Дело №12-266/22
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 июля 2022 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Танганов Б.И., при секретаре Батуеве Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Улан-Удэ от 11 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.21 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя мэра г.Улан-Удэ, председателя Комитета по финансам ФИО1,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Улан-Удэ от 11 июля 2022 должностное лицо - заместителя мэра г.Улан-Удэ, председатель Комитета по финансам Администрации г.Улан-Удэ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 в Советский районный суд г.Улан-Удэ подана жалоба, в которой заявитель просит постановление мирового судьи отменить. В обоснование жалобы ФИО1 указала, что у Комитате по финансам отсутствовала возможность перечислить бюджетные средства в установленный законом срок на расчетный счет территориальной избирательной комиссии, т.к. последней на установленную дату, 28.06.2022 года, не был открыт расчетный счет, т.е. технически некуда было переводить денежные средства. При этом, бюджетные средства на финансирование избирательной комиссии Комитетом были предусмотрены. Действия по открытию счета территориальной избирательной комиссии не зависят от воли Комитета, Комитет не может влиять на деятельность избирательных комиссий. В нарушении установленного законом срока финансирования избирательной комиссии отсутствует вина ФИО1
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 доводы изложенные в жалобе поддержали, просили постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием вины должностного лица - председателя Комитета по финансам Администрации г.Улан-Удэ ФИО1
В судебном заседании прокурор Хорошева О.Я., действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась. Суду пояснила, что Комитетом по финансам не приняты исчерпывающие меры для своевременного перечисления денежных средств на финансирование территориальной избирательной комиссии, информация не доведена до мэра города, не был отработан порядок перечисления денежных средств. При этом, с момента опубликования решения о назначении дополнительных выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва у должностного лица ФИО1 имелось достаточно времени для урегулирования вопросов для перечисления денежных средств, однако ею не было сообщено о невозможности своевременного финансирования территориальной избирательной комиссии. Состав ст.5.21 КоАП РФ является формальным. Просила постановление мирового судьи оставить без изменений, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав мнение лиц участвующих в деле, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии с ч.3 ст.57 вышеназванного Федерального закона главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия на территории, на которую распространяются полномочия комиссии, - в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России". (ч.7 ст.57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно разъяснениям изложенным в информационное письмо Банка России от 01.07.2016 N ИН-010-45/48 "Об открытии счетов избирательным комиссиям в ПАО Сбербанк" в соответствии с пунктом 7 статьи 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, - в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России". В случае отсутствия в пределах указанного населенного пункта подразделения Центрального банка Российской Федерации избирательная комиссия вправе открыть счет в филиале ПАО Сбербанк, находящемся в том же или в другом населенном пункте.
Аналогичные положения о порядке открытия счетов для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, содержатся в Законе Республики Бурятия от 25.04.2003 N 287-III "Об Избирательной комиссии Республики Бурятия".
Часть 1 статьи 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неперечисление, а равно перечисление в неполном объеме или с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов и, в частности, с их финансированием.
Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума предусматривает, прежде всего, финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума), для чего в бюджетах всех уровней отдельной строкой выделяются средства не позднее чем в десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов и производится их перечисление и перераспределение.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет бездействие (действие) уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет или осуществляет с опозданием (без уважительной причины) перечисление денежных средств, поступающих избирательным комиссиям (комиссиям референдума), а также кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума из различных источников.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что решение о назначении дополнительных выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№15,20,28 N 01-05/15 от 14 июня 2022 года было опубликовано 17 июня 2022 года. Десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов истек 28 июня 2022 года.
Проведенной прокуратурой Республики Бурятия проверкой установлено, что 20.06.2022 Комитетом по финансам Администрации г.Улан-Удэ по заявке аппарата Администрации г.Улан-Удэ от 20.06.2022г. произведены изменения в сводной бюджетной росписи на проведение выборов в 2022 году, предусмотрено финансирование в объеме 9 720 813,2 руб. по состоянию на 06.07.2022г. денежные средства на проведение дополнительных выборов территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г.Улан-Удэ не перечислены. При этом, в соответствии с п.п. 1.1,3.1,3.7,3.15 должностной инструкции заместителя мэра г.Улан-Удэ – председателя Комитета по финансам, утв. 08.02.2022г. мэром г.Улан-Удэ, в должностные обязанности муниципального служащего, замещающего должность заместителя мэра г.Улан-Удэ – председателя Комитета по финансам, входит обеспечение учета исполнения смет доходов и расходов главных распорядителей и прямых получателей средств бюджета г.Улан-Удэ, организация контроля за своевременностью совершения операций со средствами городского бюджета, а также целевого направления использования средств бюджета г.Улан-Удэ, утверждение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования для главных распорядителей и прямых получателей бюджетных средств, обеспечение доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей и прямых получателей бюджетных средств. Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 17.09.2019г. №468-лс ФИО1 назначена заместителем мэра г.Улан-Удэ – председателем Комитета по финансам. Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Республики Бурятия постановления о возбуждении в отношении заместителя мэра г.Улан-Удэ – председателя Комитета по финансам ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.21 КоАП РФ, т.е. за не перечисление органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями по перечислению средств, средств избирательным комиссиям.
