ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-268/2021 от 17.06.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Васильева Г.М. Дело № 21-320/2021

УИД 22RS0068-01-2021-000840-04

№ 12-268/2021 (в 1 инстанции)

РЕШЕНИЕ

17 июня 2021 года г. Барнаул, пр. Ленина, 25

Судья Алтайского краевого суда О.П. Котликова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ЛесСнаб» Г.Д.Н. на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 05 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛесСнаб»,

установил:

постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Солтонскому лесничеству, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края В.О.Н. от ДД.ММ.ГГ*** ООО «ЛесСнаб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением заместителя министра, начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае С.А.Н. от ДД.ММ.ГГ*** постановление оставлено без изменения, жалоба директора ООО «ЛесСнаб» - без удовлетворения.

Директор ООО «ЛесСнаб» Г.Д.Н. обратился в районный суд с жалобой, в которой просил отменить постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица. В обоснование указал, что нормы права, нарушение которых вменено, не устанавливают обязанности совершения Обществом каких-либо действий на арендуемом лесном участке. Непроведение профилактического выжигания допущено не было. Так, до наступления пожароопасного периода снег не сошел, а выжигание в пожароопасный период не предусмотрено Методическими указаниями. На момент осмотра (26-27 октября 2020 года) пожароопасный период, установленный до 01 ноября 2020 года, не закончился. После 01 ноября 2020 года работы выполнены в полном объеме.

Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 05 апреля 2021 года постановление и решение оставлены без изменения, жалоба директора ООО «ЛесСнаб» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, директор ООО «ЛесСнаб» Г.Д.Н. просит отменить постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные при обращении в районный суд, полагая, что им не дана надлежащая оценка.

Заявленное ходатайство о восстановлении срока обжалования со ссылкой на тот факт, что последний день подачи жалобы – 07 мая 2021 года – был объявлен нерабочим днем, подлежит удовлетворению, поскольку злоупотребления правами со стороны заявителя не усматривается, жалоба подана в первый рабочий день – 11 мая т.г.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника ООО «ЛесСнаб» К.А.С., проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения ООО «ЛесСнаб» к административной ответственности за данное административное правонарушение явилось нарушение последним подпункта «а» пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовали до 01 января 2021 года).

Названными нормами предусмотрено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

Согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.

Признавая наличие вины ООО «ЛесСнаб» в совершении указанного административного правонарушения, должностное лицо, вышестоящее должностное лицо и судья районного суда исходили из того, что факт совершения ООО «ЛесСнаб» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.

Между тем при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не было учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛесСнаб» осуществляет использование лесного участка на территории Солтонского лесничества в целях заготовки древесины на основании договора аренды от 23 мая 2019 года № 1/175 и Проекта освоения лесов для заготовки древесины.

Проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, арендуемом ООО «ЛесСнаб» на территории Солтонского лесничества, предусмотрено проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания в <адрес>

Договором аренды (приложение № 6) также предусмотрено проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на площади 2,42 га.Приказом Минприроды России от 27 августа 2019 года № 580 утверждены Методические указания по организации и проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в лесах, расположенных на землях лесного фонда (зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2019 года № 56041) (далее - Методические указания).

Согласно пункту 1 Методических указаний они разработаны в целях снижения пожарной опасности в лесах при осуществлении мер противопожарного обустройства лесов, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и являются обязательными для исполнения:

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, осуществляющими полномочия по охране лесов на землях лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

арендаторами участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута, осуществляющими меры противопожарного обустройства лесов на участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.

В соответствии с пунктом 38 Методических указаний начало проведения огневых работ планируют на период сразу после схода снежного покрова в местах предполагаемых выжиганий до наступления пожароопасного периода и (или) на период после окончания пожароопасного сезона в зависимости от местных условий. Периодичность (частота) проведения работ зависит от времени накопления критического запаса напочвенного горючего материала и определяется применительно к местным лесорастительным и климатическим условиям.

Таким образом, вывод судьи о возможности проведения в период противопожарного сезона профилактического выжигания противоречит приведенным положениям пункта 38 Методических указаний.

Постановлением Правительства Алтайского края от 06 апреля 2020 года № 146 «О начале пожароопасного сезона 2020 года» в связи с возникновением пожарной опасности в лесах на территории Алтайского края начало пожароопасного сезона на территории Алтайского края установлено с 10 апреля 2020 года.

Постановлением Правительства Алтайского края от 26 октября 2020 года № 461 «Об окончании пожароопасного сезона 2020 года» постановлено считать окончанием пожароопасного сезона на территории Алтайского края 01 ноября 2020 года.

Обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление периода, когда ООО «ЛесСнаб» должно было быть произведено профилактическое выжигание, непроведение которого вменено в вину Обществу.

В протоколе об административном правонарушении указано, что Обществом в 2020 году не выполнены меры пожарной безопасности в лесах (мероприятия по противопожарному обустройству лесов) в виде проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов в объеме 2,42 га.

При этом не указано, в какой срок ООО «ЛесСнаб» необходимо было выполнить проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания.

О неясности данного обстоятельства свидетельствует и тот факт, что защищаясь от обвинения, в жалобе вышестоящему должностному лицу директор Общества указывал на то, что до начала пожароопасного сезона (10 апреля 2020 года) снежный покров не сошел и выжигание произвести было невозможно, а на момент проверки (26 и 27 октября 2020 года) пожароопасный сезон не закончился.

Однако ответа на данный довод в решении вышестоящего должностного лица не содержится.

Аналогичные доводы были заявлены в жалобе ООО «ЛесСнаб», поданной в районный суд.

Судьей данное обстоятельство оставлено без внимания и не выяснено, невыполнение в какой период времени профилактического выжигания вменено в вину Обществу.

При этом в подтверждение своей позиции относительно невозможности проведения выжигания до 10 апреля 2020 года, ООО «ЛесСнаб» представлено сообщение ООО «Леспромэкспорт» о том, что 08 апреля 2020 года в составе бригады из 5 человек и пожарного автомобиля АРС был совершен выезд на арендованные ООО «ЛесСнаб» по договору аренды от ДД.ММ.ГГ лесные участки *** для выполнения противопожарных мероприятий, а именно: совершения профилактического выжигания сухой горючей растительности в Солтонском лесничестве <адрес><адрес> На месте обнаружено, что снежный покров еще не сошел, глубина снега составляет 20-30 см по всей площади мест проведения работ. В связи с этим провести работу не представилось возможным.

В целях проверки правомочности предоставления данной информации по запросу Алтайского краевого суда от ООО «Леспромэкспорт» поступил Договор на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности на лесном участке, заключенный между ООО «ЛесСнаб» и ООО «Леспромэкспорт» 01 июля 2019 года, предусматривающий проведение выполнение последним профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов до начала противопожарного сезона или после его окончания.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вышеприведенное свидетельствует о том, что требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судом первой инстанции не выполнены, не установлено, в какой срок ООО «ЛесСнаб» необходимо было провести профилактическое контролируемое противопожарное выжигание, учитывая, что в протоколе об административном правонарушении данные сведения отсутствуют, указано лишь на непроведение названного выжигания в 2020 году, соответствующие доводы защитника Общества не проверены, имеющиеся доказательства не оценены.

С учетом изложенного решение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил :

решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 05 апреля 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛесСнаб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.П. Котликова