ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-268/2016 от 14.07.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-268/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан 14 июля 2016 года

Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Белоусова И.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО9,

представителей УФСБ России по ЕАО ФИО10, ФИО11.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> на постановление заместителя начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Еврейской автономной области ФИО3 от 08 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, суд -

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Еврейской автономной области ФИО3 от 08 июня 2016 года должностное лицо – глава администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Глава администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 24 июня 2016 года обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что с данным постановлением не согласен, считает, что внеплановая проверка проведена с нарушением закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и ст. 30.1 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1, ст. 28.1 КоАП РФ, кроме того, истек срок давности привлечения его к административной ответственности. На основании предписания Врио начальника Управления ФСБ ФИО4 от 21 апреля 2016 года комиссии в составе ФИО8 и ФИО5 было поручено 26 апреля 2016 года осуществить внеплановую выездную проверку обеспечения режима секретности в администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО. Из предписания от 21 апреля 2016 года не было понятно, что конкретно являлось основанием проведения внеплановой проверки. На запрос от 04 мая 2016 года о предоставлении оснований, которые послужили для вынесения предписания о проведении внеплановой проверки 26 апреля 2016 года в администрации муниципального района, 13 мая 2016 года в администрацию муниципального района поступило письмо от 06 мая 2016 года № 8583 заместителя начальника Управления ФСБ ФИО4, в котором указано, что основанием послужил абзац 2 ч. 4 ст. 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», то есть поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Как видно из постановления, в материалах дела имеется рапорт начальника отделения УФСБ России но Еврейской автономной области в Октябрьском районе от 22 апреля 2016 года, свидетельствующий о признаках нарушения режима секретности в администрации муниципального района «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, который явился основанием для вынесения предписания от 21 апреля 2016 года для проведения внеплановой проверки. Рапорт начальника отделения УФСБ России но Еврейской автономной области в Октябрьском районе не может быть основанием для вынесения предписания, так как дата рапорта датирована позже даты вынесения предписания, то есть от 22 апреля 2016 года. Кроме того, рапорт начальника отделения УФСБ России по Еврейской автономной области в Октябрьском районе, которое фактически является структурным подразделением УФСБ России по Еврейской автономной области, органа, проводившего проверку, не является информацией, свидетельствующей о признаках нарушения режима секретности в администрации муниципального района «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, которая может быть использована как основанием для вынесения предписания от 21 апреля 2016 года для проведения внеплановой проверки. Рапорт не содержит фактов о нарушении действующего законодательства, а также нет сведений о дате нарушения данного законодательства, весь рапорт построен на предположении. Для проведения проверки оформляется распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Факт оформления распоряжения или приказа по утвержденной форме, также подтверждается в постановлении. При установлении целей проводимой проверки в предписании (приказе, распоряжении) должна указываться информация в случае проведения внеплановой выездной проверки, в том числе: реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания об устранении выявленного нарушения, срок исполнения которого истек; реквизиты обращений и заявлений граждан, юридических лип, индивидуальных предпринимателей, поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля: реквизиты приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; реквизиты требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов и реквизиты прилагаемых к требованию материалов и обращений; реквизиты прилагаемой копии документа (рапорта, докладной записки и другие), представленного должностным лицом, обнаружившим нарушение. Предписание, на основании которого проведена проверка, издано без достаточных к его подписанию оснований так как отсутствуют в предписании реквизиты обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, реквизиты прилагаемой копии документа (рапорта, докладной записки и другие), представленного должностным лицом, обнаружившим нарушение. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилии и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лине, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушении, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Однако в протоколе об административном правонарушении отсутствует должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, а также не указано место, время совершения им данного административного правонарушения. Данные сведения являются существенным недостатком протокола об административном правонарушении. Данные обстоятельства не были приняты во внимание должностным лицом при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении. Также в постановлении заместителя начальника УФСБ России по Еврейской автономной области, которым ФИО9 был признан виновным по ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, не указаны дата, время и место совершения административного правонарушения. Мотивированное решение по делу отсутствует, и не указано, возложены ли на главу администрации муниципального района ФИО12 обязанности по соблюдению требований нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты свечений, составляющих государственную тайну. Отсутствие в постановлении по делу об административном правонарушении сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, является существенным недостатком. Такое постановление не может быть признано законным и обоснованным. Отсутствие данных сведений в постановлении нарушает права лица на защиту от конкретного обвинения, а также влияет на установление подсудности рассмотрения дела и срока давности привлечения лица к административной ответственности. В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» глава органа местного самоуправления не входит в перечень лиц, ответственных за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, кроме того, ФИО9 приступил к исполнению должностных обязанностей 24 сентября 2014 года и поэтому не может отвечать за секретные документы, датированные 2008 годом. Согласно п. 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца. Инкриминируемое деяние, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не относится к категории длящихся. Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место до 08 декабря 2014 года (дата выдачи решения о допуске к государственной тайне ФИО9). Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек. На основании изложенного, просит постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.

