УИД 89RS0005-01-2023-002888-18
первая инстанция № 12-268/2023
апелляционная инстанция №7-191/2023
Судья Нигматуллина Д.М.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Салехард 21 ноября 2023 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхлова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Газпром энерго» Лазарева А.Н. на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, 8.5 и ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Газпром энерго»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного специалиста-эксперта ОГЭН в г.Ноябрьске Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора Пайвиной М.В. от 25 августа 2023 года № 03/4-123/2023 ООО «Газпром энерго» (далее - Общество) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за совершение выявленных 30 ноября 2022 года административных правонарушений, предусмотренных:
1) ст.8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований путем несоответствия программы производственного экологического контроля для объекта НВОС с кодом 71-0189-000481-П (разделы «Общие положения» и «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников») требованиям, утвержденным приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109, что является нарушением требований ч.1 ст.34, ч.1 ст.39, ч.1 и 2 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) и упомянутого выше приказа;
2) ст.8.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ч.1 ст.31.2, ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) путем непредставления декларации о воздействии на окружающую среду для объектов НВОС II категории с кодами 71-0189-000547-П (далее - объект НВОС 547-П), 71-0189-000551-П (далее - объект НВОС 551-П) и 71-0189-000535-П (далее - объект НВОС 535-П);
3) ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленных ч.1 и 2 ст.34, ч.1 ст.39 Закона об охране окружающей среды, ч.1 ст.44, ч.6 ст.56 и п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ требований путем:
- осуществления сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект ручей без названия (бассейн Обской губы Карского моря) с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе дренажных водах, установленных подп.13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26 сентября 2018 года № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05438/00;
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта ручей без названия (бассейн Обской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000547-П в период с 22 августа 2021 по 8 сентября 2022 года;
- осуществления сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект р.Толянгьяха (водосборная площадь р.Юредейяха, бассейн р.Таз) с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе дренажных водах, установленных подп.13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26 сентября 2018 года № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05439/00;
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Толянгьяха (водосборная площадь р.Юредейяха, бассейн р.Таз) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000551-П в период с 14 июня 2021 по 1 августа 2022 года;
- осуществления сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект озеро Неляко-Собетьяха-Малто (бассейн Тазовской губы Карского моря) превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе дренажных водах, установленных подп.13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26 сентября 2018 года № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05440/00;
- осуществления сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе дренажных водах, установленных подп.13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26 сентября 2018 года № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05441/00;
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000534-П (далее - объект НВОС 534-П) в период с 22 июля по 6 (допущена явная описка - должно быть 16) сентября 2022 года;
- осуществления сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект озеро без названия (бассейн Обской губы Карского моря) с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе дренажных водах, установленных подп.13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26 сентября 2018 года № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05437/00;
- осуществления сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект р.Собетьяхатарка (бассейн Тазовской губы Карского моря) с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе дренажных водах, установленных подп.13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26 сентября 2018 года № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05436/00.
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Собетьяхатарка (бассейн Тазовской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000568-П (далее - объект НВОС 568-П) в период с 6 июля 2021 по 13 сентября 2022 года;
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Ныда (бассейн Обской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000481-П (далее - объект НВОС 481-П) в период с 3 июня по 2 сентября 2022 года.
Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 28 сентября 2023 года постановлено: постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Пайвиной М.В. от 25 августа 2023 года № 03/4-123/2023 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» изменить.
Исключить из постановления указание на совершение обществом с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ административного правонарушения путем непредставления декларации о воздействии на окружающую среду для объекта НВОС 71-0189-000547-П; производство по делу в этой части прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения; объявить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» устное замечание.
Исключить из объема вмененных обществу с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» нарушений, квалифицированных по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, события, относящиеся к временному промежутку по 25 августа 2022 года включительно; производство по делу в этой части прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исключить из постановления указание на совершение обществом с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ административного правонарушения в части:
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Ныда (бассейн Обской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000481-П в период с 26 августа по 2 сентября 2022 года,
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта ручей без названия (бассейн Обской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000547-П в период с 26 августа по 8 сентября 2022 года,
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000534-П в период с 26 августа по 16 сентября 2022 года,
- нарушения требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Собетьяхатарка (бассейн Тазовской губы Карского моря) по взвешенным веществам, аммоний-ионам, хлорид-ионам, сульфат-ионам и нефтепродуктам в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000568-П в период с 26 августа по 13 сентября 2022 года,
производство по делу в этой части прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» - без удовлетворения.
Не соглашаясь с указанным решением судьи, защитник ООО «Газпром энерго» Лазарев А.Н., действующий на основании доверенности, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, считая состоявшиеся решения незаконными. Считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и неправильного применения норм материального права. Постановление должностным лицом в отношении Общества вынесено в связи с предписанием №210 от 30.11.2022 об устранении выявленных в ходе внеплановой документарной проверки нарушений и акта внеплановой документарной проверки от 30.11.2022 №697. Указывает, что указанное предписание наряду с актом проверки обжаловалось в арбитражный суд. Требования Общества удовлетворены частично - п.18 предписания признан недействительным в полном объеме, п.1-3, 5-6, 8-9, 11-17 - в части установления срока исполнения. Тем самым установлена объективная невозможность Общества в срок до 1 марта 2023 года соблюсти нормы и правила, указанные в предписании, в срок до 1 марта 2023 года. Действие предписания арбитражным судом приостановлено, в связи с чем Общество заявляло о приостановлении производства по делу, в чем ему необоснованно было отказано. Считает, что постановление должностного лица подлежит отмене, так как противоречит определению Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2023 по делу А70-3548/2023, решению Арбитражного суда Тюменской области от 06.06.2023. Считает, что судья Ноябрьского городского суда ЯНАО при вынесении решения полностью проигнорировал положения п. 2 ст. 13 ГПК РФ в части, что судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти.
