РЕШЕНИЕ
Краснодарский край, г. Новороссийск 13 мая 2022 года
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1, при участии:
главного специалиста-эксперта Черноморского отдела государственного надзора на море ФИО2,
представителей ООО «Аркас Раша» ФИО3 и ФИО4,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиковой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Аркас Раша» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО5 № 0453/03/9786/ПП/2021 от 21.01.2022 г., которым ООО «Аркас Раша» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Аркас Раша» обратилось в Октябрьский районный суд г. Новороссийска с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО5 № 0453/03/9786/ПП/2021 от 21.01.2022 г.
В обоснование жалобы указано, что обжалуемое постановление является незаконным, необоснованным и подлежим отмене, производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям. ООО «Аркас Раша» осуществляет предпринимательскую деятельность в порту Новороссийск. Общество по соглашению с компанией «Arkas Shipping & Transport A.S» от 01.01.2020 г. № 1 выступает агентом прибывающих в порт Новороссийск и убывающих из порта морских судов, осуществляющих международные контейнерные перевозки грузов. Правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту, правила обеспечения соблюдения карантина в морском порту определены (раздел VII) Приказом федерального органа исполнительной власти – Минтранса РФ от 30.11.2017 г. № 503 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Новороссийск». Распоряжением капитана порта Новороссийск от 05.07.2021 г. № СУ-20-р установлен порядок осуществления контроля сдачи судовых отходов с судов. ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» совместно с капитанами портов Новороссийск, Геленджик, Анапа 20.08.2020 г. утвержден план управления отходами в морских портах Новороссийск, Геленджик, Анапа во исполнение федеральных законов, приказов Минтранса РФ, международных соглашений Российской Федерации в сфере предотвращение загрязнения окружающей среды с судов и руководства приема судовых отходов с морских судов. План и распоряжения капитана порта Новороссийск во взаимосвязи обязательны для ООО «Аркас Раша». Во исполнение вышеуказанных нормативных актов между ООО «Аркас Раша» и ООО «Эко Марин Сервис» заключен договор оказания услуг экологической обработки судов от 04.07.2016 г. № 01/16 для снятия судовых отходов с морских судов. Приказ № 541 влечет для судовладельцев (их агентов) обязанность заключать с региональным оператором договоры на оказание услуг по обращению с судовыми отходами, если судовые отходы относятся к твердым коммунальным отходам. На агентируемых обществом иностранных судах образуются и накапливаются сортированные судовые отходы, отличные от указанных в приказе № 541 твердых коммунальных отходов. Утверждение сотрудников управления Росприроднадзора о том, что на агентируемых судах образуется вид отходов «мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, предназначенных для перевозки пассажиров» код ФККО – 7 33 151 01 72 (смешанные ТКО), безосновательно, так как фактическое наличие этого вида отходов ничем подтверждено.
В судебном заседании представители ООО «Аркас Раша» ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель ООО «Аркас Раша» ФИО4 пояснил, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили материалы проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ, которые являлись предметом судебной проверки в порядке ст.125 УПК РФ. Постановлением суда, вынесенным в порядке ст.125 УПК РФ, установлено, что осмотр места происшествия, изъятие отходов, их лабораторное исследование были произведены незаконно. Судом сделан вывод о том, что материалы проверки в отношении ООО «Аркас Раша» были незаконно переданы в управление Росприроднадзора.
Главный специалист-эксперт Черноморского отдела государственного надзора на море ФИО2 с доводами жалобы не согласился, просил оставить ее без удовлетворения. Пояснил суду, что с 2016 года между ООО «Аркас Раша» и ООО «Эко Марин Сервис» заключен договор на вывоз отходов. ООО «Эко Марин Сервис» имеет лицензию на вывоз отхода – мусор бытовой с помещений судов, плавучих средств, предназначенных для перевозки пассажиров. 31.12.2019 г. было заключено дополнительное соглашение к договору № 01/16, в котором наименование бытовой мусор исключено, осталось наименование снятие отходов. С 01.02.2020 г. постановлением Правительства РФ утверждено, что твердые бытовые (коммунальные) отходы вывозятся только региональным оператором. На судах не могут не образовываться твердые коммунальные отходы, так как осуществляется деятельность человека, они должны быть вывезены только региональным оператором.
Обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд полагает обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО5 № 0453/03/9786/ПП/2021 от 21.01.2022 г. ООО «Аркас Раша» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление по делу об административном правонарушении от 21.01.2022 г. в отношении ООО «Аркас Раша» вынесено уполномоченным лицом.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора из Новороссийского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте поступили материалы проверки КУСП № 1814 от 19.10.2021 г. в отношении ООО «Эко Марин Сервис» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. При рассмотрении материалов установлено, что ООО «Эко Марин Сервис» принимает различные отходы с морских судов, транспортирует их автомобильным транспортом и передает для размещения на специализированном объекте «Новороссийский экологический комплекс». При этом, указанные услуги на основании соответствующих договоров оказываются ООО «Эко Марин Сервис» в пользу организаций, осуществляющих функции морских агентов. Акватории морских портов Новороссийск, Геленджик, включая их внешние рейды, относятся к внутренним морским водам Российской Федерации. Осуществление хозяйственной деятельности в морских портах регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ и другими нормативными правовыми актами РФ. Между ООО «Эко Марин Сервис» и ООО «Аркас Раша» заключен договор об оказании услуг № 01/16 от 04.07.2016 г. В рамках указанного договора ООО «Эко Марин Сервис» оказывает услуги по приему бытового мусора с агентируемых ООО «Аркас Раша» судов в морском порте Новороссийск. При изучении материалов проверки КУСП установлено, что ООО «Аркас Раша» представлены акты сверок за период с января по октябрь 2021 года, счета и акты выполненных работ за период с 01.01.2021 г. по 28.11.2021 г. За вышеуказанный период с судов снимались следующие виды отходов (в соответствии с бланком расписки): Cat. A (Plastic) – пластик; Cat. В (Food Waste) – пищевые отходы; Cat. C (Paper/Carton) – бумага/картон; Cat. F (Metal) – металл; Oily Rags – обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами; Fluorescent Lamps – люминесцентные лампы; Paint Material – лакокрасочные инструменты, загрязненные. Правила обращения с мусором на судах регулируются Приложением V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). При обращении с мусором, в том числе, твердыми коммунальными отходами на судах, находящихся в акватории морских портов (во внутренних морских водах РФ), необходимо руководствоваться международными договорами РФ, Приложением V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), согласно которому для целей журнала операций с мусором (или судового журнала) мусор подразделяется на следующие категории: А Пластмассы; В Пищевые отходы; С Бытовые отходы; D Кулинарный жир; Е Зола из инсинераторов; F Эксплуатационные отходы; G Остатки груза; Н Туши животных; I Орудия лова. Согласно приказу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12.11.2021 г. № 541 «О внесении изменений в приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16.01.2020 г. № 19 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края» внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами Краснодарского края, учтен объем твердых коммунальных отходов, образованный на морских судах акватории портов Новороссийск и Геленджик, а также в акватории, примыкающей к границам муниципальных образований г. Новороссийск и г. Геленджик. Обязанность индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц, заключать договор с региональным оператором предусмотрена ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». На агентируемых судах образуется вид отходов – «Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров», который включен в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242. ООО «Эко Марин Сервис» не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, ООО «Аркас Раша» при осуществлении передачи ООО «Эко Марин Сервис» образующихся на агентируемых судах твердых коммунальных отходов, не исполнялась обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с отходами.
Изучением материалов дела об административном правонарушении установлено, что поводом и основанием для привлечения ООО «Аркас Раша» к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ стали копии материала проверки КУСП № 1814 от 19.10.2021 г. в отношении ООО «Эко Марин Сервис», которые были переданы в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора из Новороссийского линейного отдела МВД России на транспорте по результатам проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ.
Кроме того, в подтверждение вины ООО «Аркас Раша» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, представителем Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора приведены доводы о том, что на судах образуются твердые коммунальные отходы, которые не могут не образовываться ввиду осуществления жизнедеятельности человека.
Вступившим в законную силу постановлением Приморского районного суда г. Новороссийска от 27.01.2022 г. действия оперуполномоченного ОЭБиПК Новороссийского линейного отдела МВД России на транспорте ФИО6 в ходе проверки сообщения о преступлении по материалу КУСП № 1814, выразившиеся в проведении осмотра места происшествия и составлении протокола от 19.10.2021 г. в нарушение требований ч.1.1 ст.144, ч.4 ст.166, ч.ч.2, 3 ст.180 УПК РФ, признаны незаконными, признаны незаконными действия оперуполномоченного ФИО6, выразившиеся в вынесении постановления о назначении лабораторного исследования от 19.10.2021 г., в нарушение требований ч.1 ст.195, ч.1 ст.199 УПК РФ.
Указанным постановлением суда признан незаконным п.2 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 02.12.2021 г. о передаче копии материала проверки в Черноморо-Азовское морское Управление Росприроднадзора для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Эко Марин Сервис» к административной ответственности.
Таким образом, доказательствам, положенным в основу привлечения ООО «Аркас Раша» к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, дана оценка судом и установлено, что они получены с нарушениями требований УПК РФ.
Доводы инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора о том, что твердые коммунальные отходы не могут не образовываться на судах ввиду осуществления жизнедеятельности человека, являются голословными, не принимаются судом, так как не подтверждены надлежащими доказательствами, поскольку факт наличия твердых коммунальных отходов на судах должен быть доказан административным органом в силу положений ч.3 ст.1.5 КоАП РФ.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Реализация этого принципа согласно п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заключается в том, что вина в совершении административного правонарушения устанавливается должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В судебном заседании установлено, что материалы дела об административном правонарушении не содержат надлежащих доказательств совершения ООО «Аркас Раша» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО5 № 0453/03/9786/1111/2021 от 21.01.2022 г., подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО5 № 0453/03/9786/1111/2021 от 21.01.2022 г. – отменить, производство по делу прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «Аркас Раша» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней, по правилам главы 30 КоАП РФ.
Судья