13.07.2016 года в адрес Биробиджанского районного суда ЕАО поступил отзыв врио начальника УФСБ России по Еврейской автономной области на жалобу главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9, мотивируя тем, что доводы заявителя не содержат оснований для отмены постановления административного органа.

Управлением 26.04.2016 года в администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области проведена внеплановая выездная проверка обеспечения режима секретности, в соответствии с предписанием врио начальника УФСБ России по Еврейской автономной области (peг. № 90/7680 от 21.04.2016 года).

О проведении указанной проверки УФСБ 22.04.2016 года уведомило главу администрации ФИО9 письмом от 21.04.2016 года № 90/7679, направленным посредством факсимильной связи.

Администрация МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО письмом от 25.04.2016 года № 762 уведомило Управление, что глава администрации не сможет принять участие при проведении проверки 26.04.2016 года.

Проверка осуществлялась в присутствии ведущего специалиста-эксперта по защите информации отдела информатизации администрации ФИО1 осуществляющей функции режимно - секретного подразделения.

По итогам проведенной проверки должностными лицами УФСБ составлен Акт № 90/8058 от 27.04.2016 года имеющий гриф «Секретно», который 28.04.2016 года вручен должностным лицам администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО.

При осуществлении 26.04.2016 года внеплановой выездной проверки обеспечения режима секретности в администрации, сотрудниками УФСБ России по Еврейской автономной области были выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, выразившиеся в следующем.

При проверке СВТ сотрудников администрации, на предмет работы и обработки сведений, составляющих государственную тайну, установлен факт хранения и обработки электронных файлов документов имеющих гриф ограниченного доступа «Секретно» «Литер «М» (архив «моб2008-2.гаг -WinRAR» содержащий файлы: 1. вывод.doc, размер: 320 000, изменен 19.03.2008 12:47; 2. доп к должностной инструкции по моб.doc, размер 30 208, изменен 19.03.2008 14:20; 3. инструкция.doc, размер 34 816, изменен 19.03.2008 14:30; 4. Круглосуточное дежурство.doc, размер 34 816, изменен 19.03.2008 14:31; 5. моб доклад.doc, размер 41 472, изменен 19.03.2008 14:35 и д.р.) на СВТ не прошедшем в установленном порядке аттестацию на соответствие обязательным требованиям безопасности информации и имеющим выход в сеть «Интернет», установленном в кабинете и принадлежащем на период проверки ФИО2, что является нарушением п. 195, 203 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 (далее - Инструкция № 3-1) и п. 5.1.2 Специальных требований и рекомендаций по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам, утвержденных решением Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 23.05.1997 № 55.

В своей жалобе ФИО9 указывает, что рапорт начальника отделения УФСБ России по Еврейской автономной области в Октябрьском районе не может быть основанием для вынесения предписания, так как дата рапорта датирована позже даты вынесения предписания, то есть 22.04.2016 года.

Указанное не соответствует материалам дела об административном правонарушении, так как рапорт начальника отделения УФСБ России по Еврейской автономной области в Октябрьском районе ФИО6 подписан 21.04.2016 года, отписан руководством Управления в отдел (ФИО7) 21.04.2016 года. В связи с чем, исполнитель подготовил предписание и Уведомление - 21.04.2016 года.

Об этом факте ФИО9 не мог не знать, так как был ознакомлен с материалами дела об административном правонарушении 24.06.2016 года, о чем имеется его роспись.

