...
Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
31 августа 2021 года город Ноябрьск
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе руководителя производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 на постановление и.о. главного государственного инспектора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении отношении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным и.о. главным государственным инспектором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, руководитель производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20000 рублей за то, что нарушил требований законодательства о промышленной безопасности при направлении в уполномоченные органы - природоохранную прокуратуру и ЕДДС <адрес> сведений о техногенном событии (в ... часов ... минут ДД.ММ.ГГГГ произошел отказ трубопровода с входного узла доп.работ на <адрес> месторождения с выбросом опасных веществ с последующим загоранием). Также должностным лицом дана неверная квалификация указанного техногенного события как инцидент, поскольку фактически произошло загрязнение земель лесного фонда.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 просит отменить постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п.2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ. Несоблюдение требований, содержащихся в отмененных Правительством РФ нормативных правовых актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств о неверной квалификации инцидента, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ. Объем опасного вещества, излившегося в результате техногенного события ДД.ММ.ГГГГ, позволяет классифицировать событие по данному параметру как инцидент, при этом материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека отсутствует. Обществом приняты все необходимые меры по соблюдению положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В судебное заседание податель жалобы руководитель производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 не явился, просил рассмотреть дело без его участия, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
И.о. природоохранного прокурора <адрес> направил возражения, в котором просил постановление должностного лица оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения. Основанием для привлечения руководителя производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 к административной ответственности явилось выявленное нарушение требований законодательства о промышленной безопасности при направлении в уполномоченные органы сведений о техногенном событии (в ... часов ... минут ДД.ММ.ГГГГ произошел отказ трубопровода с входного узла доп.работ на <адрес> месторождения с выбросом опасных веществ с последующим загоранием), а также неверная квалификация указанного техногенного события как инцидент. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не изменены и не отменены положения ч.1 ст.9 КоАП РФ.
С учетом позиции ФИО1, возражений должностного лица, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения (ст.24.1, 26.2 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, руководителем производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз», согласно приказа о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ№ является ФИО1.
АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», далее АО «Газпромнефть-ННГ» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, в число которых входит «Участок предварительной подготовки нефти с площадкой дожимной насосной станции №<адрес> месторождения», отнесенный согласно свидетельству о регистрации № к I классу опасности с присвоением номера №.
В состав опасного производственного объекта включены технологические трубопроводы, в том числе трубопровод с входного узла доп. работ на <адрес> рег. №.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.4 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Федерального закона № 116-ФЗ) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В силу требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п.п. № п. № Порядка организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению № к Порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, в том числе в орган местного самоуправления и соответствующий орган прокуратуры.
В нарушение указанных требований оперативное сообщение об инциденте, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ на трубопроводе с входного узла доп. работ на <адрес> месторождения, направленное в природоохранную прокуратуру и ЕДДС <адрес>, не соответствует образцу согласно приложению № к Порядку и содержит недостоверные и неполные сведения.
Так, в направленных формах отсутствуют сведения о регистрационном номере опасного производственного объекта в Государственном реестре опасных производственных объектов, не указан его класс опасности.
Сведения о загрязнении земель промышленности недостоверны, поскольку фактически произошло загрязнение земель лесного фонда. Недостоверные сведения направлены в Ямало-Ненецкую природоохранную прокуратуру, Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, а также в орган местного самоуправления <адрес>.
В направленном в Северо-Уральское управление Ростехнадзора оперативном сообщении отсутствуют сведения о последствиях инцидента в виде загрязнения земель лесного фонда.
Осмотрами территории в районе трубопровода с входного узла доп. работ на <адрес> месторождения, проведенными должностными лицами Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО и Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, установлен факт загрязнения земель лесного фонда нефтепродуктами на общей площади ... га, что подтверждается результатами комплексного химического анализа отобранных в ходе осмотра проб. В результате нефтезагрязнения на общей площади ... га лесному фонду причинен ущерб на общую сумму 8 370 165 рублей.
В ходе проведенной проверки Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой установлено, ДД.ММ.ГГГГ в ... час. ... мин. произошел отказ трубопровода с входного узла доп. работ на <адрес> рег. №, с выбросом опасных веществ с последующим загоранием.
АО «Газпромнефть-ННГ» указанное техногенное событие квалифицировано как предпосылка к инциденту, то есть как техногенное событие 2-го уровня опасности.
Таким образом, АО «Газпромнефть-ННГ» в Северо-Уральское управление Ростехнадзора, органы местного самоуправления и прокуратуру представлены недостоверные сведения о последствиях инцидента, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на трубопроводе с входного узла доп. работ на <адрес> месторождения, то есть произведено сокрытие и искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для окружающей среды.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не изменены и не отменены положения ч.1 ст.9 КоАП РФ.
Положения ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» регламентируют порядок привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения требований определенных нормативно-правовых актов после ДД.ММ.ГГГГ.
Закон устанавливает, что нарушение требований определенных нормативно-правовых актов с ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, независимо от того, признаны ли они утратившими силу, не действующими или отменены.
Порядок проведения технического расследования причин аварии, инцидентов и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, действовал до ДД.ММ.ГГГГ. Документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№. Невыполнение положений данного Порядка не могло быть вменено в качестве правонарушения только в том случае, если бы оно было совершено в период с ДД.ММ.ГГГГ (ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).
