ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-269/20 от 18.09.2020 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 12-269/2020

УИД 74RS0038-01-2020-002405-45

Р Е Ш Е Н И Е

С. Долгодеревенское 18 сентября 2020 года

Судья Сосновского районного суда Челябинской области Е.В. Боднарь,

при помощнике судьи М.В. Романовой,

с участием законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - администрации Саргазинского сельского поселения – главы Саргазинского сельского поселения Н.В.Ю,,

должностного лица, составившего протокол, старшего государственного инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области М.П.В.,

рассмотрев жалобу администрации Саргазинского сельского поселения на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области от ДАТА, вынесенное в отношении администрации Саргазинского сельского поселения, привлеченного к административной ответственности по части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области от ДАТА администрация Саргазинского сельского поселения привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за то, что Н.В.Ю,, являясь законным представителем юридического лица администрации Саргазинского сельского поселения, допустил выпуск ДАТА в 08:00 на линию автомобиля <данные изъяты>, г/н , под управлением водителя, не имеющего свидетельства о прохождении подготовки к управлению транспортным средством, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в нарушение п. 11.3 Приказа Минтранса РФ от ДАТА, п. 12 Основных положений Правил дорожного движения РФ.

С указанным постановлением не согласился законный представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, - глава администрации Саргазинского сельского поселения Н.В.Ю,, подал жалобу, в которой просит постановление отменить.

В обоснование несогласия с постановлением указывает, что в рамках заключенного между администрацией Саргазинского сельского поселения и Челябинским областным общественным учреждением по пожарной безопасности «Добровольная пожарная команда» (далее – Челябинское ООУПБ «Д*») гражданско-правового договора /СР (подп. 2.3.2 п. 2) Челябинское ООУПБ «ДПК» обязано организовать соответствующее обучение для добровольного пожарного, в том числе с привлечением третьих лиц. При этом выбор организации, осуществляющей обучение, остается за Челябинским ООУПБ «ДПК».

Кроме того, автомобиль <данные изъяты>, г/н , был передан администрации Саргазинского сельского поселения на хранение на основании договора хранения от ДАТА Федеральным государственным казенным учреждением «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» в лице Ж.В.В. С ДАТА произошла реорганизация названного учреждения в юридическое лицо 3 ПСО Федерального управления службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Челябинской области. При этом подп. 2.3.4 п. 2 договора хранения предусмотрено, что изменение организационно-правовой формы, наименования, адреса местонахождения, банковских реквизитов, а также в случае реорганизации поклажедателя последний обязуется в десятидневный срок письменно сообщить хранителю о произошедших изменениях. Вместе с тем до настоящего времени администрацию сельского поселения не уведомили о произошедших изменениях, в связи с чем в силу ст. 57 ГК РФ договор хранения утратил свою юридическую силу, то есть с ДАТА осуществление прав и обязанностей по договору хранения прекратилось.

Определением Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА по ходатайству администрации Саргазинского сельского поселения последней восстановлен срок для обжалования вышеуказанного постановления от ДАТА.

В судебном заседании законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, - администрации Саргазинского сельского поселения – глава Саргазинского сельского поселения Н.В.Ю, доводы жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что добровольный пожарный Г.И.С. не состоит в штате администрации Саргазинского сельского поселения, график дежурств работников ДПК «С*» на апрель 2020 года утверждается главой поселения информативно, в целях наличия у главы поселения информации о том, кому он может позвонить на случай возникновения пожара. Администрация Саргазинского сельского поселения не является и не являлась на ДАТА ни собственником, ни законным владельцем автомобиля. При этом в ходе рассмотрения дела ему от ГУ МЧС по Челябинской области поступило соглашение о замене стороны по договору хранения от ДАТА, которое подписывать «задним» числом он отказался.

