Дело № 12-269/19
Р Е Ш Е Н И Е
27 мая 2019 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием защитника Лихушина А.О.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе законного представителя – генерального директора ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица
Общества с ограниченной ответственностью "УК Терра", ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, лит. Д, пом. 1Н, 2Н, 3Н,
привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от 28.12.2018 года заместителя главного государственного инспектора Петроградского района по пожарному надзору ФИО2 ООО «УК Терра» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.
При этом установлено, что 20.12.2018 года в 12 час. 00 мин. при проведении внеплановой выездной проверки по адресу: <...>, лит.Д, пом. 1Н, выявлено нарушение ООО «УК Терра» требований пожарной безопасности, установленных п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.53, ст.89 Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.6.2 СП 4.13130.2013. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, а именно:
- размещенные на объекте помещения класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 (организаций дополнительного образования детей) не выделены в самостоятельный пожарный отсек (3 этаж помещения ООО «Телевизионная студия «Кадр»).
На указанное постановление законным представителем ООО «УК Терра» – генеральным директором ФИО1 подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что был не согласен с результатами проверки и направил возражения на акт проверки и предписание. Основным видом деятельности Общества является сдача внаем принадлежащего недвижимого имущества. Помещениями 1Н, 2Н, 3Н по адресу: <...>, лит.Д, Общество пользуется на основании договора аренды от 01.01.2017 года. И, в свою очередь, заключило договор субаренды № от 01.02.18 г. с ООО «Телевизионная студия «Кадр». Согласно условиям договора субарендатор принял на себя ответственность за содержание арендованного объекта, а также соблюдение требований пожарной безопасности. Для осуществления деятельности субарендатор получил лицензию о дополнительном образовании детей и взрослых, что предполагало, что для её получения были представлены сведения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при образовательной деятельности. Таким образом, ООО «УК «Терра» полагалось на выданную в установленном порядке лицензию. Приняло все соответствующие меры и субъектом ответственность должно быть ООО «Телевизионная студия «Кадр». Кроме того, 02.03.2018 года ООО «УК «Терра» уже привлекалось к ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ не может нести ответственности дважды. При вынесении постановления все значимые обстоятельства не выяснены, чем нарушены требования ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО «УК «Терра», извещавшийся надлежащим образом о месте и времени слушания дела, не явился, направив защитника Лихушина А.О., который доводы жалобы поддержал, а также представил письменное ходатайство о снижении размера назначенного наказания в порядке ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, поскольку ООО «УК «Терра» является микропредприятием.
Исследовав материалы дела и доводы жалобы, заслушав защитника, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В дальнейшем указанная редакция закона не претерпевала изменений и действует до настоящего времени, в связи с чем отсутствием ссылки на данную редакцию не требовалась, с учетом того, что инкриминируемое правонарушение совершено 20.12.2018 года.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон "О пожарной безопасности").
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон "О пожарной безопасности") под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу положений 5.6.2. Объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на первых этажах зданий класса Ф1.3 выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.
Согласно материалам дела на основании распоряжения начальника ОНДПР Петроградского района УНДПРГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 10 декабря 2018 года №2-20-480 в период с 11 декабря по 28 декабря 2018 года проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК «Терра" в здании по адресу: <...>, лит.Д, пом. 1Н, в рамках которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки №2-20-480.
Факт допущенных нарушений вышеуказанных требований закона и норм пожарной безопасности фактически в жалобе не оспаривается.
Довод жалобы о том, что ООО "УК «Терра" не является надлежащим субъектом административной ответственности, поскольку по договору субаренды № от 01.02.18 г. с ООО «Телевизионная студия «Кадр» обязанность по соблюдению противопожарной безопасности возложена на субарендатора ООО «Телевизионная студия «Кадр», является необоснованным в силу следующего.
Статьей 37 Федерального закона о пожарной безопасности установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Статья 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" устанавливает, в частности, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции; указанные лица, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Данные общие положения, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.
Как было указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" (утвержден постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года), поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность; при этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя - в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Из положений главы 34 ГК РФ следует, что стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
Согласно части 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Как следует из материалов дела на основании договора субаренды № от 01.02.18 г. между ООО «УК «Терра» и ООО «Телевизионная студия «Кадр» последнему предоставляется временное владение и пользование частью нежилого помещения, площадью 107,4 кв.м, находящегося на 3 этаже, помещение №49, расположенного по адресу:. Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д.14А, лит.Д, пом. 1Н,2Н.3Н, для использования под офис и образовательные цели.
Исходя из условий вышеуказанного договора субаренды усматривается, что обязательства субарендатора ООО «Телевизионная студия «Кадр» по соблюдению правил противопожарной безопасности носят общий характер, о чем в частности свидетельствует п. 3.2.6 договора, в котором в обязанности субарендатора включено содержание объекта субаренды в исправности и надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать и соблюдать пожарную и иную безопасность.
При этом субарендатор по условиям договора обязан не производить самостоятельно никаких перепланировок и переоборудования капитального характера объекта аренды без письменного разрешения арендодателя (п3.2.5 договора).
Кроме того, из договора аренды от 01.01.2017 г., заколоченного между Ю.В,, А.Н. (арендодателями) и ООО «Ук «Терра» (арендатором), по которому ООО «УК «Терра» получило в пользование, в том числе помещение, переданное в субаренду ООО «Телевизионная студия «Кадр», следует, что при сдаче объектов (их частей) в субаренду на ООО «УК «Терра» возложена обязанность обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности (п.2.2.10), а также использовать объект в соответствии с правилами пожарной безопасности (п.2.2.1), выполнять предписания Госпожнадзора (п.2.2.4).
С учетом вышеизложенного, обязанность по соблюдению пожарной безопасности арендуемых ООО «Телевизионная студия «Кадр» помещений, требующей проведения капитальных ремонтных работ для обеспечения такой безопасности и устранения нарушений в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности полностью возложена указанным договором на ООО «УК «Терра», как на субарендодателя помещений.
Факт наличия у ООО «Телевизионная студия «Кадр» лицензии на образовательную деятельность не освобождал ООО «УК «Терра» от соблюдения обязанностей по обеспечению требований пожарной безопасности на объекте.
Порядок и срок давности привлечения ООО «УК «Терра» к административной ответственности не нарушены.
Вопреки доводам жалобы назначенное Обществу должностным лицом наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей смягчению не подлежит, поскольку назначено с учетом наличия сведений о привлечении ООО «УК «Терра» ранее к административной ответственности за нарушение требования пожарной безопасности 02.03.2018 г. постановлением №2-20-30 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. При этом нарушение было совершено в иной период и не является идентичным.
Обществу было назначено административное наказание в его минимальных пределах, которое является соразмерным и справедливым с учетом всех обстоятельств дела.
У Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства в части соблюдения требований пожарной безопасности, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таких правил и норм.
Таким образом, оснований для изменения или отмены постановления по делу об административном правонарушении от 28.12.2018 года в отношении ООО "УК Терра" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении №2-20-302 от 28.12.2018 года заместителя главного государственного инспектора Петроградского района по пожарному надзору ФИО2 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "УК Терра", привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу генерального директора ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В.Медведева