№ 12-269/2020
решение
г. Рыбинск | 26 августа 2020 г. |
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Медведева Т.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на Постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – директора по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20000,00 рублей,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора № директор по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000,00 рублей за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Должностному лицу вменено два нарушения: первое, что являясь лицом, ответственным за осуществление производственного контроля на предприятии, он не был аттестован в области промышленной безопасности, относящейся к компетенции аттестуемого (область аттестации Б.7.1), чем нарушил статью 9, пункт 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ; подпункт "б" пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 г. № 1365. Второе нарушение заключается в том, что для ведения государственного реестра опасных производственных объектов ЗАО "ВолгАэро" представлены недостоверные сведения о составе опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО "ВолгАэро»" регистрационный номер А18-03376-0001, а именно: при проведении проверки установлено, что в сведения о составе опасного производственного объекта не включены надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления, эксплуатируемые на данном опасном производственном объекте, чем нарушены статья 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г.
№ 116-ФЗ; пункт 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
Директор по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1 обратился с жалобой, указывая, что противоправных действий не совершал; угрозы безопасности на опасном производственном объекте допущено не было.
По тексту жалобы заявитель ссылается, что на предприятии существует полноценная газовая служба с обученным и аттестованным персоналом. ФИО3 - начальник отдела по инфраструктуре и энергетике, имеет все допуски и аттестации по охране труда и промышленной безопасности и являлся по приказу №а от ДД.ММ.ГГГГ лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию системы газопотребления.
ФИО1 соответствующее обучение прошел в апреле 2020 г, что подтверждается выпиской из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. Аттестация была отложена по причине карантинных мероприятий по коронавирусной инфекции СОVID-19 - предприятие не работало в соответствии с Указами президента РФ № 206 от 25.03.2020, № 239 от 02.04.2020, № 294 от 28.04.2020. Допуск персонала к обслуживанию и ремонту газового оборудования осуществлялся согласно приказу генерального директора №а от ДД.ММ.ГГГГ, этим же приказом назначены лица, ответственные за безопасную эксплуатацию и за проведение газоопасных работ. Персонал допущен к обслуживанию и ремонту газового оборудования на основании протоколов проверки знаний.
Для сведений государственного реестра опасных производственных объектов заявителем предоставлены все сведения. Не учтенных и не занесенных в реестр газопроводов в Закрытом акционерном обществе «ВолгАэро» не имеется. В эксплуатации Заявителя находятся газопроводы (указано в «Сведения, характеризующие опасный производственный объект»:
1.1 внутренние газопроводы среднего давления Г2 и низкого давления Г 1.2 к узлу учета;
1.2 внутренний газопровод низкого давления во встроенной котельной корпуса № с установкой и обвязкой газового оборудования;
1.3 внутренний газопровод низкого давления Г 1.1 корпуса № с установкой и обвязкой термоблоков;
1.4 ШРП № и №;
1.5 подземный газопровод среднего давления.
Наружный газопровод, являющийся подземным, представляет собой непосредственно цельную и сплошную газопроводящую трубу, подсоединенную к центральной магистрали, которая эксплуатируется газоснабжающей организацией. Данный газопровод начинается от этой магистрали, проходит по открытому участку местности и заходит внутрь производственного помещения. Внутренние газопроводы находятся в производственном помещении. Небольшая часть труб - 2,8 м выходит из здания производственного помещения, но самостоятельными газопроводами не являются, будучи частью внутреннего газопровода Г 1.1 и Г 1.2.(Согласно проекта Газоснабжение внутреннее. Схема аксонометрическая)
Пункт 6 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016
№ 495, устанавливает, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями. Пункт 7 Требований гласит: «при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики...» В пункте 8 Требований указано, что при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ в том числе проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); спецификации установленного оборудования.