Челябинское ООУПБ «Д*» представило отзыв на жалобу, в котором просит производство по делу в отношении администрации Саргазинского сельского поселения прекратить. В обоснование указывает, что транспортное средство <данные изъяты>, г/н , не является транспортным средством, подпадающим под требования, предъявляемые к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА. Добровольный пожарный Г.И.С. не должен был соответствовать нормам Положения о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДАТА. Транспортное средство <данные изъяты>, г/н , было оборудовано устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, так как данные устройства должны быть демонтированы и зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственником транспортного средства или иным уполномоченным лицом. При этом ни Челябинское ООУПБ «Д*», ни администрация Саргазинского сельского поселения собственником названного транспортного средства не является, то есть не относится к субъектам правонарушения, что исключает производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области М.П.В. с доводами жалобы не согласился, указав, что ответственным за автомобиль лицом является администрация Саргазинского сельского поселения, в связи с чем именно последняя должна контролировать кто управляет названным транспортным средством и не допускать выпуск автомобилей под управлением лиц, не прошедших обучение по управлению транспортными средствами со спецсигналами.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических и должностных лиц за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей, для юридических лиц - ста тысяч рублей.

Как отмечалось выше, администрации Саргазинского сельского поселения вменено совершение административного правонарушения за выпуск на линию автомобиля <данные изъяты>, г/н , под управлением водителя, не имеющего свидетельства о прохождении подготовки к управлению транспортным средством, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, и нарушение тем самым положений п. 11.3 Приказа Минтранса РФ от ДАТА, п. 12 Основных положений Правил дорожного движения РФ.

Так, в силу пункта 12 Основных положений Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории.

С целью обеспечения безопасности процесса перевозки, как процесса перемещения пассажиров и грузов, разработаны положения статьи 20 Федерального закона от ДАТА N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - N 196-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований к предъявляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели) в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

Таким образом, при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров и грузов необходимо руководствоваться пунктом 4 Федерального закона N 196-ФЗ.

Так, пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.

Соответствующие профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от ДАТА N 287 (зарегистрирован в Минюсте России ДАТА N 40032) (далее - приказ N 287).

Согласно пункту 11.3 названных требований в дополнение к требованиям, изложенным в пунктах 4.3, 5.3, 6.3, 6.4 настоящих Требований, применительно к категории управляемых транспортных средств предъявляется требование к наличию свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДАТА N 866.

Обязательное требование о повышении квалификации предусмотрено для водителей, допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 876).

В силу пункта 2 данного Положения обязанность обеспечить профессиональный отбор и подготовку водителей к управлению транспортными средствами возлагается на владельцев транспортных средств - органы государственной охраны, осуществляющие транспортное обслуживание лиц, которым предоставляется государственная охрана, юридические лица, осуществляющие транспортное обслуживание лиц, в отношении которых приняты меры государственной защиты, государственных органов, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от ДАТА N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства", а также эксплуатацию транспортных средств пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, используемых для осуществления неотложных действий по охране жизни и здоровья граждан, а также специальных оперативно-служебных транспортных средств уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей.

Между тем на ДАТА администрация Саргазинского сельского поселения не являлась владельцем указанного транспортного средства.

Так, согласно карточке учета транспортного средства автомобиль <данные изъяты>, г/н , <данные изъяты> выпуска, цвет <данные изъяты>, относится к категории грузовых автомобилей (категория С), его владельцем с ДАТА числится ГУ 3 ОФПС по Челябинской области.

Между Федеральным государственным казенным учреждением «3 отряд федеральной пожарной службы по Челябинской области» (Поклажедатель) и администрацией Саргазинского сельского поселения Челябинской области (Хранитель) был заключен договор хранения от ДАТА, согласно которому поклажедатель передает, а хранитель принимает на хранение движимое имущество согласно Перечню (Приложение является неотъемлемой частью договора) (п. 1.1). Договор действует с момента подписания акта приема-передачи до момента перехода права собственности на имущество в собственность Челябинской области (п.1.2). Имущество принадлежит поклажедателю на праве оперативного управления.

Выше названный автомобиль <данные изъяты>, г/н , указан в Приложении к договору хранения от ДАТА.

