ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-266/2021 от 16.08.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 12-266/2021

Судья Мурадова С.Л.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

16 августа 2021 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 июня 2021 года, вынесенное в отношении руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

29 апреля 2021 года заместителем прокурора Чувашской Республики Кондратьевым А.А. отношении руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое направлено для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 июня 2021 года руководитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Названное постановление судьи обжаловано ФИО1 в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника ФИО1 - Щукину Н.Г., подержавшую доводы жалобы и указавшей о несоблюдении правил подведомственности при рассмотрении дела судьей районного суда, заключение прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Михайловой Я.С. об оставлении постановления судьи без изменения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО1, извещенной надлежащим образом, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

29 апреля 2021 года заместителем прокурора Чувашской Республики Кондратьевым А.А. отношении руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, по тем мотивам, что она, являясь должностным лицом государственного органа, осуществляющего в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», Положением о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265, общее руководство Службой и несущим персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач и осуществлению ею своих функций, в том числе при утверждении тарифов на коммунальные ресурсы, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес> в период с 24 по 27 ноября 2020 года нарушила установленный порядок регулировании тарифов (пункты 27, 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406, пункт 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 № 1075) при принятии решений коллегией Службы на заседании, оформленных протоколом от 24 ноября 2020 года № 22, и:

- установления постановлением от 27 ноября 2020 года № 61-20-22/8 «Об установлении долгосрочных параметров, регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 - 2025 годы» тарифа на питьевую воду для АУ «Новая жизнь», осуществляющего холодное водоснабжение;

- установления постановлением от 24 ноября 2020 года № 40-20-22/2 «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 14 декабря 2018 г. № 130-30-32/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2019 - 2023 годы» тарифа на тепловую энергию (мощность) регулируемой организации – ООО «Теплокомфорт»;

- установлением тарифа постановлением от 27 ноября 2020 года № 59-22/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду и водоотведение для Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания города Цивильск» на 2021 - 2023 годы».

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 июня 2021 года руководитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Вместе с тем с вынесенным судьей районного суда постановлением согласиться нельзя последующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 13 августа 2009 года № 265 Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сферах, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), отнесенное к ведению Чувашской Республики и к его функциям отнесено принятие решений об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; тарифов в сфере холодного водоснабжения (пункт 1.1, пункт 7 раздела III Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам).

Таким образом, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, к компетенции судов не отнесены.

В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Подпунктом «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте «в» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, лишь при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

Системный анализ приведенных норм с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ должна применяться с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1 названного Кодекса.

По смыслу части 2 статьи 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.

Таким образом, положение абзаца второго части 3 статьи 23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.

В соответствии со статьей 23.51 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ.

Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 года № 543 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что в отношении регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведенияосуществляется государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (пункт 1, подпункты «д», «е» пункта 3 Положения от 27 июня 2013 года № 543).

Согласно пунктам 4, 5 названого Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проверок, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении Федеральной антимонопольной службой федерального государственного контроля (надзора).

Соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения требований, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения, является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (подпункт «д» пункта 6 Положения от 27 июня 2013 года № 543).

Соблюдение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов требований, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт «е» пункта 6 Положения от 27 июня 2013 года № 543).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1088 в Положение от 27 июня 2013 года № 543 внесены изменения, в частности, уточнены полномочия, предмет и наименование осуществляемого Федеральной антимомнопольной службой государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), вместе с тем данными изменения полномочия Федеральной антимонопольной службы в указанной сфере не отменены.

Таким образом, исходя из существа вменяемых руководителю Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО2 нарушений регулируемых государством цен (тарифов) в области теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, дело об административном правонарушении после его возбуждения прокурором подлежало передаче для рассмотрения в уполномоченный орган (должностному лицу) - Федеральную антимонопольную службу, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в отношении регулирования органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, к компетенции которого оно отнесено в соответствии в соответствии со статьей 23.51 КоАП РФ.

Вместе с тем дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу прокурором не передано.

Уполномоченным органом – Федеральной антимонопольной службой, его должностным лицом, дело на рассмотрение в суд не передавалось.

Таким образом, условия и правовые основания, предусмотренные частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, для рассмотрения судьей Ленинского районного суд г. Чебоксары Чувашской Республики настоящего дела об административном правонарушении, отсутствовали.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, не соблюден.

При таких обстоятельствах постановление судьи не может быть признано законным и подлежит отмене.

Учитывая, что срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ дело следует направить для рассмотрения в уполномоченный орган (должностному) лицу, к компетенции которого оно отнесено в соответствии с законом - в Федеральную антимонопольную службу.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 июня 2021 года, вынесенное в отношении руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 направить на рассмотрение по подведомственности в Федеральную антимонопольную службу.

Судья А.В. Голубев

Решение30.08.2021