ЗАО «ВолгАэро», как эксплуатирующая организация, руководствуясь пунктами 6, 7, 8 требований, идентифицировал наружный газопровод исходя из проектной документации, качественных характеристик и специфики объекта - как подземный, то есть - в полном соответствии с законодательством об эксплуатации опасных производственных объектов и регламентирующими документами самого Административного органа. Часть газопроводящей трубы внутреннего газопровода, длиной 486 метра (согласно строительному паспорту), не является самостоятельным наружным газопроводом и эксплуатируется по правилам, принятым для внутренних газопроводов.
Обосновывая незаконность принятого постановления, в жалобе, в том числе указывается, что, сведения, характеризующие опасный производственный объект», были поданы Заявителем для занесения в реестр в 2013 году. В 2015 году административный орган осуществлял проверку и не представил замечаний (Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ г.)
Эксплуатационный контроль и обслуживание наружных подземных и внутренних газопроводов являются более тщательными и строгими, нежели надземных. Никаких нарушений в обслуживании газопроводов Административный орган не выявил.
На основании изложенного, поскольку работники подразделения по эксплуатации газопроводов имели необходимую и достаточную аттестацию; сведения обо всех имеющихся газопроводах Заявителем своевременно поданы и являются достоверными в жалобе директор по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1 просит Постановление Управления Роспотребнадзора по Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ отменить в виду отсутствия события правонарушения.
В ходе судебного заседания директор по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1, его защитник Михалевский В.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству ФИО1 доводы жалобы поддержали. Дополнительно представили проектную документацию; акты приемки; сведения, характеризующие опасный производственный объект, предоставленные в ЦУ Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ; заключение экспертизы промышленной безопасности № на технические решения, связанные с обеспечением безопасности объекта, принятые в проектной документации: «Корпус №. Реконструкция. Децентрализованное теплоснабжение корпуса №». Дополнительно пояснили, что сведения, предоставленные в Ростехнадзор для ведения государственного реестра опасных производственных объектов, были указаны в точном соответствии с проектной документацией (которая аналогична указанной в актах приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы). Как проектная документация, так и приемка законченного строительством газопровода проверяется и согласовывается технадзором. Оснований изменять указанные в документации характеристики для внесения в реестр опасных производственных объектов не имеется. При подготовке жалобы исходили из того, что указанные в оспариваемом постановлении как невключенные в реестр надземный газопровод среднего давления, наземный газопровод низкого давления являются частью внутреннего газопровода Г1.1 и Г1.2, поскольку иных объектов, которые эксплуатируются ЗАО «ВолгАэро», на территории предприятия нет.
Центральным управлением Ростехнадзора представлен отзыв на жалобу, в котором, обосновывая законность привлечения должностного лица к административной ответственности, указано, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ЗАО «ВолгАэро» с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: «сеть газопотребления ЗАО «ВолгАэро» - рег. №, III класс опасности, выявлены нарушения требований промышленной безопасности. Данные нарушения зафиксированы в Акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица должностным лицом Управления выяснены все обстоятельства, соблюдена процедура привлечения лица к административной ответственности, при назначении административного наказания должностным лицом в соответствии со ст.4.1, ст.4.2, ст. 4,3 КоАП РФ учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Вина Заявителя подтверждена материалами дела об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки Центрального управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ
В отзыве указывается, что несоблюдение требований промышленной безопасности лицом создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, что свидетельствует о высокой степени опасности совершенного правонарушения, в связи с чем, квалификация такого правонарушения как малозначительного невозможна. не нарушена.
Учитывая вышеизложенное, заявление о признании незаконным постановления
№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушений представитель Управления считает необоснованным.
Заслушав директора по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1, его защитника Михалевского В.В., исследовав письменные материалы, доказательства, представленные в судебное заседание, установлено следующее.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «ВолгАэро».