Указывает на то, что судом не дана надлежащая правовая оценка доводу представителя Общества по вопросу ненадобности предоставления декларации НВОС при смене категориис III на II при неизменности производственного процесса. Категория объектов НВОС 551-П, 535-П и 547-П с III на II изменена Северо-Уральским МРУ Росприроднадзора в нарушение существующего порядка самостоятельно при актуализации сведений об этих объектах в части адреса юридического лица 24 марта, 15 апреля и 8 июля 2022 года. Порядок действий при изменении категории с 3 на 2 при неизменности производственного процесса законодательством не предусмотрен, законодательно установленный срок подачи декларации при таком изменении категории объекта отсутствует, следовательно, отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду не является следствием действий (бездействия) Общества. При подаче Декларации необходимы расчеты нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов, а также проект нормативов образования отходов, которые не требуются для объектов III категории, поэтому на момент проведения проверки Общество не имело возможности подать спорные декларации, но декларации поданы 22 декабря 2022 (объект НВОС 535-П), 10 января 2023 (объект НВОС 547-П) и 1 марта 2023 года (объект НВОС 551-П). 30 марта 2021 года Обществу природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении аналогичных нарушений водного законодательства, во исполнение которого Обществом разработан оптимальный план мероприятий по реконструкции канализационных очистных сооружений и план технологических мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты при сбросе сточных вод в переходный период 2021-2025 годов. Помимо этого природоохранной прокуратурой в отношении Общества инициировано несколько дел о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в шесть водных объектов с нарушением требований к качеству воды в водных объектах в месте сброса сточных вод и возложении обязанности обеспечить реконструкцию шести канализационных очистных сооружений. Решениями Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 15-21 июня 2021 года требования природоохранного прокурора удовлетворены, по всем объектам установлены сроки реконструкции - до 1 января 2026 года. Заинтересованным лицом не доказана субъективная сторона вменяемых административных правонарушений. Все возможные и необходимые действия в целях соблюдения требований законодательства Обществом предпринимаются, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении правонарушения. Оспариваемое решение основано на неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права, является незаконным и необоснованным. Просит отменить решение и прекратить производство по делу.
Защитник ООО «Газпром энерго» Лазарев А.Н., участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи с Новоуренгойским городским судом, доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо извещалось о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось, жалоба рассматривается в отсутствие должностного лица.
Заслушав защитника ООО «Газпром энерго» Лазарева А.Н., рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на исследовании и оценке доказательств в их совокупности и взаимной связи.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Непосредственный объект - экологические требования, которые необходимо соблюдать, а объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в их несоблюдении.
Под экологическими требованиями следует понимать обязательные требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека (приказ Минприроды от 23 января 1995 года №18).
Такие требования, помимо прочего, установлены ч.1 ст.34 Закона об охране окружающей среды, согласно которой хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, одним из видов экономической деятельности ООО «Газпром Энерго» является деятельность по сбору и обработке сточных вод (код 37.00).
В целях осуществления уставной деятельности, что никем не оспаривается, Общество эксплуатирует находящиеся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду объекты:
- «Участок энерговодоснабжения № 2 (Ныдинский водозабор, ВЖК УКПГ-7), КОС «ЕРШ Б-100-С» (расположен в 83 км от п.Пангоды Надымского района ЯНАО, Ныдинский водозабор), код объекта 71-0189-000481-П, категория III, сведения об объекте согласно выписке из соответствующего реестра актуализированы 8 октября 2019 года;
- «Ямбургское управление энерговодоснабжения, КОС-4500» (распложен в п.Ямбург ЯНАО, КОС-4500), код объекта 71-0189-000547-П, категория II, сведения об объекте согласно свидетельству № 7139505 актуализированы 8 июля 2022 года;
- «Канализационные очистные сооружения, КОС-2500» (расположен в п.Новозаполярный Тазовского района ЯНАО, КОС-2500, р.Толянгъяха, водосборная площадь р.Юредейяха, бассейн р.Таз), код объекта 71-0189-000551-П, согласно сведениям, размещенным в ИТКС «Интернет» на странице с адресом https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry/card/294890/review, объекту присвоена категория II, данные актуализированы 24 марта 2022 года;
- «Ямбургское управление энерговодоснабжения КОС-200» (расположен в 21 северо-восточнее п.Ямбург ВЖК УКПГ-2 в Надымском районе ЯНАО), код объекта 71-0189-000535-П, категория II, сведения об объекте согласно свидетельству № 6815334 актуализированы 15 апреля 2022 года;
- «Ямбургское управление энерговодоснабжения КОС-800» (расположен в 60 км северо-восточнее п.Ямбург ВЖК УКПГ-6 в Надымском районе ЯНАО), код объекта 71-0189-000534-П, категория III;
- «Ямбургское управление энерговодоснабжения КОС-100» (расположен в п.Ямбург Надымского района, аэропорт), код объекта 71-0189-000545-П, категория III;
- «Ямбургское управление энерговодоснабжения КОС-125» (расположен в 57 северо-восточнее п.Ямбург ВЖК УКПГ-4 в Тазовском районе), код объекта 71-0189-000568-П, категория III, сведения об объекте согласно свидетельству № 7224671 актуализированы 1 августа 2022 года.
На основании решения руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 7 октября 2022 года № 834-рш в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении указанного выше объекта НВОС проведена внеплановая документарная проверка (на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Законом об охране окружающей среды, а также ч.1, 2 и 4 ст.35, ч.2 ст.39, ч.1 ст.44 и ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ) в отношении Общества, осуществляющего деятельность на указанных выше семи объектах НВОС.