Довод главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 о том, что предписание, на основании которого проведена проверка, издано без достаточных к его подписанию оснований - подлежит отклонению по следующим основаниям.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом ФСБ России от 05.03.2015 № 152 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, зарегистрирован в Минюсте 03.04.2015 № 36720 (далее - Регламент).

В п. 22 Регламента указано, что исполнение государственной функции включает в себя такие административные процедуры как организация плановой проверки и организация внеплановой проверки.

В соответствии с пп. 2 п. 42 Регламента основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства о государственной тайне.

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной или выездной проверки (п.43 Регламента).

В п. 44 Регламента предусмотрено, что при наличии основания для проведения внеплановой проверки, указанного в пункте 42 настоящего Административного регламента, орган государственного контроля осуществляет подготовку к проверке в порядке, определенном пунктами 34-36 настоящего Административного регламента.

Пунктом 35 Регламента установлено, что выездная проверка проводится на основании предписания о проведении проверки, оформленного на бланке органа государственного контроля и подписанного уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля. Подпись уполномоченного должностного лица, подписавшего предписание, заверяется печатью органа государственного контроля. Наличие предписания (распоряжения или приказа) о проведении проверки и уведомление организации о ее проведении являются основанием для проведения проверки (п. 49 Регламента).

В связи с указанным, предписание УФСБ России по Еврейской автономной области (peг. № 90/7680 от 21.04.2016 года) подписано уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля, при наличии к тому оснований, в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Также подлежит отклонению и довод ФИО9 о том, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, а также не указано место, время совершения ФИО9 данного административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указаны все данные, прямо перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Довод главы администрации о том, что в постановлении заместителя начальника УФСБ России по Еврейской автономной области отсутствует мотивированное решение по делу, не указаны, дата, время и место совершения административного правонарушения не основаны на материалах дела об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указаны все данные, прямо перечисленные в части 1 статьи 29.10 КоАП РФ. Кроме того, в постановлении указаны мотивы, но которым отклонены возражения предоставленные ФИО9 к протоколу об административном правонарушении.

Доводы ФИО9 о том, что в соответствии со ст. 20 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» глава органа местного самоуправления не входит в перечень лиц, ответственных за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, основаны на неправильном понимании норм права.

Статьей 1 Закона «О государственной тайне» закреплено, что положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Как указано в протоколе от 19.05.2016 и постановлении от 08.06.2016 в соответствии с постановлением главы муниципального района «О вступлении в должность главы Октябрьского муниципального района» от 24.09.2014 № 37, главой Октябрьского муниципального района является ФИО9.

Статьей 3 Закона «О государственной тайне» отношения, связанные с защитой государственной тайны, регулируются указанным Законом, а также положениями других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Доводы ФИО9 о вынесении постановления от 08.06.2016 за пределами срока давности привлечения к административной ответственности не основаны на нормах права.

В ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Пленум Верховного Суда РФ от 24.03.2005 вн. 14 постановления № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указал, что при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Выявленное административное правонарушение по своей правовой природе является длящимся, факт хранения и обработки электронных файлов документов имеющих гриф ограничительного доступа «Секретно» «Литер М» в период с марта 2008 года по 26.04.2016 установлен сотрудниками УФСБ России по Еврейской автономной области в период проведения внеплановой выездной проверки соблюдения режима секретности в администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области. Считает, требование главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ОЭБ/13-16 и о прекращении производства но делу, удовлетворению не подлежит.