В Распоряжении о проведении проверки указано, что задачами проверки являются осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности, требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, при эксплуатации опасного производственного объекта: «Сеть газопотребления ЗАО «ВолгАэро» - рег. №, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам проверки составлен Акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе то, что назначенный приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ лицом, ответственным за осуществление производственного контроля на предприятии, директор по инфраструктуре и сервисному обслуживанию ФИО1 не аттестован в области промышленной безопасности, относящейся к компетенции аттестуемого (область аттестации Б.7.1), что противоречит статье 9, статья 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт "б" пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 г. № 1365; а также, что для ведения государственного реестра опасных производственных объектов ЗАО «ВолгАэро» представлены недостоверные сведения о составе опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «ВолгАэро», регистрационный номер А18-03376-0001, а именно: при проведении проверки установлено, что в сведения о составе опасного производственного объекта не включены надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления, эксплуатируемые на данном опасном производственном объекте, что является нарушением статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
Усматривая, что вышеуказанные нарушения, изложенные в акте от ДД.ММ.ГГГГ№, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении директора по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Оспариваемым Постановлением заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора № директор по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000,00 рублей
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.
Диспозиция статьи носит бланкетный характер, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования законодательства Российской Федерации в области требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов нарушены или не выполнены.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Одним из обязательных элементов объективной стороны административного правонарушения является время совершения правонарушения, что необходимо в том числе для разрешения вопроса о привлечении лица к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Вменяя должностному лицу непрохождение аттестации в области промышленной безопасности, относящейся к компетенции аттестуемого (область аттестации Б.7.1) и предоставление недостоверных сведений о составе опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО "ВолгАэро»" регистрационный номер №, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены все существенные обстоятельства.
Материалы дела не содержат ни одного доказательства (протокол осмотра, фототаблица или др.) позволяющего идентифицировать указанные в оспариваемом постановлении надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления, сведения о которых не были, по мнению административного органа, включены ЗАО «ВолгАэро» для ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, его защитник, исходя из собственных предположений, что спорный объект является частью внутреннего газопровода Г 1.1 и Г 1.2. (Согласно проекта Газоснабжение внутреннее. Схема аксонометрическая), поскольку небольшая часть труб (2,8 м) проходит по открытому участку местности и выходит из здания производственного помещения, предоставили доказательства, что данный участок не подлежит включению как самостоятельный объект в реестр опасных производственных объектов. Сведения в реестр внесены согласно проектной документации, согласованной в установленном порядке с надзорными органами. Перечень документов, рассмотренных при идентификации опасных объектов в ЗАО «ВолгАэро», перечислен в соответствующем разделе предоставленных сведений. Данных о том, что идентификация проведена с нарушениями, не имеется.
В отсутствие в материалах дела доказательств идентифицирующих спорный объект исключается возможность сделать вывод о том, имеется ли в ЗАО «ВолгАэро» надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления, сведения о которых как самостоятельных объектах подлежат включению в реестр опасных производственных объектов.
Кроме того, вменяя должностному лицу совершение нарушения в виде представления недостоверных сведений о составе опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «ВолгАэро», регистрационный номер №, подлежало установлению, когда ФИО1 предоставил указанные недостоверные сведения.
Из материалов дела следует, что Сведения, характеризующие опасный объект, по результатам проведенной идентификации ЗАО «ВолгАэро» были представлены за подписью генерального директора общества в Центральное управление Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 замещает должность директора по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» с ДД.ММ.ГГГГ Доказательств, что после вступления в должность ФИО1 у него возникла обязанность по предоставлению сведений в Центральное управление Ростехнадзора в связи с неполнотой и/или неактуальностью ранее представленных сведений, материалы дела не содержат, указанные обстоятельства в оспариваемом постановлении не приводятся.
Также при рассмотрении дела не установлено, что вследствие не исполнения должностных обязанностей собственно ФИО1 он не был аттестован в области промышленной безопасности, относящейся к компетенции аттестуемого (область аттестации Б.7.1).
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В данном случае указанные требования закона не соблюдены должностным лицом. Должностным лицом не установлены обстоятельства дела и не отражены в постановлении по делу об административном правонарушении. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, возможно в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену постановления должностного лица и направление дела на новое рассмотрение.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ по делу не истекли.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – директора по инфраструктуре и сервисному обслуживанию Закрытого акционерного общества «ВолгАэро» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ отменить; дело направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
УИД 76RS0013-01-2020-001693-61