ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-265/2022 от 02.08.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 12-265/2022

РЕШЕНИЕ

г. Магадан 2 августа 2022 года

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Пикалева Е.Ф. с участием защитника Варфоломеевой И.В. – Бондаревой А.А., которой судьей разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, рассмотрев жалобу Варфоломеевой И.В. на постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. № 31/04/14.6-30/2021 от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении

должностного лица – руководителя Департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой Инны Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , гражданки Российской Федерации, паспорт серия выдан , проживающей по адресу:

заявлений, ходатайств не поступило, отводов не заявлено,

у с т а н о в и л а:

Постановлением начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. № 31/04/14.6-30/2021 от 8 октября 2021 года Варфоломеева И.В. признана виновной и привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Варфоломеева И.В. обратилась в Магаданский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Варфоломеевой И.В. состава административного правонарушения, в обоснование доводов жалобы ссылается на то, что постановление № 31/04/14.6-30/2021 от 8 октября 2021 года, противоречит решению ФАС России, а именно: в постановлении содержится вывод о том, что Департаментом по статье «Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)» при корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год, утвержденных Приказом Департамента от 17.12.2020 № 44-1/э принята величина полезного отпуска тепловой энергии без учета актуальной схемы теплоснабжения, в нарушение пункта 22 Основ ценообразования № 1075. Указывая при этом, что в момент установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год последней актуальной схемой теплоснабжения являлась «Схема теплоснабжения Муниципального образования «поселок Оротукан» - Ягоднинского района Магаданской области до 2028 года», утвержденная постановлением администрации Муниципального образования «Оротукан» от 23.12.29013 № 67 – па. Согласно решению ФАС России от 31 мая 2021 года № СП/43977/21, а также определению ФАС России от 13 июля 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении № 31/04/14/6-30/2021 и проведении административного расследования, при установлении экономически обоснованного тарифа для ООО «Регионтеплорусурс», Департаменту необходимо определить полезный отпуск тепловой энергии для ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год в размере 26 642,91 Гкал год, в соответствии с последней актуальной схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением Ягоднинского городского округа от 06 декабря 2019 года № 740 «Об актуализации схемы теплоснабжения Муниципального образования «Поселок Оротукан» Ягоднинского района Магаданской области до 2028 года. В связи с отсутствием актуализированной схемы теплоснабжения на 2021 год и динамики полезного отпуска за три предыдущих периода, Департаментом был принят полезный отпуск в объеме 30 061,89 Гкал на уровне утвержденного на долгосрочный период с 2019 – 2021 год. Данные объемы были определены Департаментом на основании расчетных показателей, заявленных Обществом в 2018 году для установления долгосрочного тарифа на тепловую энергию. Объем, принятый Департаментом для расчета тепловой энергии на 2021 год соответствует объему, утвержденному в концессионном соглашении, заключенном между Обществом и муниципальным образованием Ягоднинский городской округ от 20.11.2018 № 3КС-2018. Указывает на то, что в схеме теплоснабжения муниципального образования Ягоднинского городского округа на период 2040 года, утвержденной постановлением администрации Ягоднинского городского округа от 20.07.2021 № 373 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года», объем полезного отпуска на 2021 год и плановый период 2022 – 2028 годов определен на уровне, установленном Департаментом 30 061, 89 Гкал. Экспертное заключение Департамента по представленным Обществом материалам полностью соответствует требованиям пункта 29 Правил регулирования. Полагает, что субъект административного правонарушения определен не верно, так как в полномочия руководителя Департамента не входит единоличное принятие решения об установлении тарифа, подписание приказа № 44-1/э от 17 декабря 2020 года. Кроме того, ссылается на малозначительность совершенного правонарушения, а также на возможность замены наказания на предупреждение, либо назначение наказание в размере менее минимального размера.

Варфоломеева И.В. в судебное заседание не явилась, о дне и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащем образом.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, судья определила рассмотреть дело без участия Варфоломеевой И.В.

В судебном заседании защитник Бондарева А.А. доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в жалобе, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что вина Варфоломеевой И.В. в совершении административного правонарушения не доказана. Решение Департамента цен и тарифов Магаданской области принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа только при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим, а поэтому Варфоломеева И.В. не может повлиять на решение комиссии.

Выслушав защитника Бондареву А.А., изучив доводы жалобы, материалы, приложенные к жалобе, и материалы административного дела в отношении Варфоломеевой И.В., судья приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Статьей 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, ФАС России рассмотрела досудебный спор (разногласие) между ООО «Регионтеплоресурс» и Департаментом цен и тарифов Магаданской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

По результатам разногласий, решением ФАС России от 24 мая 2021 года Департамент признан нарушившим пункты 22 и 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 при установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОО «Регионтеплоресурс» на 2019 – 2021 годы, утвержденных приказом Департамента от 17.12.2020 года № 44-1/э «О внесении изменений в приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 № 41-1/э.

