ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-269/19 от 18.11.2019 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 12-269/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 ноября 2019 года город Новочебоксарск

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Петрухина О. А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление № 06-31 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике от 15 июля 2019 года, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, работающего главным экологом ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии,

установил:

Постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике ФИО1, как должностное лицо - главный эколог ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, расположенного по адресу: <...>, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за несоблюдение требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления, что выразилось в том, что в ГУП «БОС» в период с 12 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года отсутствовали нормативы образовании отходов и лимиты на их размещение, установленные либо комплексным экологическим разрешением либо документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой ставится вопрос об освобождении заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы своей жалобы поддержал в полном объеме, пояснив суду, что выявленные в ходе проверки нарушения были устранены, 01 июля 2019 года были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия до 30 июня 2024 года, получить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в срок до 12 апреля 2019 года не представлялось возможным, поскольку сроки разработки и корректировки исходно-разрешительной документации по замечаниям уполномоченных органов значительны.

Выслушав заявителя, представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными общественными веществами.

В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Положениями Закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Положениями частей 1-3 ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ), предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 1). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2). Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 3).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Так, судом установлено, что в соответствии с приказом № 103-к от 08 мая 2019 года и. о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, в период с 16 мая 2019 года по 13 июня 2019 года в отношении ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии была проведена проверка соблюдения обязательных требований, в том числе, экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

По результатам проведенной проверки 13 июня 2019 года был составлен акт № 06-13/09-02.

Из данного акта усматривается, что в ходе проверки были выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, выразившееся в том, что в период времени с 12 апреля 2019 года на предприятии отсутствовали нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

При этом, ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии осуществляет деятельность на объекте I категории, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, подлежащем федеральному государственному экологическому надзору, расположенному по адресу: <...>. В результате хозяйственной деятельности ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии образуются отходы I-V классов опасности. ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии были установлены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от 14 апреля 2014 года № Л.053.14.1 со сроком действия до 11 апреля 2019 года.

02 июля 2019 года в отношении должностного лица ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии - ФИО2, являющегося главным экологом предприятия по факту выявленных нарушений был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии отсутствовали в период времени с 12 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года.

В соответствии с должностной инструкцией главного эколога ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, главный эколог обязан руководствоваться и должен знать, в том числе, природоохранное законодательство Российской Федерации и Чувашской Республики, санитарно-эпидемиологическое законодательство Российской Федерации, законодательные и нормативные акты по охране окружающей среды, экологическому контролю и мониторингу объектов окружающей среды (п. 1.6); обеспечивать своевременное и качественное выполнение подчиненными ему подразделениями задач и функций в соответствии с планами и задачами предприятия в области охраны окружающей среды (п. 3.1); руководить разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований природоохранного и санитарного законодательств, соблюдение правил и норм в области охраны природы, утилизации отходов производства (п. 3.6); организовывать работу по нормированию и согласованию водоотведения, выбросов в атмосферу (ПДВ), размещения отходов (ПНООЛР).

Постановлением должностного лица № 06-31 от 15 июля 2019 года по делу об административном правонарушении ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ).

Факт совершенного ФИО3 правонарушения подтверждается вышеперечисленными материалами дела.

Выводы административного органа о виновности ФИО3, как должностного лица ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения надлежаще мотивированы в обжалуемом постановлении и основаны на имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательствах, относимость, допустимость и достоверность которых у суда сомнений не вызывает.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что после оценки и анализа доказательств вины ФИО3 в совершении административного правонарушения административным органом было правильно установлено, что своими действиями ФИО3 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, а именно несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ).

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Наказание ФИО3 назначено в соответствии с норами закона, с учетом положений ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.

Оценивая доводы жалобы о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд исходит из следующего.

Так, в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, суд полагает, что характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. По делу не установлено наличие препятствий для соблюдения экологических требований. В связи с чем, оснований для признания деяния малозначительным и освобождения ФИО3 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Аналогичный вывод был сделан административным органом при вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, не согласится с которым у суда оснований не имеется.

В то же время, суд считает возможным уточнить оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении в части указания редакции ст. 8.2 КоАП РФ.

Статья 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ) предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными общественными веществами.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июня 2019 года №141-ФЗ в указанную статью Кодекса РФ об административных правонарушениях внесены изменения, а именно, данная статья в настоящее время содержит 12 частей.

Как следует из материалов дела, вмененное ФИО3 административное правонарушение было выявлено 13 июня 2019 года, то есть до вступления в законную силу ФЗ от 17 июня 2019 года №141-ФЗ, в связи с чем, в резолютивной части обжалуемого постановления следует уточнить редакцию ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указав редакцию Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ.

Таким образом, жалоба ФИО3 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 15 июля 2019 года № 06-31 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 уточнить, указав редакцию ст. 8.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ, в остальной части это же постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд в течение 10 (десяти) суток с момента получения его копии.

Судья О. А. Петрухина