В судебное заседание должностное лицо – глава администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 поддержал доводы, изложенные в жалобе, суду дополнительно пояснил, что в 2014 году, перед его назначением, в администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» сотрудниками ФСБ РФ по ЕАО проводилась проверка, в ходе которой были выявлены факты хранения установлен факт хранения и обработки электронных файлов документов имеющих гриф ограниченного доступа «Секретно» на СВТ не прошедшем в установленном порядке аттестацию на соответствие обязательным требованиям безопасности информации и имеющим выход в сеть «Интернет», данные файлы были уничтожены вместе с жесткими дисками. Те файлы, которые были обнаружены при проведении проверки26.04.2016 года датированы 2008 годом, то есть их также должны были обнаружить в 2014 году, но по каким-то причинам, они обнаружены не были, полагает, что данные файлы могли быть внесены в компьютер с иных носителей самими сотрудниками ФСБ в ходе проведения проверки. Также указывает о том, что рапорт, на основании которого было вынесено предписание о проведении проверки, был составлен 22.04.2016 года, о чем свидетельствует указание в постановлении от 08.06.2016 года о привлечении его – ФИО9 к административной проверке. Он обращался в УФСБ РФ по ЕАО с ходатайством о выдаче ему копии данного рапорта, на который имеется ссылка в постановлении от 08.06.2016 года, но ему было отказано, что по его мнению свидетельствует о том, что рапорт был составлен не 21.04.2016 года, а 22.04.2016 года. Также указал, что в предписании о проведении проверки не указаны основания ее проведения, установленные приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 года, а именно: не содержит указание о реквизитах обращений и заявлений граждан, юр.лиц, ИП, поступивших в орган госконтроля (рапорт или иной документ).

Просил удовлетворить жалобу, отменить постановление вынесенное в отношении него 08.06.2016 года и прекратить производство по делу.

Представитель УФСБ России по ЕАО ФИО11 пояснил, что жалоба заявителя не основана на законе и не подлежит удовлетворению по тем основаниям, которые указаны в отзыве на жалобу. Также пояснил, что при проведении проверки в 2014 году действительно факт хранения и обработки электронных файлов документов имеющих гриф ограниченного доступа «Секретно» тех файлов, что указаны в протоколе об административном правонарушении и в постановлении на СВТ не прошедшем в установленном порядке аттестацию на соответствие обязательным требованиям безопасности информации и имеющим выход в сеть «Интернет» - установлен не был, в связи с чем. Пояснить сложно, поскольку данные файлы могли храниться на ином носителе, а после проверки быть внесены в компьютер, либо в результате того, что поиск файлов в 2014 году не содержал определенных слов в названии, которые имеются в выявленных файлах 26.04.2016 года. Также указал, что сотрудники УФСБ РФ по АО не могли внести самостоятельно в компьютер администрации МО «Октябрьский муниципальный район» указанные файлы, поскольку их цель предотвращать нарушение законодательства «О государственной тайне», а не нарушать самим. Кроме того указал, что в постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном 08.06.2016 года в отношении главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ФИО9, исполнителем, составлявшим его, ошибочно была указана дата рапорта ФИО6 как 22.04.2016 года вместо 21.04.2016 года. Согласно указанному рапорту, он был составлен начальником отделения ФСБ России по ЕАО в Октябрьском районе 21.04.2016 года, этой же датой его завизировал руководитель, но исполнителю, составлявшему постановление, он был отписан 22.04.2016 года. Также указал, что такие рапорта, поступающие из отделов районов, нигде не регистрируются, а поступают руководителю.

Просил отказать в удовлетворении жалобы.

Представитель УФСБ РФ по ЕАО ФИО10 пояснил, что файлы, обнаруженные в ходе проверки 26.04.2016 года могли быть созданы в 2008 году, заархивированы и храниться в таком виде. Если в них не вносить исправление. То они будут показывать дату создания ту, которой были созданы, но если такие изменения внести, то они уже будут показывать дату изменений. Хранений найденных файлов документов имеющих гриф ограниченного доступа «Секретно» на СВТ не прошедшем в установленном порядке аттестацию на соответствие обязательным требованиям безопасности информации и имеющим выход в сеть «Интернет», является прямым нарушением Инструкции и Специальных требований и рекомендаций по защите информации, составляющей государственную тайну от утечки по техническим каналам.