Проведение проверки было согласовано прокуратурой ЯНАО, а основанием для нее, как следует из текста решения от 7 октября 2022 года, послужили письма ДПРиЭ ЯНАО от 4 и 21 марта, а также 6 мая 2022 года о выявлении признаков могущих повлечь загрязнение водного объекта нарушений правил охраны водных объектов в результате анализа отчетов водопользователя ООО «Газпром энерго», которому выдано решение о предоставлении в пользование водного объекта в пользование.
Само по себе загрязнение водного объекта, безусловно, может создавать непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Таким образом, установленные законодательством, а именно абз.2 и 4 подп.«а» п.4 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» основания для проведения проверки у Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора имелись.
В ходе проверки у Общества были запрошены программа ПЭК, журнал учета качества сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод, журнал учета водоотведения средствами измерения, журнал учета водоотведения другими методами, протоколы количественного химического анализа сбрасываемых в водный объект сточных вод, протоколы количественного анализа природных вод в водном объекте выше и ниже места сброса сточных вод, технологическая схема очистных сооружений сточных вод, паспорта приборов учета объема сбрасываемых в водный объект сточных вод, свидетельства о поверке приборов учета объема сбрасываемых в водный объект сточных вод, сведения об аккредитации осуществляющих лабораторный контроль сточных и природных вод лабораторий, проектная документация на строительство (реконструкцию) очистных сооружений (документы запрашивались за период с 1 января 2020 по 7 октября 2022 года раздельно для каждого объекта контроля).
Все выявленные в ходе проверки обстоятельства указаны в акте внеплановой документарной проверки от 30 ноября 2022 года № 697, к которому приложены все упомянутые выше документы.
28 марта 2023 года должностным лицом Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора в отношении Общества составлено три протокола об административных правонарушениях по ст.8.1, 8.5 и ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, а 25 августа 2023 года вынесено одно обжалуемое постановление № 03/4-123/2023 с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Частью 4 ст.8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.45 настоящего Кодекса (невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды).
К числу таких требований относятся установленные ст.56 ВК РФ, которой запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.6).
Помимо этого Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Таким образом, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению в целях привлечения лица к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, является нарушение нормативов допустимого воздействия на водные объекты (нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, а также нормативов предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты) и в целом негативное воздействие на водный объект.
Объектом такого правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.
В ходе проверки установлено, что в целях обеспечения возможности эксплуатации объекта НВОС 481-П Обществу 15 марта 2016 года выдано решение № 89-15.04.00.001-Р-РСВХ-С-2016-03621/00 о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 15 ноября 2020 года.
Иного документа, дающего право на использование конкретного водного объекта, Обществу не выдавалось. Срок водопользования по решению от 15 марта 2016 года продлен по 15 ноября 2023 года на основании приложений № 1 к постановлениям Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 и № 353 от 12 марта 2022 года.
Согласно данному решению целью использования водного объекта является совместное водопользование - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект - р.Ныда (бассейн Обской губы Карского моря).
Из подп.7 п.2.3 данного решения следует, что сброс очищенных сточных вод в водный объект осуществляется с канализационных очистных сооружений «ЕРШ-Б-100-С», расположенных в 83 км северо-западнее п.Пангоды и предназначенных для приема и полной биологической очистки сточных вод производственной площадки Ныдинского водозабора (предусмотрена единая система бытовой и производственной канализации, ливневая канализация отсутствует), а подп.8 п.2.3 решения установлена эффективность работы очистных сооружений.
Помимо этого в подп.13 п.2.3 решения от 15 марта 2016 года прямо указано, что вода в реке Ныда (бассейн Обской губы Карского моря) в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям (в мг/куб.дм): взвешенные вещества - 5, сухой остаток - 57,22, БПК5 - 3,06, аммоний-ион - 0,49, нитрат-ион - 0,45, нитрит-ион - 0,035, фосфат-ион - 0,25, АПАВ - 0,038, железо общее - 0,65, нефтепродукты - 0,04, сульфат-ион - 6,13, хлорид-ион - 3,33.
Установлено данным решением и максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, том числе дренажных водах, которое не должно превышать для загрязняющих веществ и показателей (г/м.куб): взвешенные вещества - 3,31, сухой остаток - 145, БПК5 - 2,2, аммоний-ион - 0,5, нитрат-ион - 40, нитрит-ион - 0,08, фосфаты - 0,2, АПАВ - 0,091, железо общее - 0,1, нефтепродукты - 0,05, сульфаты - 16,9, хлорид-ион - 20,7 (все показатели определены согласно нормативам допустимого воздействия по приказу Нижне-Обского бассейнового водного управления от 16 ноября 2015 года № 401).
К числу условий использования водного объекта отнесен отказ от проведения работ, приводящих к изменению естественного водного режима водного объекта (подп.6 п.2.3 решения от 15 марта 2016 года).
Соблюдение указанных выше показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
В ходе проверки контролирующим органом исследованы протоколы КХА отобранных Обществом самостоятельно проб природной поверхностной воды в реке Ныда в 500 м выше (фоновый створ) и ниже точки сброса за июнь-сентябрь 2022 года.
В результате установлено превышение концентрации вредных веществ в природной воде водного объекта в контрольном створе по сравнению с их же концентрацией в фоновом створе по показателям: 3 июня 2022 года - аммоний-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, нефтепродукты, ХПК; 11 июля - аммоний-ион, железо общее, сульфат-ион, сухой остаток, нефтепродукты; 2 августа 2022 года - взвешенные вещества, БПК5, ХПК; 2 сентября 2022 года - сухой остаток, ХПК.
