Дело №12-269/2019
РЕШЕНИЕ
07 ноября 2019 года город Орел
Судья Советского районного суда города Орла Бардина Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу защитника ФИО1 ФИО9, действующей на основании доверенности в интересах администрации муниципального образования город Орел на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 19 июля 2019 г., вынесенное в отношении администрации муниципального образования город Орел по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установила:
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 19 июля 2019 г. администрация муниципального образования город Орел признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, 06 сентября 2019 г. защитник администрации города Орла ФИО1 обратилась с жалобой в Советский районный суд г.Орла на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление отменить, а производство по делу об административном прекратить.
Ссылается на то, что администрация г. Орла осуществляет свои полномочия в пределах, предусмотренных бюджетом муниципального образования.
Указывает также, что на 2019 год до администрации г. Орла доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 139 582 000 рублей, для исполнения решения судов 95 822 000 рублей, которых достаточно для закупки 40 жилых помещений, однако не достаточно для обеспечения жильем ФИО10 который значится в списке под номером 84.
Законом Орловской области от 03.12.2018 № 2289-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 для муниципального образования «Город Орел» предусмотрены субвенции на закупку жилья для указанной категории граждан, которые будут осваиваться в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По результатам проведенных электронных аукционов заключены 10 муниципальных контрактов на приобретение по договорам долевого участия в строительстве 40 жилых помещений на общую сумму 60601137.09 рублей. По условиям муниципальных контрактов жилые помещения будут переданы в муниципальную собственность не позднее 01.12.2019.
В июне 2019 года размещено 5 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сумму 65327456,25 рублей, по результатам двух аукционов приобретены 2 жилых помещения, 3 электронных аукциона признаны не состоявшимися.
В августе 2019 года размещен 1 электронный аукцион на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сумму 57861461,25 рублей, который признан не состоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. В соответствии с планом графиком повторной размещение электронных аукционов назначено на сентябрь 2019 года.
В связи с чем, утверждает, что в 2019 году после приобретения жилых помещений и перевода их в специализированный жилищный фонд, ФИО3 будет предоставлена квартира.
Указывает, что администрацией г. Орла были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с вышеуказанными обстоятельствами исполнить решение суда от 29.11.2018 в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация г.Орла не могла, в связи с чем в ее действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании представитель администрации г. Орла по доверенности ФИО2 поддержала доводы жалобы.
Начальник МО по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще.
Представитель УФССП России по Орловской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Выслушав мнение представителя заявителя, исследовав материалы дела, судья находит жалобу администрации г. Орла подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Судьей установлено, что 14.03.2019 на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г.Орла на основании решения суда от 28.11.2018, в отношении должника администрации г. Орла судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО5 возбуждено исполнительное производство №№*** в отношении администрации г. Орла. Предмет исполнения: обязать предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2017 №727-ОЗ, должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в установленный законом 5- дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа решения суда, судебным приставом-исполнителем 14.05.2019 вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14.05.2019 «О назначении нового срока исполнения» должнику установлен срок для исполнения решения суда до 17.06.2019.
Вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г.Орла от 24.06.2019 удовлетворены исковые требования администрации г.Орла об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора в рамках указанного исполнительного производства.
27.06.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП РФ по Орловской области ФИО5 в отношении администрации г. Орла составлен протокол №88/19/24/57-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, из которого следует, что администрация г. Орла не исполнила после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем (до 17.06.2019).
19.07.2019 по результатам рассмотрения протокола по делу об административном правонарушении от 27.06.2019 №***-АП начальником МОСП по ОИП УФССП РФ по Орловской области ФИО4 принято оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, которым администрация г. Орла признана виновной в совершении правонарушения и привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 9 указанного Закона Орловской области предусмотрено, что общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий год. Исходя из этого, возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере.
Как установлено в судебном заседании, до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2019 год в размере 139582000 рублей на обеспечение предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма в соответствии с судебными решениями.
В 2019 между администрацией г. Орла и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на строительство квартир для лиц данной категории по строительному адресу: <...>. Также между администрацией г. Орла и АО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на строительство квартир для лиц данной категории по строительному адресу: <...>.
Поскольку выделенных в 2019 году денежных средств оказалось недостаточно для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе ФИО12 администрацией г. Орла 12.07.2019 было направлено письмо в адрес Правительства Орловской области с просьбой увеличить финансирование для исполнения в полном объеме переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также из материалов дела следует, что на 2019 муниципальному образованию «Город Орел» на обеспечение предоставления жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 139581900 рублей, в том числе на исполнение судебных решений в размере 95 822 000 рублей.
Согласно представленной информации, в мае 2019 администрацией г. Орла заключены муниципальные контракты на приобретение по договорам долевого участия в строительстве 40 жилых помещений на общую сумму 60601137.09 рублей.
В июне 2019 года размещено 5 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сумму 65327456,25 рублей, по результатам двух аукционов приобретены 2 жилых помещения, 3 электронных аукциона признаны не состоявшимися.
В августе 2019 года размещен 1 электронный аукцион на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сумму 57861461,25 рублей, который признан не состоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. В соответствии с планом графиком повторной размещение электронных аукционов назначено на сентябрь 2019 года.
При указанных обстоятельствах судья полагает, что решение суда о предоставлении ФИО3 жилого помещения не было исполнено администрацией <...> в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, по независящим от нее обстоятельствам, при этом, ею предпринимались реальные меры для его исполнения.
Участниками процесса не представлено доказательств, которые позволили бы сделать вывод о бездействии администрации г. Орла, осуществляющей деятельность исходя из размера доведенных лимитов финансирования.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, вина администрации г. Орла в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.
Таким образом, в бездействии администрации г. Орла отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление начальника МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО4 от 19.07.2019 в отношении администрации г. Орла о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
решила:
жалобу защитника ФИО1 ФИО13, действующей на основании доверенности в интересах администрации муниципального образования город Орел на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 19 июля 2019 г., вынесенное в отношении администрации муниципального образования город Орел по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО4 № №***-АП от 19 июля 2019 по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента вручения копии решения.
Судья Е.Е. Бардина