ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-269/20 от 31.03.2021 Кировского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 12-42/2021

Кировск Ленинградской области 31 марта 2021 года

Судья Кировского городского суда Ленинградской области Туманова О.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

рассмотрев в судебном заседании жалобу администрации Кировского муниципального района Ленинградской области на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Комитета по экологическому надзору Ленинградской области от 14.12.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Комитета по экологическому надзору Ленинградской области от 14.12.2020 администрация Кировского муниципального района Ленинградской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, за то, что в нарушение требований ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», не выполнила обязанность по содержанию автомобильной дороги местного значения, проходящей от региональной дороги Шлиссельбург-Нижняя Шальдиха- Путилово-станция Назия до федеральной трассы Санкт-Петербург-Мурманск, являющейся границей между Путиловским сельским поселением и Приладожским городским поселением, что привело к образованию двух необорудованных мест сбора отходов (свалок), выявленных в ходе планового рейдового осмотра 10.11.2020 (л.д. 76-81).

В установленный срок защитником юридического лица подана жалоба, в которой он просит вышеуказанное постановление и представление должностного лица отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Комитета по экологическому надзору Ленинградской области А.Н.В. в судебное заседание не явилась, ранее, участвуя в судебном заседании, представила мотивированные возражения по делу (л.д. 94-101), была также допрошена в качестве свидетеля, пояснила, что в целях проверки поступившего сообщения о незаконном размещении отходов, 23.06.2020 проведен рейдовый осмотр, в ходе которого на обочине подъездной дороги к коттеджному поселку Крутой ручей обнаружено две свалки отходов. Поскольку данная дорога отсутствует в реестре региональных дорог, проходит по территории нескольких поселений Кировского муниципального района, в адрес администрации муниципального района было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды. Так как муниципальным органом было заявлено об отнесении данной дороги к землям лесного фонда, при проведении планового рейдового осмотра, в соответствии с утвержденным планом осмотров, привлечен лесничий Шумского участкового лесничества, и после сопоставления места расположения свалок с планшетными схемами лесного фонда, установлено расположение данных территорий на территории муниципального района и наличие оснований для привлечения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области к административной ответственности.

Выслушав защитника, допросив свидетеля А.Н.В., изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктами 1 и 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Определение понятия дорог местного значения дано в пункте 10 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Как усматривается из материалов дела, в целях проверки сообщения о совершении противоправного деяния, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области 23.06.2020 был совершен рейдовый осмотр по маршруту Волхов-вдоль дороги от с. Путилово к коттеджному поселку Крутой ручей г. Волхов, в результате которого на расстоянии 4600 м. от границы с. Путилово по трассе Шлиссельбург Нижняя Шальдиха Кировского района Ленинградской области слева и справа на обочине автомобильной дороги обнаружены несанкционированные свалки отходов (л.д. 30-33).

В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации Кировского муниципального района Ленинградской области вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды /П (л.д. 34-35).

В ответ на которое сообщено о мерах, принятых по ликвидации выявленных нарушения (л.д. 102).

В ходе планового (рейдового) осмотра 10.11.2020, проведенного в соответствии с планом обследований на 4 квартал 2020, утвержденного распоряжением врио председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области обнаружены неорганизованные свалки отходов на расстоянии 1600 м. от автомобильной дороги 41К-127 слева на обочине подъездной дороги к коттеджному поселку Крутой ручей и на расстоянии 2100 м. от трассы 41К справа от на обочине подъездной дороги к коттеджному поселку Крутой ручей (л.д. 41-43, 108-127, 173-174).

Из схематического чертежа, приложенного к акту натурного обследования, проведенного 24.11.2020 видно, что неорганизованное скопление отходов расположено на асфальтированной подъездной дороге к СНТ «Крутой ручей», отходящей от трассы ФИО1 до автодороги Кола (л.д. 7, 8,9).

В результате исследования данного документа с участием свидетеля А.Н.В. подтверждено нахождение мест скопления отходов, обнаруженных 10.11.2020 на указанной подъездной дороге.

Согласно информации предоставленной ГКУ «Ленавтодор», автомобильная дорога, проходящая от автомобильной дороги общего пользования регионального значения ФИО1 до автомобильной дороги федерального значения Р-21 Кола не относится к дорогам общего пользования регионального значения, разрешение на ее строительство не выдавалось (л.д. 162-163).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 02.12.2021 в отношении администрации Кировского муниципального района Ленинградской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и 14.12.2020 вынесении постановления о назначении административного наказания (л.д. 70-74, 76-81).

Указанные процессуальные акты составлены в присутствии защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и соответствуют требованиям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ.

Поскольку места накопления отходов обнаружены на обочине автомобильной дороги, не отнесенной к дорогам общего пользования регионального и федерального значения, проходящей по территории нескольких поселений муниципального района, администрация Кировского муниципального района Ленинградской области правильно определена должностным лицом, как субъект административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что результаты плановых (рейдовых) мероприятий не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой формы проведения государственного контроля (надзора) и способа получения и фиксации доказательств по делу как рейдовая проверка, ошибочны.

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В статье 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ закреплено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).

Таким образом, законодателем предусмотрено мероприятие контроля (надзора), не являющееся проверкой, - это плановые (рейдовые) осмотры, к которым относятся осмотры и обследования.

Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте, утвержденном приказом председателя комитета Экологического надзора Ленинградской области (л.д. 135-146).

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, его размер соответствует характеру совершенного противоправного деяния, степени общественной опасности, которую имеют нарушению в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Комитета по экологическому надзору Ленинградской области /Д от 14.12.2020 о привлечении администрации Кировского муниципального района Ленинградской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу администрации Кировского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

Судья: О.В. Туманова