Указанное расценено как негативное влияние Общества на реку Ныда как водный объект в результате сброса сточных вод и положено в основу обжалуемого постановления в части, касающейся привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Как верно указано судьей в оспариваемом решении, объективная сторона этого административного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов. Следовательно, о его совершении может свидетельствовать лишь такое загрязнение (угроза загрязнения), которое стало возможным в результате нарушения субъектом требований, которые могут быть установлены индивидуально либо для субъекта (договорами водопользования, решениями о предоставлении водного объекта в пользование) либо непосредственно для водного объекта.
С целью привлечения лица к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ необходимо установить не только факт загрязнения (угрозы загрязнения), но и факт возникновения этого загрязнения в результате действий (бездействия) привлекаемого лица путем нарушения им требований к охране водных объектов.
Однако в ходе производства по делу не установлено того, что Общество при эксплуатации объекта НВОС 481-П:
- не выполняет требования, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование от 15 марта 2016 года, а также требования приказа Нижне-Обского бассейнового водного управления от 16 ноября 2015 года № 401;
- осуществляет хозяйственную или иную деятельность с нарушением требований в области охраны окружающей среды;
- не проводит мероприятия по охране окружающей среды, нерационально использует природные ресурсы, оказывает негативное воздействие на окружающую среду;
- эксплуатирует канализационно-очистные сооружения без соблюдения требований в области охраны окружающей среды и нормативов качества окружающей среды;
- не имеет права пользования поверхностными водными объектами согласно гл.3 Водного кодекса РФ;
- не выполняет требования Водного кодекса РФ при использовании водного объекта для целей сброса сточных вод;
- сбрасывает в водный объект сточные воды, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект;
- сбрасывает в водный объект сточные воды, не подвергшиеся необходимой санитарной очистке и обезвреживанию.
Без выяснения вопроса о концентрации вредных веществ в сточных водах и в точке сброса сточных вод в водный объект вина водопользователя в загрязнении водного объекта таким способом, который вменен Обществу, доказанной считаться не может, однако этот вопрос выяснен не был.
В связи с чем, обоснованно суд отразил, что данный недостаток на стадии рассмотрения дела не устранен, содержание обжалуемого постановления в указанной части идентично содержанию протокола об административном правонарушении.
В целях обеспечения возможности эксплуатации объекта НВОС 547-П Обществу 26 сентября 2018 года выдано решение № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05438/00 о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 9 марта 2021 года.
Иного документа, дающего право на использование конкретного водного объекта, Обществу не выдавалось. Срок водопользования по решению от 26 сентября 2018 года продлен по 9 марта 2023 года на основании приложений № 1 к постановлениям Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 и № 353 от 12 марта 2022 года.
Согласно данному решению целью использования водного объекта является совместное водопользование - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект - ручей без названия (бассейн Обской губы Карского моря).
Из подп.7 п.2.3 данного решения следует, что сброс очищенных сточных вод в водный объект осуществляется с канализационных очистных сооружений «КОС-4500», расположенных на территории Ямбургского НГКМ п.Ямбург в Надымском районе ЯНАО и предназначенных для полной биологической очистки сточных бытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод с доочисткой на напорных механических фильтрах.
Помимо этого в подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года прямо указано, что вода в ручье без названия (бассейн Обской губы Карского моря) в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям (в мг/куб.дм): взвешенные вещества - 7,12, сухой остаток - 396, азот аммонийный - 0,4, азот нитритов - 0,02, азот нитратов - 9, фосфор фосфатов - 0,065, хлориды - 99, сульфаты - 27, железо общее - 0,1, АПАВ - 0,059, БПКполн - 3, нефтепродукты - 0,04, алюминий - 0,04.
К числу условий использования водного объекта отнесен отказ от проведения работ, приводящих к изменению естественного водного режима водного объекта (подп.6 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года).
Соблюдение указанных выше показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
В ходе проверки контролирующим органом изучены протоколы исследований (измерений) отобранных Обществом самостоятельно проб природной поверхностной воды в ручье без названия в точке сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В результате установлено, что в пробах природных вод водного объекта, отобранных 1 сентября в точке сброса и исследованных 8 сентября 2022 года, имело место превышение по показателям азот нитратов, железо общее, алюминий, что ввиду нарушения требований, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, свидетельствует о совершении 1 сентября 2022 года Обществом предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ административного правонарушения.
Помимо этого в обжалуемом постановлении указано, что в ходе проверки установлено превышение концентрации вредных веществ в природной воде водного объекта в контрольном створе по сравнению с их же концентрацией в фоновом створе (пробы от 8 сентября 2023 года) по показателям: взвешенные вещества, аммоний-ион, нитрат-ион, фосфат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, нефтепродукты и алюминий.
Указанное расценено как негативное влияние Общества на ручей без названия (бассейн Обской губы Карского моря) как водный объект в результате сброса сточных вод и положено в основу обжалуемого постановления в части, касающейся привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
В целях обеспечения возможности эксплуатации объекта НВОС 551-П Обществу 26 сентября 2018 года выдано решение № 89-15.04.00.001-Р-РСВХ-С-2018-05439/00 о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 9 марта 2021 года.
Иного документа, дающего право на использование конкретного водного объекта, Обществу не выдавалось. Срок водопользования по решению от 26 сентября 2018 года продлен по 9 марта 2023 года на основании приложений № 1 к постановлениям Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 и № 353 от 12 марта 2022 года.
Согласно данному решению целью использования водного объекта является совместное водопользование - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект - р.Толянгъяха (бассейн р.Таз).
Из подп.7 п.2.3 данного решения следует, что сброс очищенных сточных вод в водный объект осуществляется с КОС-2500 от вахтового поселка ВЖК и промзоны Заполярного НГКМ (п.Новозаполярный), расположенных в 1,2 км от п.Новозаполярный муниципального образования Тазовский район ЯНАО, и предназначенных для приема и очистки хозяйственно-бытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод от объектов обустройства Заполярного НГКМ.
