ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-266 от 25.08.2010 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

                                                                                    Дзержинский городской суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Дзержинский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е 12 - 266/10

25 августа 2010г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Швецова Д.И., секретаря Поникаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего ТСЖ «Русь» Корнева Николая Ивановича на постановление о назначении административного наказания от 22 июля 2010 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя государственной жилищной инспекции Нижегородской области ФИО1 Номер обезличен от 22.07.2010г. Корнев Н.И., как должностное лицо- управляющий ТСЖ «Русь», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.

Согласно материалов дела ТСЖ «Русь» на момент проверки 11.06.2010 г. в квартире по адресу: Адрес1 посредством установления в отводе системы канализации ограничивающего устройства ввело ограничение услуги водоотведения, что не соответствует установленным нормативам и подтверждается актом обследования упомянутого жилого помещения Госжилинспекции Нижегородской области.

Решением Общего собрания членов ТСЖ «Русь» от 10.01.2010 г. утверждён Устав названного ТСЖ в новой редакции. Согласно п.п. 2.2., 5.1.7., 10.7. Устава одним из предметов деятельности товарищества является обеспечение собственников помещений в многоквартирном доме коммунальными услугами, при этом ТСЖ имеет право выбора управляющего (управляющей организации), а правление товарищества вправе принимать решение о передаче полномочий председателя правления ТСЖ управляющей компании.

На основании протокола общего собрания членов правления ТСЖ «Русь» Номер обезличен от 07.02.2010 г. принято решение о передаче функций председателя ТСЖ управляющей компании ООО ... Во исполнение данного решения 10.02.2010 г. между ТСЖ «Русь» и названным ООО заключён договор оказания услуг по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компанией.

В силу п. 1.1. Договора управляющая организация обязуется по поручению ТСЖ оказывать услуги по управлению делами и имуществом последнего, в т.ч. полностью принимает на себя осуществление полномочий постоянно действующего единоличного исполнительного органа-председателя ТСЖ. Следовательно, между ТСЖ «Русь» и ООО ... заключён договор управления многоквартирным домом, предусмотренный ст. 162 ЖК РФ. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется в числе иных задач предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 в качестве исполнителя коммунальной услуги наряду с иными субъектами определены и управляющие организации. Таким образом, в рассматриваемом случае ООО ... являясь управляющей организацией по отношению к ТСЖ «Русь», приняло на себя обязательства по организации обеспечения жителей данного ТСЖ коммунальными услугами.

Преамбулой к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее Закон) установлено, что данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на оказание услуг надлежащего качества. Правоотношения между гражданами-потребителями услуг и ТСЖ «Русь» регулируются договором возмездного оказания услуг и подпадают под действие данного Закона. В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 4 Закона, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона, исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Статьей 38 Закона установлено, что правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 потребитель имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Указанному праву потребителя корреспондирует обязанность исполнителя услуг предоставлять услуги установленного качества (потребительских свойств и режима предоставления), а также не допускать нарушения технологических процессов и снижения качеств услуг.

Согласно п. 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества. Учитывая тот факт, что ФИО2 состоит в договорных отношениях с ТСЖ «Русь», последнее обязано предоставить потребителям коммунальную услугу по водоотведению установленного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 качества. Потребительские свойства и режим предоставления услуги водоотведения должны соответствовать нормативам, установленным пунктом 6 Правил и пункту 8 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, согласно которых показателем качества услуги водоотведения является бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года посредством отвода бытовых стоков из жилого помещения по присоединённой сети. Согласно п.п. «Д» п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 определён исчерпывающий перечень коммунальных услуг, подлежащих ограничению и (или) приостановлению, в который входят услуги по ГВС, электроснабжению и газоснабжению.

В соответствии с п.п. «В» п. 81 названных Правил при наличии задолженности по оплате ЖКУ и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением услуг по отоплению, ХВС и водоотведению. Из совокупного толкования п.п. «Д» п. 50 и п.п. «В» п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 следует, что предоставление потребителю коммунальной услуги по водоотеедению не может быть ограничено либо приостановлено, поскольку введение любого из этих режимов ведёт к нарушению нормативов услуги водоотведения, установленных пунктом 6 Правил и пунктом 8 Приложения № 1 к Правилам, а также прямо противоречит требованиям п.п. «Д» п. 50 Правил.

Корнев Н.И. оспаривая свою виновность в совершении правонарушения, обратился в суд с жалобой на указанное постановление и просит его отменить, а дело прекратить.

В судебное заседание Корнев Н.И. не явился, извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя.

Представитель Корнева Н.И.- Гудынин В.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что 22 июля 2010 г. начальником Дзержинского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области было вынесено Постановление Номер обезличен о привлечении Корнева Николая Ивановича к административной ответственности и наложении на него штрафа в размере 500 руб.

С данным постановлением не согласен, считает его вынесенным с нарушением норм материального права, по следующим основаниям:

В соответствии с п. 4 статьи 3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем (ст. 155 ЖК РФ).

Ст. 80 гл. X Правил предоставления коммунальных услуг гражданам указывает, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. При этом под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Ст. 81 гл. X Правил устанавливает, что Исполнитель при наличии вины Потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте «А» пункта 80 Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за3суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 86 Правил, действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить:

а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме;

б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянной проживания граждан.

В соответствии со статьей 328 ГК РФ в случае непредставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Пункты 80, 81, 82, 83 расположены в разделе X Правил, регламентирующем вопросы приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг исполнителем после предупреждения (в письменной форме).

