№
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 27 июля 2021 года
Судья Тюменского районного суда Тюменской области Якубовская Г.А., с участием:
представителя ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России Ситникова Ивана Александровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по доверенности Иванова Е.И. на постановление заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Тюменской области Антипкиной И.И. № 258 О от 28 декабря 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении: ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ (сокращённое наименование - ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России) ИНН 7704761773, КПП 770401001, ОГРН 1107746633521, адрес юридического лица: 119435, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 21, стр. 1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Северо- Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Тюменской области Антипкиной И.И. от 28.12.2020 ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере № рублей.
Представитель ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по доверенности Иванов Е.И. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события правонарушения. В обосновании своих требований указывает на то, что неверно определен состав лиц, подлежащих привлечению к ответственности по выявленным фактам, проведение мероприятий, направленных на ликвидацию свалок отходов в лесах Министерства обороны РФ не относится к компетенции учреждения и не предусмотрено его уставом. Отсутствие события административного правонарушения, так как свалки были незамедлительно ликвидированы после получения актов об их обнаружении. В действиях заявителя по данному факту вина полностью отсутствует, факт обеспечения ненадлежащего состояния земельного участка, невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий ничем не доказан, сам факт наличия данной свалки контрольными органами не фиксировался – состава административного правонарушения не имеется.
Представитель ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России Ситников И.А. просил решение административного органа отменить.
Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ФГКУ « УЛХиП» Минобороны России, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора поступили материалы проверки МО МВД «Тюменский» вх. № 26796-2020 от 01.09.2020, зарегистрированные в КУСП за № 13223 от 19.08.2020, по факту размещения отходов на земельном участке, расположенном в квартале 13 выдела 6 Богандинского участка Тюменского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
Согласно акту осмотра от 03.08.2020 № 28 Тюменского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, установлено, что в границах квартала 13 выдела 6 Богандинского участка Тюменского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России обнаружено несанкционированное место сброса грузовых автопокрышек в количестве 21 шт. на площади 0,0048 га географические координаты №).
Согласно акту обследования от 17.08.2020 №32 Тюменского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, в границах квартала 13 выдела 3 Богандинского участка Тюменского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России обнаружено два несанкционированных места сброса площадью 0,0006 га (объем 10 м3) и площадью 0,0001 га (объем 10 м3), состоящих преимущественно из строительных отходов, старых досок, рам, рубероида (географические координаты 1 участка №).
24.09.2020 было выявлено в лесном массиве, рядом с просёлочной дорогой, ведущей в п. Андреевский, несанкционированное место размещения твёрдых бытовых отходов, протяжённостью 103 метра, с <данные изъяты>
Так же, рядом с несанкционированным местом размещения твёрдых бытовых отходов зафиксирован искусственный накопитель с содержанием отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления площадью около 100 м2, из которого самотёком жидкие отходы стекают в лесной массив. Географические координаты №.
Кроме того, в непосредственной близости к корпусу Тюменского высшего военного инженерного училища зафиксировано несанкционированное место размещения твёрдых бытовых отходов, представленных изношенной обувью (валенки) площадью 4м2 географические координаты №
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 11.09.2020 протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России и вынесения обжалуемого постановления.
В соответствии со ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощению, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, согласно представленной выписки из ЕГРН и свидетельства о праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, на котором обнаружен сброс бытовых отходов, принадлежит Министерству Обороны России.
Вместе с тем, согласно представленным документам, а именно Уставу ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, проведение мероприятий, направленных на ликвидацию свалок отходов в лесах Министерства Обороны России не относится к компетенции учреждения. Основными целями деятельности учреждения являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, а также осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины).
Согласно п. 1 Устава ФГУП «Оборонпромэкология» основными направлениями деятельности ФГУП «Оборонпромэкология» Минообороны России являются: оказание услуг в области экологической безопасности для нужд Министерства обороны Российской Федерации; сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов различных групп опасности, в том числе переработка и хранение радиоактивных отходов; проведение работ по очистке и рекультивации загрязнённых территорий воинских частей и военных городков от загрязнений, в том числе на территории Арктической зоны и введение очищенных земельных участков в хозяйственный оборот.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Тюменской области Антипкиной И.И. № 258 О от 28 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по доверенности Иванова Е.И. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Тюменской области Антипкиной И.И. № 258 О от 28 декабря 2020 года, вынесенное в отношении ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения копии решения, путём подачи жалобы через Тюменский районный суд.
Судья Тюменского районного суда
Тюменской области Г.А. Якубовская