ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-267/2016 от 14.04.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

14 апреля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении капитана НИС «Академик Опарин» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ, капитан судна НИС «Академик Опарин» ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Указано, что правонарушение совершено при следующих обстоятельствах. Судно НИС «Академик Опарин» под управлением капитана ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилось в Беринговом море в исключительной экономической зоне РФ в акватории Государственного природного биосферного заповедника «Командорский» им. ФИО4», не имея разрешения Минприроды и администрации заповедника для нахождения в особо охраняемой заповедной территории, чем нарушил требования ст. 66 Водного Кодекса РФ (далее по тексту- ВК РФ), п. 1 ч.5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире», ч. 2 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под. 11 п.6.1, п. 6.7, п. 8.3 Положения о федеральном государственном учреждении "Государственный природный биосферный заповедник «Командорский», утв. Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО8 обратился с жалобой, в которой просил постановление отменить, а производство по делу прекратить. В жалобе указал, что судно «Академик Опарин» является научно-исследовательским судном, принадлежащим на праве оперативного управления Федеральному государственному бюджетному учреждению Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской Академии наук. Целью захода НИС «Академик Опарин» в 30-ти мильную морскую территорию было не уведомление пограничной службы о своей работе, а выполнение научно-исследовательских задач на основании уполномоченного на то разрешения федерального органа исполнительной власти. Разделом 3 план-программы, руководство экспедицией возложено на начальника экспедиции. Взаимоотношения капитана судна и начальника экспедиции установлены статьями 1-4 приложения Устава службы на морских судах Академии наук СССР. В соответствии со ст.1 (01) начальник экспедиции обеспечивает план, маршрут и программу экспедиции. На основании ст. 3 (02) начальник экспедиции даёт капитану судна даёт указания капитану судна указания о маршруте судна, о координатах станций для проведения научно-исследовательских работ. В силу ст. 4 капитан судна подчинен в оперативном отношении начальнику экспедиции и обязан выполнять его указания, направленные на выполнение программы. Таким образом, ответственность за составление и выполнение маршрута экспедиции возложены не на капитана судна, а на начальника экспедиции. Обратные утверждения, со ссылкой на Устав службы на судах рыбопромыслового флота обжалуемого постановления не основаны на законе, так как «Академик Опарин является научно-исследовательским, а не рыболовецким судном. Таким образом, ответственность за составление и выполнение маршрута экспедиции возложены не на капитана судна, а на начальника экспедиции. Обратные утверждения, со ссылкой на Устав службы на судах рыбопромыслового флота обжалуемого постановления не основаны на законе, так как «Академик Опарин является научно-исследовательским, а не рыболовецким судном. Ссылку и.о. заместителя главного государственного инспектора в области окружающей природной среды ФГБУ Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им ФИО4ФИО5 на положения статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», о запрете на территории государственного природного заповедника запрещается любой деятельность, противоречащей задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике основанной на неправильном толковании закона, так как в соответствии с п. 2 этой статьи выполнение научно-исследовательских задач на этой территории допускается. Допускается выполнение научно-исследовательских задач на этой территории и другими нормами законов, перечисленных в обжалуемом постановлении. Таким образом, и.о. заместитель главного государственного инспектора в области окружающей природной среды ФГБУ Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им ФИО4ФИО5 вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, не изучив закон и не установив фактические обстоятельства дела. Полагает, что ему может быть поставлено в вину то, что он, как капитан НИС «Академик Опарин», выполнял обязательные для него в силу законодательства, распоряжения начальника экспедиции.

ФИО8 о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил. При таких условиях его заявителя не препятствует рассмотрению по существу поставленного перед судом вопроса.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, представленные документы, судья приходит к следующему.

Статья 8.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объектом посягательства являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.

Указанная норма является бланкетной, объективную сторону правонарушения составляют деяния, нарушающие установленные нормы и правила, регламентирующие режим особо охраняемых природных территорий и охранных зон, а также касающиеся охраны окружающей природной среды и природных ресурсов на таких природных территориях.

