ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-265/2022 от 30.09.2022 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Пикалева Е.Ф.

Дело № 12-265/2022

№ 7-57/2022

М А Г А Д А Н С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

30 сентября 2022 года г. Магадан

Судья Магаданского областного суда Кречетов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 2 августа 2022 года, принятое по результатам рассмотрения жалобы защитника Бондаревой А.А., действующей в интересах Варфоломеевой И.В., на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица –

руководителя департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой И.В., <.......>,

с участием защитников Варфоломеевой И.В. – Бондаревой А.А. и Антоновой К.И.,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. от 8 октября 2021 года №31/04/14.6-30/2021 руководитель департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАПРФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Магаданского городского суда от 2 августа 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Варфоломеева И.В. состава вменяемого правонарушения.

Не согласившись с решением, начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронин А.С. обратился в Магаданский областной суд с жалобой.

В обоснование жалобы со ссылкой на подпункты «а», «б» пункта 8 типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 21 февраля 2011 года № 97, пункты 1.1, 42 положения о департаменте Цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года №3-пп, указывает, что действия ВарфоломеевойИ.В., выразившиеся в подписании принятого с нарушением законодательства приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 17 декабря 2020 года № 44-1/э, образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 стати 14.6 КоАП РФ.

Полагает, что принятие приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 17 декабря 2020 года № 44-1/э коллегиальным органом не свидетельствует об отсутствии состава указанного правонарушения в действиях его руководителя.

Обращает внимание, что согласно протоколу Правления департамента цен и тарифов Магаданской области от 17 декабря 2020 года №35-П Варфоломеева И.В. голосовала за внесение соответствующих изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 17 декабря 2020года № 44-1/э.

Просит обжалуемое решение изменить, исключив из его мотивировочной части выводы об отсутствии состава правонарушения в действиях Варфоломеева И.В.

Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу – руководитель департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеева И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

На основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие Варфоломеевой И.В.

Проверив материалы дела, заслушав защитников Бондареву А.А. и Антонову К.И., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, решением ФАС России от 24 мая 2021года департамент цен и тарифов Магаданской области признан нарушившим пункты 22 и 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, при установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО«Регионтеплоресурс» на 2019 – 2021 годы, утвержденных приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 17 декабря 2020 года №44-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 20 декабря 2018 года № 41-1/э».

При этом принятый в нарушение законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 17 декабря 2020года № 44-1/э подписан руководителем данного департамента ВарфоломеевойИ.В.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Варфоломеева И.В. к административной ответственности по части 2 статьи14.6 КоАП РФ.

Судья Магаданского городского суда, рассматривая жалобу защитника Варфоломеева И.В. на постановление должностного лица, пришел к выводу об отсутствии состава вменяемого правонарушения.

Оснований не согласиться с указанным выводом не усматривается.

В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В силу пункта 1 части 3 статьи 7, пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), среди прочего, устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 3-пп (далее по тексту – Положение о департаменте цен и тарифов), департамент является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Департамент в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 3.15.1 Положения о департаменте цен и тарифов).

В силу пункта 4.2 Положения о департаменте цен и тарифов руководитель указанного департамента действует без доверенности от имени департамента.

Для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более девяти человек. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании (пункт 4.5 Положения о департаменте цен и тарифов).

Пунктами 4, 14 Порядка деятельности Правления департамента цен и тарифов Магаданской области, утвержденного приказом данного департамента от 22 октября 2015 года №96 (далее – Порядок деятельности Правления), предусмотрено, что коллегиальным органом департамента является Правление.

Решение принимается большинством членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.

Решения правления оформляются протоколом заседания Правления департамента и утверждаются приказом департамента.

Согласно пунктам 18, 22 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФАС России от 7 июня 2013 года №163 (далее – Регламент), решение об установлении цен (тарифов) принимается на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования (далее - правление (коллегия) органа регулирования).

Решение органа регулирования принимается по форме в соответствии с приложением № 1 к Регламенту.

Исходя из приведенных норм департамент цен и тарифов Магаданской области является органом исполнительной власти, уполномоченным, в числе прочего, устанавливать в Магаданской области тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Решение об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней принимается коллегиальным органом департамента цен и тарифов Магаданской области путем голосования, результат которого заносится в протокол заседания данного органа.

Предусмотренная приложением № 1 к Регламенту форма решения не предусматривает необходимость подписания оформленного в надлежащем виде решения регулирующего органа его руководителем.

Такая обязанность возложена на руководителя департамента цен и тарифов Магаданской области пунктом 14 Порядка деятельности Правления для утверждения принятого решения.

Между тем руководитель департамента цен и тарифов Магаданской области не может отменить, либо изменить принятое Правлением решение.

Таким образом, оформление принятого коллегиальным органом решения в предусмотренной законом форме, а также установленная Порядком деятельности Правления необходимость его утверждения не могут повлечь изменение либо отмену данного решения.

Соответственно, подписание руководителем департамента цен и тарифов Магаданской области приказа от 17 декабря 2020 года № 44-1/э не может свидетельствовать о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих должностных обязанностей и, как следствие, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы голосование Варфоломеева И.В. в составе коллегиального органа департамента цен и тарифов Магаданской области свидетельствует об исполнении ею обязанностей руководителя данного департамента, одновременно являющегося председателем его коллегиального органа, и не может расцениваться как принятие данным должностным лицом решения об установлении тарифа.

Приказ департамента цен и тарифов Магаданской области, устанавливающий тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей Магаданской области, является нормативным правовым актом, правом на принятие которого в силу приведенных выше норм обладает только регулирующий орган.

Отдельные должностные лица данного органа таким правом не наделены и индивидуальную ответственность за принятый органом нормативный правовой акт нести не могут.

При таких обстоятельствах судья Магаданского городского суда пришел к правильному выводу о том, что описанное в протоколе об административном правонарушении в отношении Варфоломеева И.В. деяние состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, не образует и обоснованно прекратил производство по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 2 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья А.А. Кречетов