Помимо этого в подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года прямо указано, что вода в р.Толянгъяха (бассейн р.Таз) в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям (в мг/куб.дм): взвешенные вещества - 4,7, сухой остаток - 340,5, азот аммонийный - 0,4, азот нитритов - 0,02, азот нитратов - 9, фосфор фосфатов - 0,065, хлориды - 42,5, сульфаты - 36, железо общее - 0,1, АПАВ - 0,066, БПКполн - 3, нефтепродукты - 0,05.
К числу условий использования водного объекта отнесен отказ от проведения работ, приводящих к изменению естественного водного режима водного объекта (подп.6 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года).
Соблюдение указанных выше показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
В ходе проверки контролирующим органом изучены протоколы исследований (измерений) отобранных Обществом самостоятельно проб природной поверхностной воды в ручье без названия в точке сброса сточных, в том числе дренажных вод.
Обществу вменено осуществления сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект р.Толянгьяха (водосборная площадь р.Юредейяха, бассейн р.Таз) с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе дренажных водах, установленных подп.13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26 сентября 2018 года № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05439/00; а также нарушение требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Толянгьяха (водосборная площадь р.Юредейяха, бассейн р.Таз) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000551-П в период с 14 июня 2021 по 1 августа 2022 года.
В целях обеспечения возможности эксплуатации объекта НВОС 535-П Обществу 26 сентября 2018 года выдано решение № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05440/00 о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 9 марта 2021 года.
Иного документа, дающего право на использование конкретного водного объекта, Обществу не выдавалось. Срок водопользования по решению от 26 сентября 2018 года продлен по 9 марта 2023 года на основании приложений № 1 к постановлениям Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 и № 353 от 12 марта 2022 года.
Согласно данному решению целью использования водного объекта является совместное водопользование - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект - озеро Неляко-Собетьяха-Малто (бассейн Обской губы Карского моря).
Из подп.7 п.2.3 данного решения следует, что сброс очищенных сточных вод в водный объект осуществляется от канализационных очистных сооружений КОС-200 (I, II очереди) ВЖК УКПГ-2, расположенных на единой промплощадке УКПГ-2 Ямбургского НГКМ в 21 км северо-восточнее п.Ямбург в Надымском районе ЯНАО и предназначенных для полной биологической очистки бытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод.
Помимо этого в подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года прямо указано, что вода в озере Неляко-Собетьяха-Малто (бассейн Тазовской губы Карского моря) в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям (в мг/куб.дм): взвешенные вещества - 5,44, сухой остаток - 502, азот аммонийный - 0,4, азот нитритов - 0,02, азот нитратов - 9, фосфор фосфатов - 0,065, хлориды - 99, сульфаты - 34, железо общее - 0,1, АПАВ - 0,065, БПКполн - 3, нефтепродукты - 0,04, алюминий - 0,04.
К числу условий использования водного объекта отнесен отказ от проведения работ, приводящих к изменению естественного водного режима водного объекта (подп.6 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года).
Соблюдение указанных выше показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
В ходе проверки контролирующим органом изучены протоколы исследований (измерений) отобранных Обществом самостоятельно проб природной поверхностной воды в ручье без названия в точке сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В результате установлено, что в пробах, отобранных в точке сброса 26 августа и исследованных 2 сентября 2022 года, имело место превышение установленных подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года параметров по показателям БПКполн, алюминий, азот аммонийный, железо общее, сульфаты, фосфор фосфатов, сухой остаток.
В пробах, отобранных в точке сброса 20 сентября и исследованных 26 сентября 2022 года, имело место превышение установленных подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года параметров по показателям БПКполн, алюминий, железо общее, азот нитратов.
Обоснованно судьей отмечено, что ввиду нарушения требований, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, указанное свидетельствует о совершении Обществом 26 августа и 20 сентября 2022 года административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
В целях обеспечения возможности эксплуатации объекта НВОС 534-П Обществу 26 сентября 2018 года выдано решение № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05441/00 о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 4 марта 2021 года.
Иного документа, дающего право на использование конкретного водного объекта, Обществу не выдавалось. Срок водопользования по решению от 26 сентября 2018 года продлен по 4 марта 2023 года на основании приложений № 1 к постановлениям Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 и № 353 от 12 марта 2022 года.
Согласно данному решению целью использования водного объекта является совместное водопользование - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект - р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря).
Из подп.7 п.2.3 данного решения следует, что сброс очищенных сточных вод в водный объект осуществляется от КОС-800 (1, 2, 3 очереди) ВЖК УКПГ-6, расположенных на единой промплощадке УКПГ-6 Ямбургского НГКМ в 60 км северо-восточнее п.Ямбург в Надымском районе ЯНАО и предназначенных для приема и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод от санитарно-технических приборов бытовых помещений административных, социально-культурных и производственных зданий вахтового жилого комплекса УКПГ-6.
Помимо этого в подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года прямо указано, что вода в р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям (в мг/куб.дм): взвешенные вещества - 7, сухой остаток - 556, азот аммонийный - 0,4, азот нитритов - 0,02, азот нитратов - 9, фосфор фосфатов - 0,065, хлориды - 109, сульфаты - 44, железо общее - 0,1, АПАВ - 0,062, БПКполн - 3, нефтепродукты - 0,04, алюминий - 0,04.
К числу условий использования водного объекта отнесен отказ от проведения работ, приводящих к изменению естественного водного режима водного объекта (подп.6 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года).
