Дело № 12-267/17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 13 марта 2017 года
Судья Заводского районного суда г. Кемерово Бунтовский Д.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе директора ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КРФоАП, в отношении ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов» (далее - ГПОУ «ГТНП») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КРФоАП и было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе директор ГПОУ «ГТНП» выражает свое несогласие с постановлением. Указывает, что правонарушение было допущено в связи с ошибкой сотрудника бухгалтерии ответственного за проведение бухгалтерских операций, а именно неверно разнесена хозяйственная операция по начислению платы за негативное воздействие (отнесена на другой налог), в результате задолженность не была отражена и выявлено только при сверке счетов. Полагает, что указанное обстоятельств свидетельствует об отсутствии умысла у техникума на совершения административного правонарушения, то есть отсутствует вина, а следовательно отсутствует состав административного правонарушения.
Кроме того указывает, что в ходе производства по делу не был решен вопрос о том, в чем именно выражается негативное воздействие на окружающую среду. Каких-либо объективных данных о том, что в процессе деятельности техникума на окружающую среду оказывается такое воздействие, которое отвечает установленным законом признакам негативного воздействия, не имеется.
Также указывает на необходимость применения положений ст. 2.9 КРФоАП и признания допущенного правонарушения малозначительным с освобождением учреждения от административной ответственности. Так, оплата за негативное воздействие на окружающую среду произведена, пропуск срока оплаты не создал существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинил вреда личности, обществу или государству. Кроме того, размер санкции за данное правонарушение не соответствует размеру несвоевременно произведенного платежа.
В судебном заседании представитель ГПОУ «ГТНП» ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав представителя ГПОУ «ГТНП» ФИО3, изучив материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы директора ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов» ФИО2 не нахожу, по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 16 данного Федерального закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно ч. 1-3 ст. 16.4 указанного выше Закона, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно п. 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе за размещение отходов.
Из материалов дела усматривается, что на основании карточки лицевого ГПОУ «ГТНП», поступившей от Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области ГПОУ «ГТНП» за 4 квартал 2015 года начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3120 рублей 16 копеек.
Согласно материалу об административном правонарушении ГПОУ «ГТНП» вывоз и захоронение отходов осуществляется муниципальным предприятием г. Кемерово «Спецавтохозяйство» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно п. 6.3 договора отчисление в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду ГПОУ «ГТНП» осуществляет самостоятельно в установленном порядке.
Согласно платежному поручению, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года внесена ГПОУ «ГТНП» ДД.ММ.ГГГГ.
Факт образования в процессе хозяйственной деятельности предприятия отходов 5 класса опасности, представителем ГПОУ «ГТНП» ни при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, ни в судебном заседании, не оспаривался.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом было достоверно установлено нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие за 4 квартал 2015 года.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом управления государственного надзора департамента природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО1 в отношении ГПОУ «ГТНП» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт несвоевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года подтверждается материалами дела об административном расследовании: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Данное обстоятельство не оспаривалось и представителем ГПОУ «ГТНП» в судебном заседании.
Таким образом, ГПОУ «ГТНП» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы директора ГПОУ «ГТНП» о том, что в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, поскольку у техникума отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения, а также что оно не является субъектом данного правонарушения, нахожу не состоятельными.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на заключенный со специализированной организацией – МУП г. Кемерово «Спецавтохозяйство» договор от ДД.ММ.ГГГГ на вывоз и захоронение отходов.
Вместе с тем, поскольку договор по своей правовой природе является договором об оказании услуг, поэтому перехода права собственности на отходы от ГПОУ «ГТНП» к специализированной организации не происходит, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения ГПОУ «ГТНП» от платы за размещение принадлежащих ему отходов.
Кроме того, в силу прямого указания ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды N 7-ФЗ ГПОУ «ГТНП» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в результате его хозяйственной деятельности образуются отходы 5 класса опасности для окружающей среды, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Обязанность по внесению указанной платы за негативное воздействие ГПОУ «ГТНП» ранее не оспаривалось, что также подтверждается фактом внесения платы за как за 4 квартал 2015 года, так и 1, 2, 3 кварталы 2016 года.
Доводы заявителя о малозначительности совершенного также не могут быть приняты во внимание.
Согласно абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе срок исполнения возложенной на ГПОУ «ГТНП» обязанности и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, оснований для признания данного правонарушения малозначительным судом не установлено.
ГПОУ «ГТНП» как субъект профессиональной деятельности обязано строго соблюдать требования нормативных правовых актов при осуществлении своей деятельности. При этом учреждение имело возможность и должно было принять необходимые и достаточные меры для своевременного исполнения обязанностей, связанных с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законом сроки, однако, не сделало этого.
Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о незаконности привлечения его к административной ответственности, не имеется.
В данном случае ГПОУ «ГТНП» назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ (50 000 рублей).
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного учреждением правонарушения в данном случае, из доводов жалобы и документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается.
Деяние ГПОУ «ГТНП» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами нормами КРФобАП и законодательства в области охраны окружающей среды.
Порядок и срок давности привлечения ГПОУ «ГТНП» к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции ст. 8.41 КРФобАП.
Нарушений норм административного законодательства, позволяющих рассматривать состоявшиеся решение должностного лица как незаконное и необоснованное, не допущено, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора ГПОУ «Губернский техникум народных промыслов» ФИО2 оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) Д.В. Бунтовский
Подлинный документ подшит в деле № 12-267/17 Заводского районного суда г. Кемерово