Так в нарушение пункта 22 Основ ценообразования Департаментом по статье «Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)» при корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год, утвержденных Приказом Департамента от 17.12.2020 № 44-1/э принята величина полезного отпуска тепловой энергии без учета актуальной схемы теплоснабжения.

При установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Регионтеплоресурс» на 2019 – 2021 годы, Департаментом неправомерно учтены расходы по статье «Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии (на угле и электрокотельные), «Расходы на топливо (уголь)», «Электроэнергия на производственные нужды».

Департаментом исключена плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду из фактически понесенных расходов за 2019 год в сумме 14,64 тыс.руб. (фактически составила 4,49 тыс.руб.).

Данная величина рассчитана следующим образом: 14,64= (390-19,13)- (390,45-68.87).

В нарушение пункт 29 Правил регулирования № 1075, пункта 52 Основ ценообразования № 1075 в экспертном заключении Департамента не представлено пояснений по составляющим расчета с учетом разделения суммы по видам деятельности и указанием документов на основании которых Департаментом рассчитана величина платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

В качестве доказательств, подтверждающих виновность Варфоломеевой И.В. должностным лицом административного органа приняты: протокол об административном правонарушении от 27 августа 2021 года; письмо начальнику отдела нормативно-правовой работы и административного производства Управления регионального тарифного регулирования ФАС России от 30 июля 2021 года; копия служебной записки о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.06.2021 № 31-14127-С/21; копия распоряжения Губернатора Магаданской области от 07.06.2011 № 249-рк; копия распоряжения Губернатора Магаданской области от 19.06.2012 № 367-рк; копия распоряжения Губернатора Магаданской области от 28.07.2010 № 334-рк; копия служебного контракта Варфоломеевой И.В. от 06.06.2012 № 821-ск; копия дополнительного соглашения к служебному контракту от 06.06.2012 № 821-ск; копия уведомления Губернатора Магаданской области о реорганизации и изменении существенных условий служебного контракта; копия должностного регламента; определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 июля 2021 года; копия приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 17.12.2020 № 44-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 № 41-1/э; копия решения Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2021 года.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Варфоломеевой И.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Однако с состоявшимся по делу постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Распоряжением Губернатора Магаданской области от 07.06.2011 № 249-рк Варфоломеева И.В. назначена на должность начальника департамента цен и тарифов администрации Магаданской области с заключением срочного служебного контракта сроком на один год с 30 июля 2011 года по 29 июля 2012 года.

Распоряжением Губернатора Магаданской области от 19.06.2012 № 367-рк Варфоломеева И.В. назначена на должность начальника департамента цен и тарифов администрации Магаданской области с заключением срочного служебного контракта сроком на один год с 30 июля 2012 года на неопределенный срок.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 3 - пп «Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области», департамент является исполнительным органом Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товара (работы, услуги), за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункта 4.2 Положения о департаменте, руководитель Департамента осуществляет руководство деятельностью Департамента, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент.

В силу пункта 4.5 Положения о департаменте, для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельный уровень образуется коллегиальный орган общей численностью не более десяти человек.

Руководитель Департамента является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности.

Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.

Приказом руководителя Департамента цен и тарифов Магаданской области Варфаламеевой И.В. от 22 октября 2015 года № 96 утвержден Порядок деятельности Правления департамента цен и тарифов Магаданской области.

Согласно пункта 14 Порядка деятельности Правления департамента цен и тарифов Магаданской области решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим. Решение Правления оформляются протоколом заседания Правления Департамента и утверждаются приказом Департамента.

Вместе с тем, из материалов дела, представленных ФАС России, не следует, по каким основания должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что именно Варфоломеевой И.В. были ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности путем занижения регулируемых государством цен (тарифов), с учетом представленного в материалы дела Приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.02.2020 № 18 (с изменениями и дополнениями от 26.03.2020 № 35), которым образован коллегиальный орган для принятия решения об утверждении цен (тарифов) – Правление, в состав которого входит представитель ФАС России, а также Положения о Правлении, п. 14 которого предусмотрено, что решением принимается большинством голосов членов коллегиального Правления, присутствовавших на заседании, голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим. Решения Правления оформляются протоколом заседания Правления Департамента и утверждаются приказом Департамента.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С., вынесенное от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении в отношении должностного лица – руководителя Департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой Инны Васильевны подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. № 31/04/14.6-30/2021 от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя Департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой Инны Васильевны - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя Департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой Инны Васильевны прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья Е.Ф.Пикалева