Суд, выслушав доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО9, представителей УФСБ РФ по ЕАО, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрение жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 7 ст. 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Факт совершения должностным лицом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Из материалов дела установлено, что 26 апреля 2016 года проведена внеплановая выездная проверка обеспечения режима секретности в администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО. По итогам проведенной внеплановой выездной проверки установлен факт нарушения п. 195, 203 Инструкции № 3-1 и п. 5.1.2 Специальных требований и рекомендаций по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам, утвержденных решением Государственной технической комиссии при Президенте РФ от 23 мая 1997 года № 55.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 19 мая 2016 года главой администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 нарушены положения ст. 3 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1, п. 195, 203 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 и п. 5.1.2 Специальных требований и рекомендаций по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам, утвержденных решением Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 23.05.1997 № 55 в части порядка организации работы и обработки сведений, составляющих государственную тайну при эксплуатации средств вычислительной техники, что является нарушением требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена ч. 7 ст. 13.12 КоАП России, что подтверждается следующими доказательствами: электронная копия рабочего стола компьютера кабинета № 16 принадлежащего ФИО2 приложение № 1, на 1 листе; электронная копия рабочего стола компьютера расположенного в кабинете № 16 принадлежащего ФИО2. и имеющего выход в сеть «Интернет», приложение № 2, на 1 листе; объяснение ведущего специалиста-экспрета по защите информации администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО1, на 1 листе; объяснение ФИО2, на 1 листе; Устав администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, изготовлен с «Интернет» ресурса:www.okt.eao.ru/okt_rayon/sobr_deputat/ustav.php; копия постановления главы муниципального района «О вступлении в должность главы Октябрьского муниципального района» от 24.09.2014 № 37, на 1 листе.

<данные изъяты> административном правонарушении от 19 мая 2016 года составлен надлежащим должностным лицом и соответствует всем требованиям, предъявляемым к протоколу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ. Основанием составления протокола послужила проведенная проверка, в ходе которой был выявлен факт хранения и обработки электронных файлов документов имеющих гриф ограниченного доступа «Секретно» «Литер «М» (архив «<данные изъяты>» содержащий файлы: 1. вывод.doc, размер: 320 000, изменен 19.03.2008 12:47; 2. доп к должностной инструкции по моб.doc, размер 30 208, изменен 19.03.2008 14:20; 3. инструкция.doc, размер 34 816, изменен 19.03.2008 14:30; 4. Круглосуточное дежурство.doc, размер 34 816, изменен 19.03.2008 14:31; 5. моб доклад.doc, размер 41 472, изменен 19.03.2008 14:35 и д.р.) на СВТ не прошедшем в установленном порядке аттестацию на соответствие обязательным требованиям безопасности информации и имеющим выход в сеть «Интернет»,

Таким образом, проверив материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, так как он совершил нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Доводы жалобы, о том, что глава органа местного самоуправления не входит в перечень лиц, ответственных за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, суд считает не состоятельными.

В соответствии с п. 4 ст. 21 Устава муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района.

Пунктом 3 ст. 25 и подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Устава предусмотрено, что администрацией муниципального района руководит глава администрации муниципального района на принципах единоначалия. Главой администрации муниципального района является глава муниципального района.

Согласно подпункта 9 п. 1 ст. 27 Устава, глава администрации муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Еврейской автономной области, нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального району, настоящим Уставом, издает постановления администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Еврейской автономной области, а также распоряжения администрации муниципального района по вопросам организации работы администрации муниципального района.

В соответствии с постановлением главы муниципального района «О вступлении в должность главы Октябрьского муниципального района» от 24.09.2014 № 37, главой Октябрьского муниципального района является ФИО9

Отсутствие в предписании о проведении проверки указаний основания ее проведения, установленные приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 года, а именно: не содержит указание о реквизитах обращений и заявлений граждан, юр.лиц, ИП, поступивших в орган госконтроля, не является основанием для признания факта проведения проверки незаконным, поскольку как установлено в судебном заседании, основанием для проведения проверки явилось не обращение граждан, юр.лиц или ИП, а рапорт сотрудника структурного подразделения ФСБ РФ оп ЕАО.

Также несостоятельна ссылка в жалобе о том, что в предписании о проведении внеплановой выездной проверки не указаны юридические основания, по которым принято такое решение, поскольку в указанном предписании имеются ссылки на нормы закона, на основании которых данная проверка была назначена.

Кроме того, ссылка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО9 на ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ составляет два месяца, необоснованна, поскольку в соответствии с 2. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

По мнению суда у должностного лица – главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО9 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, однако данное должностное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного административным органом постановления по делу об административном правонарушении.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не усматривается.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Наказание определено в соответствии с санкцией ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ в минимальном ее размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса об административных правонарушениях российской Федерации, суд -

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Еврейской автономной области ФИО3 от 08 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области ФИО9 оставить без изменения, а жалобу должностного лица - главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области ФИО9 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.

Председательствующий И.А. Белоусова