Соблюдение указанных выше показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
В ходе проверки контролирующим органом изучены протоколы исследований (измерений) отобранных Обществом самостоятельно проб природной поверхностной воды в ручье без названия в точке сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В результате установлено, что в пробах природных вод водного объекта, отобранных 16 сентября в точке сброса и исследованных 24 сентября 2022 года, имело место превышение по показателю железо общее, что ввиду нарушения требований, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, свидетельствует о совершении 16 сентября 2022 года Обществом предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ административного праовнарушения.
Помимо этого в обжалуемом постановлении указано, что в ходе проверки установлено превышение концентрации вредных веществ в природной воде водного объекта в контрольном створе по сравнению с их же концентрацией в фоновом створе (пробы от 26 сентября 2023 года) по показателям сухой остаток, хлорид-ион, сульфат-ион, БПК5 и нефтепродукты.
Указанное расценено как негативное влияние Общества на р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) как водный объект в результате сброса сточных вод и положено в основу обжалуемого постановления в части, касающейся привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
из материалов дела не усматривается, нарушение каких установленных для водного объекта р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) либо для Общества как субъекта водопользования требований привело к превышению концентраций указанных выше вредных веществ (сухой остаток, хлорид-ион, сульфат-ион, БПК5 и нефтепродукты) в контрольном створе по сравнению с фоновым, связано ли такое превышение с действиями Общества и непосредственно со сбросом им сточных вод с канализационно-очистных сооружений объекта НВОС 534-П.
Концентрация вредных веществ в сбрасываемых сточных водах, в природной воде в точке сброса сточных вод во внимание не принималась, однако именно это имело основополагающее значение для рассматриваемого состава, поскольку с целью привлечения лица к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ необходимо установить не только факт загрязнения (угрозы загрязнения), но и факт возникновения этого загрязнения в результате действий (бездействия) привлекаемого лица путем нарушения им требований к охране водных объектов.
Исходя из материалов дела, установленная подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года концентрация загрязняющих веществ в природной воде водного объекта в точке сброса сточных вод в течение всего проверявшегося периода по веществам сухой остаток, хлорид-ион, сульфат-ион и нефтепродукты не превышалась; превышение показателей по БПК5полн в 2022 году места также не имело.
Превышения установленной подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года концентрации вредных веществ в природной воде водного объекта в контрольном створе по сравнению с их же концентрацией в фоновом створе (пробы от 26 сентября 2023 года) по показателю железо общее не было.
В ходе производства по делу не установлено того, что Общество при эксплуатации объекта НВОС 534-П (за исключением выявленного по результатам испытания проб, отобранных 16 сентября в точке сброса, превышения по показателю железо общее) осуществляет хозяйственную или иную деятельность с нарушением требований в области охраны окружающей среды; не проводит мероприятия по охране окружающей среды, нерационально использует природные ресурсы, оказывает негативное воздействие на окружающую среду; эксплуатирует канализационно-очистные сооружения без соблюдения требований в области охраны окружающей среды и нормативов качества окружающей среды; не имеет права пользования поверхностными водными объектами согласно гл.3 Водного кодекса РФ; не выполняет требования Водного кодекса РФ при использовании водного объекта для целей сброса сточных вод; сбрасывает в водный объект сточные воды, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект; сбрасывает в водный объект сточные воды, не подвергшиеся необходимой санитарной очистке и обезвреживанию.
Следовательно, нарушение Обществом требований к охране водных объектов путем загрязнения водного объекта р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) в результате сброса сточных вод после очистных сооружений на объекте НВОС с кодом 71-0189-000534-П Обществу вменено также бездоказательно, в связи суд обоснованно производство по делу в этой части прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В целях обеспечения возможности эксплуатации объекта НВОС 545-П Обществу 26 сентября 2018 года выдано решение № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05437/00 о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 9 марта 2021 года.
Иного документа, дающего право на использование конкретного водного объекта, Обществу не выдавалось. Срок водопользования по решению от 26 сентября 2018 года продлен по 9 марта 2023 года на основании приложений № 1 к постановлениям Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 и № 353 от 12 марта 2022 года.
Согласно данному решению целью использования водного объекта является совместное водопользование - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект - озеро без названия (бассейн Обской губы Карского моря).
Из подп.7 п.2.3 данного решения следует, что сброс очищенных сточных вод от аэропорта Ямбург в водный объект осуществляется от канализационных очистных сооружений «КОС-100», расположенных на территории Ямбургского НГКМ в 13 км северо-восточнее п.Ямбург в Надымском районе ЯНАО.
Помимо этого в подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года прямо указано, что вода в озере без названия (бассейн Тазовской губы Карского моря) в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям (в мг/куб.дм): взвешенные вещества - 6,8, сухой остаток - 446, азот аммонийный - 0,4, азот нитритов - 0,02, азот нитратов - 9, фосфор фосфатов - 0,065, хлориды - 112, сульфаты - 26, железо общее - 0,3, АПАВ - 0,058, БПКполн - 3, нефтепродукты - 0,05, алюминий - 0,04.
К числу условий использования водного объекта отнесен отказ от проведения работ, приводящих к изменению естественного водного режима водного объекта (подп.6 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года).
Соблюдение указанных выше показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
В ходе проверки контролирующим органом изучены протоколы исследований (измерений) отобранных Обществом самостоятельно проб природной поверхностной воды в ручье без названия в точке сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В результате установлено, что в пробах природной воды, отобранных в точке сброса 7 сентября и исследованных 14 сентября 2022 года, имело место превышение установленных подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года параметров по показателям алюминий и железо общее.
Ввиду нарушения требований, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, указанное свидетельствует о совершении Обществом 7 сентября 2022 года предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ административного правонарушения.
В целях обеспечения возможности эксплуатации объекта НВОС 568-П Обществу 26 сентября 2018 года выдано решение № 89-15.04.00.002-Р-РСВХ-С-2018-05436/00 о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 9 марта 2021 года.