При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу о наличии вины должностного лица - заместителя мэра г.Улан-Удэ, председателя Комитета по финансам ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ, указав, что со стороны МУ «Комитет по финансам Администрации г.Улан-Удэ» имеет место неперечисление денежных средств на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№15,20,28, что образует состав вменяемого административного правонарушения. При этом, доводы должностного лица о том, что ТИК не открыл счет для перечисления бюджетных средств были отклонены судом первой инстанции.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В этой связи требования ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают, что по делу об административном правонарушении наряду с иными обстоятельствами выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Рассматривая дело, мировой судья указал, что фактически ФИО1 никаких действий направленных на своевременное перечисление бюджетных средств не производилось, при том, что должностное лицо ФИО1 своевременно была осведомлена об обязанности по перечислению средств.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела счет территориальной избирательной комиссией Железнодорожного района г.Улан-Удэ не был открыт. Указанный счет открыт лишь 08 июля 2022 года и начал функционировать 11.07.2022г.
Из пояснений ФИО1 следует, что реквизиты счета для перечисления денежных средств ТИК Железнодорожного района г.Улан-Удэ представлены в аппарат Администрации г.Улан-Удэ 12.07.2022г, в тот же день Комитетом по финансам в УФК по Республике Бурятия направлено платежное поручение о перечислении средств для подготовки и проведения выборов. Поскольку в представленных ТИК Железнодорожного района г.Улан-Удэ реквизитах открытого счета неверно указан ИНН, платежное поручение от 12.07.2022г. возвращено из УФК по Республике Бурятия без исполнения. После получения соответствующих реквизитов счета, 13.07.2022г. денежные средства в полном объеме были переведены ТИК Железнодорожного района г.Улан-Удэ.
Указанные пояснения подтверждены представленными в дело материалами.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции счета для перечисления денежных средств у ТИК Железнодорожного района г.Улан-Удэ не имелось.
Поскольку инициатива по открытию расчетных счетов в соответствии с действующим законодательством возложена на соответствующие избирательные комиссии, и до 12 июля 2022 года в Комитет по финансам соответствующие реквизиты для перечисления денежных средств от ТИК Железнодорожного района г.Улан-Удэ не поступили, у Комитета по финансам отсутствовала реальная возможность своевременного перечисления денежных средств по объективным, независящим от него причинам. Данное обстоятельство судом первой инстанции не учтено и исключает наличие вины в действиях должностного лица ФИО1
Кроме того, заслуживает внимание довод жалобы о том, что денежные средства для финансирование ТИК Железнодорожного района г.Улан-Удэ из городского бюджета Комитетом по финансам были предусмотрены и зарезервированы для перечисления. Указанное обстоятельство также подтверждено материалами дела, изложено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении (установлено в ходе проведенной прокуратурой проверки) и лицами участвующими в деле не оспаривалось.
При таких обстоятельствах выводы мирового судьи о допущенном бездействии (отсутствии каких-либо действий со стороны должностного лица ФИО1, направленных на своевременное перечисление бюджетных средств) не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По смыслу статей 2.2 и 2.4 КоАП РФ должностное лицо несет ответственность в случае умышленного или неосторожного неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Таких действий (бездействий) со стороны главы Чалбачинского сельсовета Г. из материалов дела не усматривается.
Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки как противоправность, виновность и наказуемость.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка от 11 июля 2022 года, вынесенное в отношении заместителя мэра г.Улан-Удэ, председателя Комитета по финансам ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.21 КоАП РФ не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
ФИО3 Г-вы удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Улан-Удэ от 11 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.21 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя мэра г.Улан-Удэ, председателя Комитета по финансам ФИО1, отменить.
Производство по делу прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после оглашения.
Судья Б.И. Танганов