Нарушение Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, допущено до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период его действия.
Неисполнение Порядка с учетом времени совершения правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ), а также с учетом положений ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Оба порядка проведения технического расследования устанавливают обязанность уведомления уполномоченных органов о произошедших авариях, неисполнение которой влечет привлечение к административной ответственности.
Из направленных АО «Газпромнефть-ННГ» оперативных сообщений следует, что в результате инцидента произошел выброс сырой нефти общей массой ... тонны.
Из расчета массы выброшенной нефти следует, что по указанному трубопроводу транспортировалась не сырая нефть, а нефтесодержащая жидкость, то есть нефть со степенью обводненности 93,1%.
Таким образом, в трубопроводе с входного узла доп. работ на <адрес>, входящем в состав опасного производственного объекта «Участок предварительной подготовки нефти с площадкой дожимной насосной станции №ДД.ММ.ГГГГ месторождения», обращалось опасное вещество в виде нефтесодержащей жидкости. Масса излившейся в результате указанного техногенного события жидкости, образовавшейся в трубопроводе в входного узла доп. Работ на <адрес> месторождения составила ... тонны, то есть превысила пороговые значения, установленные для инцидентов, указанных в таблицах № и № приложения № к Руководству.
Согласно Российскому реестру потенциально опасных химических и биологических веществ, порядок ведения которого установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, нефтепродукты (в виде сырой нефти) являются опасными для здоровья людей и окружающей среды химическими и биологическими веществами.
Кроме того, согласно сведениям Общества в результате горения произошел выброс загрязняющих веществ (газ) в атмосферный воздух массой ... тонн. Учитывая объем выброшенного в результате техногенного события опасного вещества, обращающегося на опасном производственном объекте, факт горения не может быть квалифицирован как загорание и является пожаром.
Приложение № руководства пожар отнесен к признакам техногенного события 1 уровня, то есть аварии. Позиция должностного лица общества о том, что из общего количества, транспортируемого по указанному трубопроводу, вещества подлежит выделение нефти в чистом виде является необоснованной.
Согласно таблице № приложения № к Руководству, пороговое значение количества выброса из нефтегазосборных трубопроводов и нефтепроводов определяется массой опасного вещества, транспортируемого по промысловым трубопроводам, а не чистой (товарной, сырой) нефтью.
Кроме того, Государственный стандарт РФ «Нефть. общие технические условия» (ГОСТ №) предусматривает наличие обводненности готовой нефти в зависимости от её группы.
В нарушении вышеуказанных требований должностным лицом АО «Газпромнефть-ННГ» умышленно допущена неверная квалификация техногенного события, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на трубопроводе с входного узла доп. работ на <адрес> месторождения, как инцидент.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено руководство по безопасности «Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса» (далее - Руководство), которым определены признаки квалификации техногенных событий в области промышленной безопасности.
Согласно представленной АО «Газпромнефть-ННГ» информации указанное техногенное событие квалифицировано как инцидент, так как, по мнению Общества, произошел отказ технического устройства с загоранием и контролируемым выбросом опасных веществ меньше пороговых значений для инцидентов согласно таблице № приложения № Руководства.
Учитывая массу выброшенного в результате техногенного события опасного вещества, обращающегося на опасном производственном объекте (нефтесодержащая жидкость, то есть нефть со степенью обводненности 93,1% массой ... тонны, а также газ, выброшенный в результате горения, массой ... тонн), факт горения не может быть квалифицирован как загорание и является пожаром по причине превышения пороговых значений выбросов опасных веществ, установленных для инцидентов, указанных в таблицах №, № приложения № к Руководству.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ, административным нарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Приказом о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность руководителя производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» назначен ФИО1.
Руководитель производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 обязан соблюдать и выполнять требования действующих норм и правил в области промышленной безопасности, контролирует соблюдение и выполнение подчиненными работниками требований норм и правил в области промышленной безопасности, организовывает безопасную эксплуатацию нефтепромыслового оборудования, осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных сотрудников (п.п. №, №, № должностной инструкции «Руководителя производственных программ по эксплуатации трубопроводов» утвержденной ФИО3).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьёй 26.11. КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могу иметь заранее установленную силу.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) руководителя производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть нарушение требований промышленной безопасности в части умышленного допущения неверной квалификации техногенного события, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на трубопроводе с входного узла доп. работ на <адрес> месторождения с выбросом опасных веществ с последующим загоранием.
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии, у должностного лица - руководителя производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 возможности соблюдения требований промышленной безопасности должностным лицом, рассматривающим настоящее дело, не выявлено.
Факт нарушения ФИО1, как руководящим должностным лицом АО «Газпромнефть-ННГ», положений Федерального закона № 116-ФЗ, иных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в области промышленной безопасности, указанных выше, и совершения им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, подтверждаются собранными доказательствами, которым административным органом была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе при указанных выше обстоятельствах, с учетом указанных нарушений, не могут быть основанием для отмены обжалуемого постановления.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не установлено.
Действия должностного лица квалифицированы по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, штраф назначен в пределах санкции нормы. Оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено.
Учитывая, что нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление, вынесенное и.о. главного государственного инспектора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица руководителя производственных программ по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья ...
...