Иного документа, дающего право на использование конкретного водного объекта, Обществу не выдавалось. Срок водопользования по решению от 26 сентября 2018 года продлен по 9 марта 2023 года на основании приложений № 1 к постановлениям Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 и № 353 от 12 марта 2022 года.
Согласно данному решению целью использования водного объекта является совместное водопользование - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект - р.Собетьяхатарка (бассейн Тазовской губы Карского моря).
Из подп.7 п.2.3 данного решения следует, что сброс очищенных сточных вод в водный объект осуществляется от канализационных очистных сооружений КОС-125 ВЖК-4, расположенных на единой промплощадке УКПГ-4 Ямбургского НГКМ в 57 км северо-восточнее п.Ямбург в Надымском районе ЯНАО.
Помимо этого в подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года прямо указано, что вода в р.Собетьяхатарка (бассейн Тазовской губы Карского моря) в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям (в мг/куб.дм): взвешенные вещества - 9, БПКполн - 3, аммоний-ион - 0,33, железо общее - 0,3, нефть природная - 0,3, нитрит-анион - 0,08, нитрат-анион - 40, СПАВ - 0,1, сульфат-анион - 50, хлорид-анион - 50, сухой остаток - 300, марганец - 0,1, медь - 0,001, фосфаты (по Р) - 0,02, ХПК - 30.
К числу условий использования водного объекта отнесен отказ от проведения работ, приводящих к изменению естественного водного режима водного объекта (подп.6 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года).
Соблюдение указанных выше показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
В ходе проверки контролирующим органом изучены протоколы исследований (измерений) отобранных Обществом самостоятельно проб природной поверхностной воды в р.Собетьяхатарка в точке сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В результате установлено, что в пробах природных вод водного объекта, отобранных 13 сентября в точке сброса и исследованных 23 сентября 2022 года, имело место превышение по показателям БПК, железо общее и нитрат-анион, что ввиду нарушения требований, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, свидетельствует о совершении 13 сентября 2022 года Обществом предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ административного правонарушения.
Помимо этого в обжалуемом постановлении указано, что в ходе проверки установлено превышение концентрации вредных веществ в природной воде водного объекта в контрольном створе по сравнению с их же концентрацией в фоновом створе (пробы от 13 сентября 2023 года) по показателям взвешенные вещества, аммоний ион, нитрат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, железо общее, БПК5 и нефтепродукты.
Указанное расценено как негативное влияние Общества на р.Собетьяхатарка (бассейн Тазовской губы Карского моря) как водный объект в результате сброса сточных вод и положено в основу обжалуемого постановления в части, касающейся привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
необходимо учесть, что объективная сторона этого административного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов. Следовательно, о его совершении может свидетельствовать лишь такое загрязнение (угроза загрязнения), которое стало возможным в результате нарушения субъектом требований, которые могут быть установлены индивидуально либо для субъекта (договорами водопользования, решениями о предоставлении водного объекта в пользование) либо непосредственно для водного объекта.
Между тем, из материалов дела не усматривается, нарушение каких установленных для водного объекта р.Собетьяха (бассейн Тазовской губы Карского моря) либо для Общества как субъекта водопользования требований привело к превышению концентраций указанных выше вредных веществ (взвешенные вещества, аммоний ион, нитрат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, железо общее, БПК5 и нефтепродукты) в контрольном створе по сравнению с фоновым, связано ли такое превышение с действиями Общества и непосредственно со сбросом им сточных вод с канализационно-очистных сооружений объекта НВОС 568-П.
Концентрация вредных веществ в сбрасываемых сточных водах, в природной воде в точке сброса сточных вод во внимание не принималась, однако именно это имело основополагающее значение для рассматриваемого состава, поскольку с целью привлечения лица к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ необходимо установить не только факт загрязнения (угрозы загрязнения), но и факт возникновения этого загрязнения в результате действий (бездействия) привлекаемого лица путем нарушения им требований к охране водных объектов.
Исходя из материалов дела, установленная подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года концентрация загрязняющих веществ в природной воде водного объекта в точке сброса сточных вод в течение всего проверявшегося периода по нефтепродуктам не превышалась; превышение показателей по взвешенным веществам и хлорид-ионам в 2022 году места также не имело.
Превышения установленной подп.13 п.2.3 решения от 26 сентября 2018 года концентрации вредных веществ в природной воде водного объекта в точке сброса сточных вод (пробы от 13 сентября 2023 года) по показателям аммоний-ион и сульфат-ион не было.
Превышение концентрации вредных веществ в точке сброса имелось по показателям БПК, железо общее и нитрат-анион, в связи с чем следует полагать, что превышение концентрации этих вредных веществ в природной воде водного объекта в контрольном створе по сравнению с их же концентрацией в фоновом створе явилось следствием превышения концентрации вредных веществ в природной воде водного объекта в точке сброса сточных вод, что свидетельствует о негативном влиянии Общества на водный объект по этим веществам.
Того, что Общество при эксплуатации объекта НВОС 568-П допустило негативное влияние на водный объект по взвешенным веществам, аммоний-ионам, хлорид-ионам, сульфат-ионам и нефтепродуктам, в ходе производства по делу не доказано.
При этом отклоняется довод жалобы о том, что Новоуренгойским городским судом даны отсрочки исполнения решений суда, возлагающих на ООО «Газпром энерго» обязанность провести реконструкцию очистных сооружений: КОС-4500, КОС - 800, КОС - 200, КОС-100, КОС - 2500, КОС - 125, до 01.01.2026, поскольку отсрочка исполнения решения суда не дает юридическому лицу право сбрасывать сточные воды с превышением установленных нормативов допустимых сбросов.
Суды Российской Федерации, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» осуществляют рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел и материалов, и не разрешают вопросы установления природопользователям нормативов допустимых сбросов и выбросов на период действия отсрочек судебных актов.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.48 настоящего Кодекса.
