридического лица, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Фактически учёт отходов необходим для контроля их последующей утилизации, передачи другим лицам для целей утилизации, в конкретном обособленном подразделении, филиале юридического лица, объекте юридического лица, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

На основании изложенного, отсутствие внутреннего учёта отходов – их перемещения в иное структурное подразделение АО «ВАД», не может свидетельствовать о нарушении ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Указанные обстоятельства не были приняты во внимание административным органом при вынесении оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с этим, постановление должностного лица административного органа подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях АО «ВАД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш ИЛ:

жалобу защитника акционерного общества «ВАД» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ по Мурманской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии судебного решения.

***

*** Судья Н.Д. Кочешева