По данному делу капитану судна вменяется в вину нарушение ст. 66 Водного Кодекса РФ (далее по тексту- ВК РФ), п. 1 ч.5 ст. 9 Федерального за-кона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире», ч. 2 ст. 59 Фе-дерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под. 11 п.6.1, п. 6.7, п. 8.3 Положения о федеральном государственном учреждении «Госу-дарственный природный биосферный заповедник «Командорский», утв. Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159.

Согласно положениям статьи 66 Водного кодекса водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.

Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных настоящим Кодексом, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В силу положений п.1 ч.5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

Согласно ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире» на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

В силу ч. 2 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с требованиями Положения о федеральном государственном учреждении "Государственный природный биосферный заповедник «Командорский», утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159, на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе нахождение, проход и проезд посторонних лиц, морских и иных плавсредств, автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования (подп.11 п.6.1).

Пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника (п.6.7).

Научно-исследовательская деятельность в заповеднике проводится: штатными сотрудниками научного отдела по планам научно-исследовательских работ; научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, а также отдельными лицами, в том числе иностранными, на договорных началах по общим с заповедником программам, согласованным с Минприроды России; иными штатными работниками других подразделений заповедника (п.8.3).

При этом в силу п.3.2 данного Положения заповедник создан на территории Алеутского муниципального образования Камчатской области и включает согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 359 остров Беринга, остров Медный, остров Арий Камень, остров Топорков, другие мелкие островки, а также окружающую их 30-мильную акваторию Берингова моря и Тихого океана.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судно НИС «Академик Опарин» под управлением капитана ФИО2 действительно находилось в Беринговом море в исключительной экономической зоне РФ в акватории Государственного природного биосферного заповедника «Командорский» им. ФИО4», в нарушение указанных норм природоохранного законодательства не имея разрешения Минприроды и администрации заповедника для нахождения в особо охраняемой заповедной территории.

Содержание доказательств в достаточной степени подробно приведено в оспариваемом постановлении.

Приходя к выводу о виновности ФИО2 должностное лицо административного органа исходило из того, что в силу ч. 2 ст. 57, ст. 61, ст. 71 Кодекса торгового мореплавания РФ, статей 25,26,28,30 и 33 Устава службы на судах рыбопромыслового флота, утв. Приказом Роскомрыболовства РФ от ДД.ММ.ГГГГ капитан судна является лицом, на которое возложено упраление и поддержание порядка на судне, выполнение производственных задач, соблюдение на судне законов, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла в соответствии с требованиями нормативных документов. В силу своего служебного положения капитан признается представителем судовладельца и подчиняется только его распоряжениям. Распоряжения капитана подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами. С учетом изложенного сделан вывод о том, что ФИО8 на момент совершения правонарушения обладал необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности судна НИС «Академик Опарин» и его экипажу, а значит являлся должностным лицом.

Вместе с тем, оспариваемое постановление принято без учета следующих обстоятельств.

Как установлено при рассмотрении жалобы, ФИО8 работает в Управлении научно-исследовательского флота (УНИФ ДВО РАН) в должности капитана НИС «Академик Опарин».

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.15, научно-исследовательское судно (далее –НИС) «Академик Опарин» с услугами экипажа предоставлено судовладельцем (УНИФ ДВО РАН) в безвозмездное пользование фрахтователю - Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Тихоокеанский институт биоорганической химии им. ФИО6 Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее по тесту- ТИБОХ ДВО РАН) на 30 суток (с 25 июля по ДД.ММ.ГГГГ). Цель фрахтования – проведение научно-исследовательских работ в Охотском море.

Из указанного договора следует, что судно находится в собственности Российской Федерации и закреплено за судовладельцем на праве оперативного управления.

В силу п. 3.2 договора Фрахтователь за свой счет получает все необходимые разрешения и согласования.

По условиям договора на Судовладельца обязанности по получению разрешений на осуществление деятельности, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий, не возлагается.

ДД.ММ.ГГГГ судно передано во фрахт ТИБОХ ДВО РАН и возвращено судовладельцу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ была утверждена План- программа экспедиции ТИБОХ ДВО РАН, целью которой является изучение химического разнообразия биологически активных веществ среди морских беспозвоночных животных, бактерий, низших грибов, водорослей Охотского и Берингово морей (Курильские и Командорские острова).

