К делу №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Крымск 13 ноября 2019 года
Крымский районный суд Краснодарского края, в составе:
председательствующего судьи Красюковой А.С.
при секретаре Семионел К.А.
рассмотрев жалобу ПАО «Газпром» на постановление Управления Росреестра по Краснодарскому краю межрайонного отдела по Абинскому Крымскому районам по делу №2 о привлечении ПАО «Газпром» к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю Межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам № 2 от 15.05.2019 (далее - постановление) ПАО «Газпром» (далее - Общество, заявитель) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначен штраф в размере 100000 руб. Общество не согласно с вынесенным постановлением, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи со следующим.
В рамках административного дела при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления административным органом были недостаточно полно исследованы находящиеся в деле документы, а также сделаны выводы, не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. Вменяемые административным органом в постановлении действия ПАО «Газпром» не могут рассматриваться как использование земельных участков не по целевому назначению. Согласно постановлению, Общество нарушает требования земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0606005:137, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. На земельном участке с кадастровым номером 23:15:0606005:137 в соответствии с требованиями законодательства расположены объекты недвижимости, относящиеся к магистральному газопроводу «Южный поток». Участок «Писаревка-Анапа», обеспечивающих технологический процесс транспортировки газа по магистральному газопроводу (далее - объекты газоснабжения Общества). 06.08.2009 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики подписан протокол, в соответствии с которым стороны в срок до 01.11.2010 обеспечат все необходимые условия и разрешения для беспрепятственного строительства нового газопровода через акваторию Черного моря для поставок природного газа из Российской Федерации на основе результатов технико-экономического обоснования. Турецкая сторона обеспечит до 01 ноября 2009 года выдачу по заявке уполномоченной ОАО «Газпром» компании разрешений на проведение морских рекогносцировочных и экологических изысканий по маршруту газопровода «Южный поток» для его сооружения в исключительной экономической зоне Турецкой Республики. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которой для развития газотранспортной системы и производства сжиженного природного газа предусматривается строительство газопровода «Южный поток». Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 22.02.2011 создана межведомственная рабочая группа по реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» на территории Краснодарского края с целью обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, ОАО «Газпром», иных организаций, а также для оперативного решения вопросов, связанных с реализацией проекта строительства газопровода «Южный поток» на территории Краснодарского края.Президентом Российской Федерации поддержано обращение Председателя Правления ПАО «Газпром» от 09.04.2013 о мерах государственной поддержки строительства газопровода «Южный поток».Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2015 № 816-р утверждена схема территориального планирования в области федерального транспорта, в соответствии с которой газопровод «Южный поток» предназначен для передачи через Черное море в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков. Газопровод запланирован как часть Единой системы газоснабжения. КС «Русская» является начальной точкой строящегося магистрального газопровода (морской участок), который будет поставлять газ из Российской Федерации в страны Южной и Центральной Европы.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта ипредоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, храпения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.Согласно статье 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.Согласно п. 2 ст. 71 Земельного кодекса (далее - ЗК) РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.Статья 78 ЗК РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что корреспондирует ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ.Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК): применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2);изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3);решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5). В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Изложенное свидетельствует о том, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, возможно только в ходе процедуры по изменению категории земель, в составе которых находятся данные участки.Однако пунктом 2 статьи 78 ЗК РФ, регламентирующей порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставленных на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.В соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Технологически связанные объекты магистрального газопровода входят в состав трубопровода и является его неотъемлемой технологической частью каклинейного объекта (п. 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9, Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85).Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.Поскольку вид разрешенного использования возможно изменить только одновременно с категорией земель, а п.2 ст.78 ЗК РФ устанавливает специальное правило, в соответствии с которым перевода земельных участков, предоставленных для строительства объектов магистрального газопровода, в иную категорию не требуется (в силу прямого указания закона).При таких обстоятельства в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.Частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено: при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.Данная позиция подтверждается судебной практикой: решение Анапского районного суда от 14.12.2017, постановление 15 Арбитражного апелляционного суда от 30.01.2017, постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 № 14902/12 по делу № А40-111150/11-155- 953; Определение ВАС РФ от 28.01.2013 № ВАС-14902/12 по делу № А40-11 1150/1 1-155-953; решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 по делу № J132-446/2014.В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Принимая во внимание изложенное, отсутствие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, постановление № 2 от 15.05.2019 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями норм КоАП РФ.Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.В протоколе об административном правонарушении от 25.04.2019 б/н отсутствуют сведения о дате, времени совершения административного правонарушения.Как разъяснено в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола, является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений, прямо предусмотренных КоАП РФ, противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту.В обжалуемом постановлении о назначении наказания также не указана дата совершения административного правонарушения. Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу последующих решений.Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении от 25.04.2019 подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса. В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.Рассмотрение данного дела относится к подсудности районного суда общей юрисдикции по следующим основаниям. На основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.02.2014 № 261-0 дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны сосуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 №40 внесены изменения в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно которым жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.Часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях находится в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» Кодекса и устанавливает ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.12.2013 № 40, заявление ПАО «Газпром» на постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного суда от 15.06.2015 по делу № А32-7565/2015; Определение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № АЗ 2-27487/2015; Определение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-27486/2015). ПАО «Газпром» просит отменить постановление Управления Росреестра по Краснодарскому краю Межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам от 15.05.2019 № 2, вынесенное в отношении ПАО «Газпром», производство по делу прекратить по основанию п.п. 1,2 ч. 1 ст.24.5 КоАП – отсутствие события, состава административного правонарушения.
Защитник ПАО «Газпром» Мельниченко А.Е., в судебное заседание не явилась представила в суд ходатайство в котором просила рассмотреть жалобу по существу в ее отсутствие, постановление от 15.05.2019 года отменить.
Представитель административного органа межрайонного отдела по Абинскому и Крымскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился представил суду отзыв по жалобе в котором просил рассмотреть жалобу по существу в отсутствии представителя, отказать в удовлетворении требований заявителя.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон,
извещены надлежащим образом, поскольку неявка сторон не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, возражение ПАО «Газпром» на отзыв Управления Росреестра по Краснодарскому краю межрайонного отдела по Абинскому Крымскому районам суд приходит к следующему.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю межмуници-пального отдела по Абинскому и Крымскому районам № 2 от 15 мая 2019г. ПАО « Газпром» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановление ПАО « Газпром» обратилось в Крымский районный суд Краснодарского края с жалобой на постановление.
Судом установлено следующее. 29.03.2019г. в управление Росреестра поступил акт проверки от 28.03.2019г. № 253 по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, за совершение ПАО « Газпром» административного правонарушения при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606005:137, площадью 54 765км.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/пос.Южное, в границах бывшего СПК колхоза им. Ленина. Обследованием ведущего специалиста Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» установлено, 23:15:0606005:137, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскозяйственного производства, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, Южное сельское поселение, в границах бывшего СПК колхоза имени Ленина не в соответствии с видом разрешенного использования, путем размещения и эксплуатации объектов недвижимости в рамках титула «Южный поток» Писаревка- Анапа КУ 742,3 км:
1. Южно-Европейский газопровод. Участок «Писаревка - Анапа», км. 570 - км. 768, 5, включая наземные элементы: площадки КУ, свечи, площадью 2237 кв.м.;
2. Подъездная дорога к площадке блочно-комплексного устройства электроснабжения Южно-Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3, площадью 1502 кв.м.;
3. Подъездная дорога к площадке блочно-комплексного устройства электроснабжения Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3 площадью 3778 км.м.;
4. Подъездная дорога к площадке блочно- комплексного устройства электроснабжения Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3 площадью 1743 кв.м.;
5. Подъездная дорога к площадке блочно - комплексного устройства электроснабжения Южно -Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3 площадью 268 кв.м.;
6. Подъездная дорога к площадке блочно - комплексного устройства электроснабжения Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3 площадью 120 кв.м.;
7. Подъездная дорога к площадке блочно - комплексного устройства электроснабжения Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3 площадью 44 кв.м.;
8. Подъездная дорога к площадке блочно - комплексного устройства электроснабжения Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3 площадью 101 кв.м.;
9. Подъездная дорога к площадке блочно - комплексного устройства электроснабжения Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка -Анапа», км. 742, 3 площадью 659 кв.м.;
10. Площадка блочно - комплексного устройства электроснабжения Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка - Анапа», км. 742, 3, площадью 531 кв.м.;
11.Электрохимзащита Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка - Анапа», км 570 - км 768, 5, включая наземные элементы: 4 КИП, 7 указателей связи, площадью 11 кв.м.;
12. Электрохимзащита Южно - Европейский газопровод. Участок «Починки - Анапа», км. 1379 - км 1570, включая наземные элементы: 3 КИП, 2 указателя связи, площадью 5 кв.м.;
13. Телемеханика Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка - Анапа», км 570 - км 768, 5, включая наземные элементы: 2 указателя связи, площадью 2 кв.м.;
14.Линия электропередачи кабельная Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка - Анапа», км 722 - км 765, 0, включая наземные элементы: 2 указателя кабеля, площадью 2 кв.м.;
15. Магистральная волоконно - оптическая линия связи Южно -Европейский газопровод. Участок «Писаревка- Анапа», км 750 - км 768, 5, включая наземные элементы: 1 указатель связи, площадью 1 км.м.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускается использование земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования.
Действующее законодательство устанавливает различный правовой режим использования земельных участков в зависимости от его принадлежности к категории земель и вида разрешенного использования.
Согласно ст.1 Земельного Кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии ч.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ – земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и
требованиями специальных федеральных законов. Ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установ-лено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответ-ствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного исполь-зования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при усло-
вии соблюдения требований технических регламентов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классифи-катором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осу- ществляющим функции по выработке государственной политики и норматив
но-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с ч.1 ст.2. ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.12.2014г № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В силу п.п.2 п.1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градострои-тельных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из ст. ст. 40, 41, 43 Земельного Кодекса РФ и ст. ст. 262, 264 Гражданского Кодекса РФ право на использование (пользование) соответст-вующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимися его собственником. К таким лицам, ст. 5, 41 Земельный Кодекс РФ относит землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
Исходя из ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 7, 42 Земельного Кодекса РФ правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: 1 - принадлежность земельного участка к определенной категории земель; 2 - принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 № 13016/11, разъяснено, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости. Аналогичная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 по делу №А53-9684/2011 15АП-9536/2011 было отмечено, что выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с законом № 221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (п. 14 ч. 2 ст. 7 закона № 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
ПАО «Газпром», в нарушение требований ст. 42 Земельного Кодекса РФ, использует земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, Южное сельское поселение, в границах бывшего СПК колхоза им. Ленина, для размещения и эксплуатации объектов недвижимости в рамках титула «Южный поток» Писаревка - Анапа КУ 742, 3 км, что соответствует виду разрешенного использования «трубопроводный транспорт» (код вида разрешенного использования земельного участка 7.5 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 540 от 01.09.2014) - в то время как, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости (ГКН), указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства».
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из представленных документов в материалы дела суд приходит к выводу, о том, что ПАО «Газпром» не представило каких-либо доказательств того, что им предпринимались исчерпывающие меры по освоению и использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, либо возникли непреодолимые препятствия для такого основания и использования. Таким образом, заявитель не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных действующим законодательством, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя как объективной, так и субъективной сторон правонарушения.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания ПАО «Газпром» является законным и обоснованным.
Доводы жалобы ПАО « Газпром», суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей принято в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ, оно соответствует тяжести совершенного правонарушения, назначено с учетом характера и степени общественной опасности деяния, обстоятельств его совершения, его фактических и возможных последствий, а равно финансового положения ПАО « Газпром» и обеспечивает достижение целей
административного наказания. При указанных обстоятельствах, постановление от 15 мая 2019 года Управления Росреестра по Краснодарскому краю межрайонного отдела по Абинскому Крымскому районам по делу №2, сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для его отмены или изме-нения не усматривается. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление от 15 мая 2019 года по делу № 2 Управления Росреестра по Краснодарскому краю межрайонного отдела по Абинскому Крымскому районам
о привлечении ПАО «Газпром» к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- оставить без изменения, а жалобу ПАО «Газпром» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней с момента вручения
Копия верна
Судья