В силу п. 2.3 договора поклажедатель обязан принимать меры по дальнейшему использованию имущества в случае расторжения договора (п. 2.3.1), при изменении организационно-правовой формы, наименования, адреса местонахождения, банковских реквизитов, а также в случае реорганизации поклажедателя в десятидневный срок письменно сообщить хранителю о произошедших изменениях.

Согласно п. 2.4.4 хранитель обязан при эксплуатации имущества обеспечить выполнение действующих правил охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, безопасности эксплуатации объектов, подконтрольных органам государственного контроля.

Изменение условий договора, дополнения к договору, его досрочное расторжение и прекращение, осуществляется по согласованию сторон. Вносимые дополнения и изменения совершаются в письменной форме и подписываются надлежаще уполномоченными на то представителями сторон (п. 4.1).

Как следует из оспариваемого постановления, а также протокола по делу об административном правонарушении, событие вменяемого правонарушения указано ДАТА.

Между тем по состоянию на ДАТА администрация Саргазинского сельского поселения не являлась хранителем названного автомобиля, поскольку договор хранения прекратил свое действие ввиду ликвидации поклажедателя (ст. 419 ГК РФ), о чем в ЕГРЮЛ ДАТА МИФНС России по Челябинской области внесена соответствующая запись. Доказательств того, что администрации Саргазинского сельского поселения был передан названный автомобиль собственником либо другим законным владельцем автомобиля после ДАТА, не представлено.

Из графика дежурств работников ДПК «Саргазы» на апрель 2020 года, утвержденного главой Саргазинского сельского поселения Н.В.Ю,, следует, что ДАТА являлся дежурным днем для Г.И.С. В названном графике дежурств также имеется фамилия Р.Н.В.

Между администрацией Саргазинского сельского поселения (Заказчик 1), Челябинским областным общественным учреждением по пожарной безопасности «Добровольная пожарная команда» (Заказчик 2) и Г.И.С. (Исполнитель) заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ по профилактике, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ от ДАТА, согласно которому основной целью договора является осуществление сотрудничества и взаимодействие сторон на принципах взаимности и социальной ориентированности в рамках ГК РФ, Федерального закона от ДАТА № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДАТА № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Саргазинского сельского поселения Челябинской области. При этом Исполнитель обязан иметь статус «Добровольного пожарного» в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (п. 1.6), а Заказчик 2 обязан организовать соответствующее обучение для добровольного пожарного, в том числе с привлечением третьих лиц. Выбор организации, осуществляющей обучение, остается за Заказчиком 2 (п. 2.3.2). Договор заключен на период с ДАТА по ДАТА.

Из объяснений от ДАТА старшего водителя Добровольной пожарной команды Р.Н.В., отобранных старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области М.П.В., следует, что он (Р.Н.В.) работает старшим водителем в ДПК, в его обязанности входит вождение автомобиля, поддержание технического состояния автотранспортных средств, тушение пожаров (при поступлении вызовов), средства на поддержание техники в надлежащем виде выделяет глава администрации Саргазинского сельского поселения и ДПК по заявкам. На рабочем месте имеется график дежурств, книга дежурств пожарного поста Челябинского ООУПБ «ДПК» (для записи вызовов). Осмотр технического состояния водители проводят самостоятельно, механики и специалисты по техническому состоянию в штате отсутствуют. Автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , находился в технически исправном состоянии. Обучение по подготовке водителей по управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, не проходили. В штате медик отсутствует, предрейсовый медицинский осмотр не проводится, работают по гражданско-правовому договору в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как отмечалось выше, в силу пункта 12 Основных положений Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории.

Однако, на ДАТА администрация Саргазинского сельского поселения не являлась законным владельцем вышеуказанного автомобиля и ее должностные лица не являлись ответственными за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля, в том числе в части допуска к управлению транспортными средствами водителей, не прошедших повышение квалификации для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Учитывая изложенное, в действиях администрации Саргазинского сельского поселения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в связи с чем постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.6, 30.7, КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу администрации Саргазинского сельского поселения удовлетворить.

Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области от 15.05.2020 г., вынесенное в отношении администрации Саргазинского сельского поселения по части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 суток со дня его провозглашения или получения копии.

Судья Е.В. Боднарь