Подпункт «А» пункта 80 Правил определяет, что следует понимать под неполной оплатой потребителем коммунальных услуг.

Пункт 81 Правил предусматривает право исполнителя после предупреждения приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг при наличии вины потребителя, что соответствует основаниям ответственности за нарушение обязательства, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 401).

Пункт 82 Правил устанавливает обстоятельства, наступление которых влечет прекращение приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Пункт 83 Правил определяет, какие действия вправе совершить исполнитель при ограничении предоставления коммунальных услуг. В частности, при введении ограничения подачи горячего водоснабжения, исполнитель в силу пункта 83 Правил вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, запрет на введение ограничения водоотведения в силу пункта 83 Правил в законодательстве отсутствует, в то время как прямо предусмотрено право исполнителя ЖКУ ввести режим ограничения коммунальных услуг при условии соблюдения соответствующих уведомлений потребителя и иных требований Правил. Следовательно, все действия ТСЖ «Русь» в лице руководителя управляющей компании, направленные на введение ограничения (а не приостановления либо прекращения, как указано в пункте 50 «Л» Правил) такой коммунальной услуги, как водоотведение, полностью соответствует действующему законодательству. Более того, законодателем в пп. «В» пункта 81 Правил отдельно выделены коммунальные услуги, приостановление оказания которых не допускается. Во взаимосвязи пункта 83 Правил с положениями пункта 50 Правил считает, что поскольку прямого запрета на введение ограничения законодателем не установлено при условии введения ограничения водопотребления (горячего водоснабжения), предоставление всех коммунальных услуг может быть ограничено, но приостанавливать (прекращать) оказание таких услуг, как холодное водоснабжение, водоотведение и отопление - не допускается. Кроме того, пояснил, что ТСЖ «Русь» не планирует приостанавливать либо прекращать предоставление услуг по водоотведению потребителям, в том числе и гражданам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ. Таким образом, поскольку граждане, проживающие по адресу: Адрес1, имеют задолженность по ЖКУ свыше 6 месяцев и до настоящего времени указанная задолженность не погашена, ТСЖ «Русь» правомерно реализовало право на введение ограничений по предоставлению коммунальных услуг. Следовательно, ограничение обязанной стороной встречного оказания услуги должнику, не противоречит действующему законодательству и полностью соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом нарушение нормативов оказания коммунальных услуг не может считаться виновным нарушением в смысле положений ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку Такое нарушение вызвано исключительно неисполнением (ненадлежащим исполнением) потребителем своих обязательств по оплате принятых и использованных коммунальных услуг. Считает, что привлечение к административной ответственности должного лица в отсутствие его вины также неправомерно и прямо противоречит ст. 1.5 КоАП РФ.

Представитель -Дзержинского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области- ФИО3 просит признать жалобу не обоснованной, а постановление оставить без изменения. Считает, что Корнев Н.И. нарушил нормативный уровень обеспечения граждан, проживающих по адресу: Адрес1 коммунальными услугами.

Выслушав доводы Корнева Н.И., представителя Дзержинского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области ФИО3 проверив материалы административного дела, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что постановлением руководителя государственной жилищной инспекции Нижегородской области ФИО1 Номер обезличен от 22.07.2010г. Корнев Н.И., как должностное лицо- управляющий ТСЖ «Русь», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.

Суд считает необходимым отменить постановление в связи с допущенными им нарушениями материального характера.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела.

На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 7.23 КоАП РФ Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Данные правила являются основополагающими при определении и выявлении нарушений нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Квалифицируя действие управляющего по статье 7.23 КоАП РФ, инспекция исходила из характера наступивших последствий-ограничение услуг по водоотведению.

Между тем квалификация административного правонарушения по конкретной статье не может быть основана исключительно на последствиях. При правовой квалификации деяния должна учитываться совокупность причины и следствия, поскольку именно причинно-следственная связь виновных действий (бездействия) привлекаемого лица и наступивших последствий (угрозы наступления последствий) позволяет установить не только объективную сторону правонарушения, но и вину лица.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем административного правонарушения, установленного статьей 7.23 КоАП РФ не подтверждаются представленными в материалы дела документами.

Привлекая Корнева Н.И. к административной ответственности, руководитель государственной жилищной инспекции Нижегородской области не опроверг его доводов о том, что запрет на введение ограничения водоотведения в законодательстве отсутствует, выводы суда о виновных действиях Корнева Н.И. не могут быть признаны обоснованными.

При таких обстоятельствах, наличие состава административного правонарушения в действиях Корнева Н.И. нельзя признать доказанным.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Одним из таких обстоятельств, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является отсутствие состава административного правонарушения.

Учитывая, что обжалуемое судебное постановление не доказывают виновность Корнева Н.И. в совершении правонарушении, а вместе с тем и наличие в ее действиях состава административного правонарушения, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь ст.ст. ст. 7.23, 30.1-30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу управляющего ТСЖ «Русь» Корнева Николая Ивановича удовлетворить.

Постановление руководителя Дзержинского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 22 июля 2010 г. о назначении административного наказания управляющему ТСЖ «Русь» Корневу Николаю Ивановичу в виде административного штрафа в размере 500 руб., за правонарушение, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, в отношении управляющего ТСЖ «Русь» Корнева Николая Ивановича прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Федеральный судья п/п Д.И.Швецов

Копия верна:

Судья: Секретарь: