Судья Ефремов О.Б. Дело № 12-266/2019
№ 7-62/2019
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Судья Магаданского областного суда Филенко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского областного суда жалобу защитника юридического лица - мэрии города Магадана на постановление главного государственного инспектора г. Магадана по пожарному надзору ФИО1 от 13 мая 2019 года, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:
- мэрии города Магадана, г. Магадан, пл. Горького д. 1
с участием:
защитников лица, привлеченного к административной ответственности - ФИО2, ФИО3, ФИО4,
представителя административного органа ФИО5,
при секретаре судебного заседания Биттер Т.А.
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора г. Магадана по пожарному надзору от 13 мая 2019 года мэрия г. Магадана признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Магаданского городского суда от 18 июня 2019 года указанное постановление изменено, из объема вменяемого административного правонарушения исключено указание на нарушение пожарной безопасности, выразившееся в не обеспечении исправного состояния пожарных гидрантов, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утеплении в зимнее время, (тепловая камера гидранта 6/3, расположенного по адресу: <адрес>), а также отсутствии по направлению движения к нему соответствующих указателей: объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации, с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до его месторасположения.
В остальной части постановление оставлено без изменения.
Частично не согласившись с указанным постановлением и решением судьи Магаданского городского суда, защитник мэрии города Магадана ФИО2 обжаловала его в Магаданский областной суд.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения судьей Магаданского городского суда не в полной мере учтены обстоятельства дела, в том числе следующие.
Административным органом вменяется мэрии города Магадана необеспечение необходимого расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте п. <U>, на пожарном гидранте 6/3, расположенном по адресу: <адрес>, где фактический расход воды составил 5,91 л/с при требуемом 10 л/с.
В обоснование нарушения админиcтративный орган сослался на таблицы 5 и 6 СнИП 2.04.02-84*, который по мнению мэрии города Магадана, утратил силу с 1 января 2013 года и взамен которого действует СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Ссылаясь на нормы действующих правил, указывает, что наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, и он является водопроводом низкого давления.
Такой водопровод и используется в пос. <U>.
Сообщает, что в соответствии с требованиями п. 4.4 СП 8.13130.2009 минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления должен быть не менее 10 м, в сети объединенного водопровода, также не менее 10 м и не более 60 м.
Полагает, что в материалах административного производства отсутствуют сведения о замерах минимального свободного напора в сети, манометры или иные средства контроля (поверенные и аттестованные в установленном порядке) не использовались.
Утверждает, что проверка пожарного гидранта на водоотдачу должна производиться в соответствии с «Методикой проверки сетей противопожарного водоснабжения на водоотдачу», разработанной Санкт-Петербургским филиалом ФГУ ВНИИПО МЧС России, отделом организации пожаротушения ГУГПС МЧС России.
Использованный административным органом метод замера (при помощи ведра и секундомера) по мнению автора жалобы, использовать невозможно.
Полагает, что вывод о виновности лица в данной части сделан в отсутствие законных оснований и соответствующих доказательств, в связи с чем просит изменить оспариваемые постановление и решение судьи,исключив из объема вменяемого правонарушения указание на нарушение пожарной безопасности, выразившееся в не обеспечении необходимого расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте пгт. <U>.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав защитников мэрии города Магадана поддержавших жалобу по доводам в ней изложенным, пояснения представителя административного органа, полагавшего, что вынесенное по делу постановление законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имеется, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.
В силу пункта 8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178 (далее - СП 8.13130.2009), расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Таблицами 1 и 2 указанного СП 8.13130.2009 установлено, что расход воды на наружное пожаротушение поселений и зданий, в том случае, если число жителей поселение больше 1 тыс., но меньше 5 тыс. человек, должен составлять 10 л/с, а в том случае, если число жителей не более 1 тыс. человек - 5 л/с.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения от 1 апреля 2019 года № 87 в отношении мэрии города Магадан проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за реализацией полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
По результатам проверки главным государственным инспектором города Магадана по пожарному надзору ФИО1 в отношении мэрии города Магадана составлен протокол об административном правонарушении от 7 мая 2019 года № 86, которым, в числе прочего, зафиксирован факт не обеспечения необходимого расходы воды на наружное пожаротушение в пгт. <U>.
Указано, что согласно проведенной 15 апреля 2019 года проверке на пожарном гидранте 6/3, расположенном по адресу: <адрес>, фактический расход воды на наружное пожаротушение составил 5,91 л/с, при требуемом 10 л/с.
В качестве доказательства не обеспечения необходимого расходы воды в пожарном гидранте 6/3 в материалах административного производства имеется копия протокола о проведении испытаний на водоотдачу наружного противопожарного водопровода, составленного 15 апреля 2019 года комиссией, состоящей из должностных лиц, в том числе с участием главного государственного инспектора города Магадана по пожарному надзору ФИО1, но в отсутствие представителей мэрии города Магадана.
В соответствии с пунктом 9.3 ГОСТа Р 53961-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний» для измерения давления необходимо применять манометры, а расход воды допускается определять объемным способом, измеряя объем и время заполнения мерной емкости вместимостью не менее 2 м.куб. с погрешностью +/- 0,01 м.куб. Измерения времени проводят секундомером с классом точности не менее 2.
«Методикой проверки сетей противопожарного водоснабжения на водоотдачу» (далее - Методика), разработанной Санкт-Петербургским филиалом ФГУ ВНИИПО МЧС России, отделом организации пожаротушения ГУГПС МЧС России установлено, что для измерения расходов воды могут быть использованы два способа: объемный и с помощью стволов-водомеров.
В соответствии с пунктом 3.1 Методики для проведения испытания требуется мерная емкость вместимостью не менее 500 л (либо цистерна пожарного автомобиля).
При этом в силу пункта 6.2. Методики по результатам испытаний составляются протокол и акт проведенных испытаний по форме, приведенной в приложении 3.
Из материалов дела следует, что при проведении испытаний 15 апреля 2019 года административный орган применил объемный метод, что в данном случае допустимо. Однако в протоколе и иных документах не имеется сведений о том, с помощью какой мерной емкости и секундомера с каким классом точности проводились измерения.
Поскольку представитель мэрии города Магадана не участвовал при проведении испытаний, акт о проведении испытаний с описанием используемых приборов и оборудования в материалах дела отсутствует, протокол испытаний надлежащим образом не утвержден, и также не содержит достаточной информации, подтверждающей правильность применения методики, учитывая, что лицо, привлекаемое к административной ответственности ставит под сомнение правильность проведения испытания, суд приходит к выводу о том, что имеются неустранимые сомнения в виновности мэрии города Магадана в совершении вменяемого правонарушения в указанной части.
Кроме того, в материалах дела не имеется надлежащих сведений о том, какое количество жителей проживало в пос. <U> в момент проведения испытания, в связи с чем обоснованность определения необходимого значения именно 10 л/с, материалами дела не подтверждена.
Положения статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие в материалах дела доказательств с достаточной определенностью подтверждающих, что расход воды из гидранта 6/3 должен составлять 10 л/с, и в момент испытаний он действительно составлял 5,9 л/с, свидетельствует о недоказанности вины мэрии города Магадана во вменяемом правонарушении.
Недоказанность вины как элемента состава административного правонарушения, указывает на отсутствие всего состава административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу.
Учитывая изложенное, вынесенные по делу постановление и решение судьи Магаданского городского суда подлежат изменению путем исключения из их мотивировочных частей указание на необеспечение необходимого расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте п. <U>, на пожарном гидранте 6/3, расположенном по адресу: <адрес>, фактический расход воды составил 5,91 л/с при требуемом 10 л/с.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление главного государственного инспектора г. Магадана по пожарному надзору от 13 мая 2019 года, решение судьи Магаданского городского суда от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэрии города Магадан изменить, исключив из их мотивировочных частей указание на необеспечение необходимого расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте п. <U>, на пожарном гидранте 6/3, расположенном по адресу: <адрес>, фактический расход воды составил 5,91 л/с при требуемом 10 л/с.
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.
судья М.А. Филенко