Статьей 67 Закона об охране окружающей среды установлена обязанность юридических лиц, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля, целью которого является обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, а также соблюдение установленных законодательством требований в области охраны окружающей среды.
При всем этом действующим законодательством не предусмотрено оснований для освобождения хозяйствующего субъекта от выполнения рассматриваемой обязанности, установлены лишь требования к этой программе.
Такие требования содержатся приказе Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», согласно п.3 которого раздел «Общие положения», помимо прочего, должен содержать дату утверждения программы ПЭК.
Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте; сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных (п.4).
Между тем, раздел «Общие положения» имевшейся у Общества на дату проверки программы ПЭК не содержит дату утверждения программы; данные, содержащиеся в разделе «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» разнятся с государственным реестром объектов НВОС по источникам (в программе ПЭК содержатся предусмотренные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109 сведения в отношении 5 источников, тогда как в реестре их указано 7).
Факт несоответствия по состоянию на 30 ноября 2022 года программы ПЭК действующим требованиям имеет место и в ходе проверки установлен с достоверностью.
Дата утверждения программы ПЭК является обязательной частью раздела «Общие положения», возможность указания этой даты в другом месте законодательством не предусмотрена.
Таким образом, установлен факт совершения правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ.
Статей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.5.2, ч.3 и 4 ст.8.50, ст.8.51 настоящего Кодекса.
Статьей 31.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (ч.1). Такая декларация должна содержать сведения о наименовании, организационно-правовой форме и адресе (месте нахождения) юридического лица; коде объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; виде основной деятельности; реализации природоохранных мероприятий; об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемых объемах или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; программе производственного экологического контроля (ч.3). Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (ч.4).
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность на объектах НВОС II категории 551-П, 535-П и 547-П, данная категория объектам присвоена 24 марта, 15 апреля и 8 июля 2022 года соответственно. Следовательно, с указанных дат у Общества возникла обязанность по представлению в уполномоченный орган декларации о воздействии на окружающую среду относительного каждого из этих объектов.
в силу правил, содержащихся в ч.1.2 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в ч.1 настоящей статьи разрешений и документов (разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, не утверждались нормативы образования отходов и лимиты на их размещение).
Указанными выше разрешениями согласно ч.1.1 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ.
В соответствии с п.13 утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 года № 1118 года Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика) срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, или с момента расчета нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории). В случаях, предусмотренных ч.1.1 ст.11 Федерального закона № 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет.
Вторым абзацем п.13 Методики установлены случаи, при которых производится расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС до истечения сроков, указанных в абзаце первом п.13 Методики. При наступлении вышеуказанных обстоятельств декларация о воздействии на окружающую среду, содержащая такие расчеты НДС, признается действующей до момента расчета новых НДС в соответствии с указанными обстоятельствами и предоставления Декларации, приложением к которой являются расчеты новых НДС в пределах сроков, на которые предоставлена Декларация, но не более 6 месяцев.
Внимание на это обращено и в письме Минприроды России от 18 марта 2022 года № 12-50/3852-ОГ.
Нормативы допустимых сбросов для спорных объектов НВОС 551-П, 535-П и 547-П отсутствуют, однако их наличие с целью приобщения к декларации о воздействии на окружающую среду обязательно, следовательно, в сложившейся ситуации они подлежат разработке как новые НДС - в шестимесячный срок.
Совокупность приведенных выше обстоятельств и правовых норм с учетом того, что нормативы допустимых сбросов обязательны к представлению совместно с декларацией, свидетельствует о том, что при изменении категории объекта НВОС с III на II декларация должна быть подана в течение 6 месяцев со дня подобной актуализации, что в рассматриваемой ситуации приходится на 24 сентября, 15 октября 2022 и 8 января 2023 года.
Между тем, на дату составления акта проверки (30 ноября 2022 года) декларации по объектам НВОС II категории 551-П, 535-П и 547-П поданы не были.
Декларации о негативном воздействии на окружающую среду по объектам НВОС 551-П и 535-П не были поданы и в шестимесячный срок с даты актуализации объекта, то есть 24 сентября 2022 и 15 октября 2022 года, что не может быть расценено каким-либо иным, помимо совершения 25 сентября и 16 октября 2022 года предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ административного правонарушения, способом.
Факт представления деклараций по этим объектам 1 марта 2023 и 22 декабря 2022 года с просрочкой более чем на 5 и 2 месяца, как установлено судом, об обратном не свидетельствует.
декларации по объекту НВОС 547-П, то срок ее подачи истек 8 января 2023 года, декларация подана с незначительной просрочкой - 10 января 2023 года.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений путем крайне незначительного нарушения срока представления декларации о воздействии на окружающую среду по объекту НВОС 547-П места не имеет, что свидетельствует о малозначительности допущенного нарушения.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных административном органом и судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных в обжалуемом судебном акте доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют, что при его рассмотрении лицам, участвующим в деле, созданы необходимые условия для реализации своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались все доводы и доказательства, выдвинутые в защиту общества, им дана правильная оценка. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст.ст.1.5 и 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Отклоняются доводы жалобы о наличии оснований для освобождения Общества от административной ответственности по основаниям ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, поскольку доказательств принятия юридическим лицом всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в рассматриваемом случае не установлено.
Для применения положений ч.4 ст. 2.1 КоАП РФ факта привлечения за совершение административного правонарушения должностного лица или иного работника данного юридического лица недостаточно. Подлежит установлению и то обстоятельство, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Никаких доказательств, указывающих на принятие обществом всех возможных мер по соблюдению требований закона материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, 8.5 и ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Газпром энерго», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.А. Дряхлова