ДД.ММ.ГГГГ ТИБОХ ДВО РАН выдано Разрешение на проведение морских научных исследований посредством судна НИС «Академик Опарин». Указано, что административным лицом, ответственным за управление транспортным средством, является ФИО8 Руководителем морских научных исследований является ФИО7

Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ-АХО «О проведении экспедиционного рейса на НИС «Академик Опарин», руководство экспедицией, включающее ответственность за выполнение программы, уровень и организация всех научно-исследовательских работ, возложена на зам.директора по научным вопросам ТИБОХ ДВО РАН, д.х.н. ФИО7, то есть на должностное лицо Фрахтователя.

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания РФ на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (статья 61).

Организация службы на морских судах Академии наук СССР, основные права и обязанности лиц судового экипажа определены Уставом службы на морских судах Академии наук СССР, утв. Распоряжением Президиума Академии наук Союза ССР от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями данного Устава руководителем экспедиции является начальник экспедиции, который обязан обеспечить организацию и проведение научно-исследовательских работ в соответствии с утвержденным планом, маршрутом и программой экспедиции и несет за это ответственность. Начальник экспедиции правомочен давать капитану судна указания о маршруте судна, о координатах станций и прочих действиях для проведения научно-исследовательских работ. Капитан судна в оперативном отношении подчинен начальнику экспедиции и обязан выполнять его указания, направленные на выполнение программы экспедиции. Капитан несет единоличную ответственность за безопасность мореплавания, сохранность судна, людей и имущества.

В случае разногласий с начальником экспедиции капитан судна имеет право действовать по своему усмотрению лишь в том случае, когда мероприятия, по его мнению, грозят безопасности самого судна или безопасности находящихся на борту людей.

С учетом изложенного на капитана судна НИС «Академик Опарин» ФИО2 при выполнении программы экспедиции возложена ответственность лишь за управление судном, обеспечение правопорядка на борту судна, обеспечение безопасности мореплавания, сохранности судна, людей и имущества.

Вопрос согласования пребывания судна в акватории Командорского заповедника и получение разрешения на проведение научных исследований является вопросом организации проведения научно-исследовательских работ, за которую капитан судна в соответствии с разрешением на проведение научных исследований, планом-программой экспедиции, приказом о проведении экспедиционного рейса на НИС «Академик Опарин», а также Уставом службы на морских судах Академии наук СССР ответственности не несет.

Иных доказательств того, что правонарушение совершено ввиду неисполнения капитаном судна ФИО8 его должностных обязанностей, в деле не имеется, при рассмотрении жалобы не представлено.

Указанные в постановлении положения ч. 2 ст. 57 и ст. 71 КТМ РФ не могут свидетельствовать о наличии у капитана судна обязанности по получению разрешения на производство научно-исследовательских мероприятий в границах особо охраняемых природных территорий, поскольку первая норма касается вопросов принятия на работу членов экипажа, а вторая полномочий капитана при заключении сделок необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца, чего в настоящем случае не происходило.

Что касается Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утв. приказом Роскомрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ N 140, то согласно положениям данного нормативного акта настоящий Устав определяет основы организации службы, права и обязанности членов экипажей на судах рыбного хозяйства Российской Федерации. Настоящий Устав распространяется на все суда рыбного хозяйства Российской Федерации независимо от типа, назначения и формы собственности, плавающие под Государственным флагом России и зарегистрированные в рыбных портах Российской Федерации. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажей судов, лиц, временно пребывающих на судне, и пассажиров.

Вместе с тем, как следует из представленных документов судно НИС «Академик Опарин» представляет собой научно-исследовательское судно, находится в оперативном управлении учреждения Российской Академии наук, таким образом, судном рыбного хозяйства Российской Федерации не является. Следовательно, нормы Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации не могут распространяться на членов экипажа указанного судна.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что по делу не представлено доказательств, свидетельствующих о вине ФИО2 как должностного лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку вина ФИО2, как капитана судна, в совершении административного правонарушения не доказана, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО2 удовлетворить.

Постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении капитана НИС «Академик Опарин» ФИО2 прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.А. Кулагина