ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-268/2016 от 06.07.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-268/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан 06 июля 2016 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области

в составе председательствующего судьи Шульга А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области на постановление заместителя начальника Управления Федеральной службы безопасности по Еврейской автономной области ФИО1. от 07.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, суд -

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Управления Федеральной службы безопасности по Еврейской автономной области ФИО1 от 07.04.2016 юридическое лицо – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее – Управление Росреестра по ЕАО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

И.о. руководителя Управления Росреестра по ЕАО ФИО3. 21 июня 2016 года обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, ограничиться устным замечанием. Жалобу мотивирует том, что Управлением Росреестра по ЕАО принимаются все зависящие меры для устранения выявленных нарушений. Указывает, что приказом от 29.03.2016 № 56-ДСП утвержден план мероприятий со сроками исполнения выявленных нарушений. Проведено обучение федеральных государственных служащих Управления Росреестра по ЕАО, являющихся пользователями СКИЗИ, по результатам которого проведено тестирование, вследствие которого принято решение о возможности допуска пользователей к самостоятельной работе. С нарушением, касаемым специального оборудования и охраны помещения серверной Управление Росреестра по ЕАО не согласно, поскольку дверь помещения серверной оснащена кодовым замком и замком, который закрывается на ключ. Приказом директора утверждены порядок осуществления внутриобъектового и пропускного режимов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЕАО.

В судебное заседание представитель Управления Росреестра по ЕАО ФИО4 не явилась, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть жалобу отсутствие представителя лица, привлеченного к административной ответственности.

04 июля 2016 года в адрес суда поступил отзыв начальника УФСБ России по ЕАО на жалобу Управления Росреестра по ЕАО, в котором указывают, что требование об отмене постановления о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью удовлетворению не подлежит, поскольку оснований для отмены обжалуемого постановления и для признания выявленных правонарушений малозначительными не имеется. Кроме того, в отзыве указано о не устранении в большей части выявленных нарушений до настоящего времени.

Суд, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрение жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 6 ст. 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Факт совершения Управлением Росреестра по ЕАО указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Из материалов дела установлено, что по итогам проведенной в период с 15 по 23 марта 2016 года плановой проверки выполнения требований, предъявляемых к обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных Управления Росреестра по ЕАО года были выявлены нарушения требований законодательства РФ в области обеспечения информационной безопасности и защиты информации и персональных данных.

Как следует из протокола от 24 марта 2016 года об административном правонарушении Управлением Росреестра по ЕАО допущены следующие нарушения:

- п. 9 приказа ФСБ России от 10.07.2014 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством РФ требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», не определён класс СКЗИ с учётом уровня защищенности и типа угроз; отсутствуют требования, предъявляемые к средствам обеспечения целостности, достоверности и юридической значимости обрабатываемой в информационных системах Управления информации (ЭЦП);

- п. 5 Приказа , в Управлении Росреестра по ЕАО в июле 2015 года закончился срок действия сертификатов соответствия на программные комплексы «Застава» версии 5.3;- п. 26 приказа ФАПСИ от 13.06.2001 «Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», не осуществляется поэкземплярный учет СКЗИ, эксплутационной и технической документации к ним, ключевых носителей, и выдача их пользователям;

- п. 29 приказа ФАПСИ от 13.06.2001 , прием-передача СКЗИ ПК «Застава» в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЕАО произведена как материального средства, отсутствуют отметки о передаче в журнале поэкземплярного учета;

- п. 21 приказа ФАПСИ от 13.06.2001 , пользователи СКЗИ Управления Росреестра по ЕАО к непосредственной работе с криптосредствами допускаются без соответствующего обучения, отсутствуют заключения о допуске к самостоятельной работе;

- специальное оборудование и охрана помещения серверной, находящегося в здании по адресу: <...> СССР, 22 (помещение кадастровой палаты) не в полной мере отвечает требованиям раздела IV Приказа : установлен кодовый замок, не гарантирующий постоянное закрытие помещения и открытие его только для санкционированного прохода (нарушение п. 55 Приказа , п. 6 Приказа ); порядок доступа в помещение в рабочее и нерабочее время, в том числе и в нештатных ситуациях, а так же режим охраны не определен (нарушение п. 54 Приказа , п. 6 Приказа ).

Протокол об административном правонарушении от 24.03.2016 составлен надлежащим должностным лицом и соответствует всем требованиям, предъявляемым к протоколу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ. Основанием составления протокола послужила проведенная проверка, по результатам которой составлен акт от 23.03.2016.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО2 показал, что управление Росреестра по ЕАО о предстоящей проверке было уведомлено заблаговременно. Все выявленные нарушения им отражены в акте проверки. Так, при проведении проверки были выявлены нарушения ведомственного приказа Росреестра № П/31 от 29.01.2013 «Об организации и проведении работ по обеспечению безопасности персональных данных при обработке информационных систем», а так же приказа ФАПСИ от 13.06.2001 . В части нарушений по охране оборудования помещений серверной пояснил, что через имеющуюся дверь имеется возможность несанкционированного доступа посторонних лиц, т.к. ключи от замка не пронумерованы и не учтены в журнале учета. Данный журнал не ведется по причине его отсутствия. Кодовый замок на двери не обеспечивает его открытие и закрытие только для санкционированного прохода, т.к. доступ в помещение серверной допустим только двум сотрудникам Росреестра, а код известен многим сотрудникам организации, а так же сотрудникам Кадастровой палаты, оборудование которой находится в том же помещении. Кроме того, в помещение серверной не определён порядок доступа в случае нештатных ситуаций. Программный комплекс «Застава», используемый для защиты информации используется с истекшим сроком действия сертификата соответствия с июля 2015 года. Срок действия лицензии временно продлен только по ходатайству УФСБ. Выявленные нарушения управление Росреестра должно было устранить и до 24.06.2016 доложить об устранении недостатков, однако до настоящего времени никаких сведений в управление ФСБ России по ЕАО не поступало.

Таким образом, проверив материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях Управления Росреестра по ЕАО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, так как оно совершило нарушение требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Доводы о несогласии с нарушением в части охраны серверной суд признает необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что установление кодового замка само по себе не обеспечивает защиту от доступа в помещение серверной посторонних лиц. Данная защита может быть обеспечена только посредством принятия дополнительных мер, указанных в разделе № 4 инструкции к приказу ФАПСИ от 13.06.2001.

Устранение ряда выявленных в ходе проверки нарушений не свидетельствует о малозначительности правонарушения и не является основанием для прекращения производства по делу.

По мнению суда у управления Росреестра по ЕАО имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, однако управление не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного административным органом постановления по делу об административном правонарушении.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не усматривается.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Наказание определено в соответствии с санкцией ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ в минимальном её размере.

Руководствуясь ст. 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд -

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника Управления Федеральной службы безопасности по Еврейской автономной области ФИО1 от 07.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ в отношении Управления Росреестра по ЕАО оставить без изменения, а жалобу Управления Росреестра по ЕАО – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.

Председательствующий А.А. Шульга

Копия верна:

Судья А.А. Шульга