ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/17 от 19.12.2017 Обливского районного суда (Ростовская область)

Дело № 12-26/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

19 декабря 2017 года ст. Обливская

Судья Обливского районного суда Ростовской области Кулакова Е.Н., рассмотрев жалобу главы Администрации Каштановского сельского поселения Галушкина В.С. на постановление главного государственного инспектора Обливского района по использованию и охране земель - начальника Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области Рункевич Ю.В. от 09.11.2017г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Обливского района по использованию и охране земель - начальника Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области Рункевич Ю.В. от 09.11.2017г. должностное лицо - глава администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В.С. привлечен к административной ответственности по ст. 8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублейза использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Считая вынесенное постановление незаконным, глава администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В.С. обратился в Обливский районный суд Ростовской области с жалобой, в которой просил постановление главного государственного инспектора Обливского района по использованию и охране земель - начальника Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области от 09.11.2017г., которым он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 20000 рублей, отменить.

В обоснование поданнойжалобы ее податель ссылается на то, что в ходе проведенной плановой документальной проверки выявлено, что на земельном участке с местоположением в <адрес> области расположен объект недвижимого имущества - христианское гражданское кладбище на землях сельскохозяйственного назначения и данный земельный участок используется не по назначению. Податель жалобы полагал, что указанное постановление незаконно, так как гражданское кладбище в п. Шаповаловка и земельный участок под ним согласно Генеральному плану Каштановского сельского поселения п. Шаповаловка расположен в зоне специального назначения (кладбище).

В судебное заседание глава Администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом при помощи смс-извещения, ходатайств об отложении рассмотрения дела не предоставил. Суд рассмотрел жалобу в отсутствие заявителя по правилам пп.4 п.1 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП.

Главный государственный инспектор Обливского района по использованию и охране земель - начальник Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области Рункевич Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, просила постановление от 09.11.2017г. оставить без изменения. Дополнительно пояснила, что расположение указанного гражданского кладбища и земельного участка в зоне специального назначения, не изменяет категорию использования земельного участка, так как земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения.

Суд, выслушав гл. госинспектора начальника Обливского отдела Управления Росреестра по Ростовской области, изучив жалобу и приложенные материалы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об АП лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об АП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об АП являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом. Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение иначе как на основаниях и в порядке установленном законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об АП использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв), а объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 Кодекса РФ об АП, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп.8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства

В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

В судебном заседании установлено, что Обливским отделом Управления Росреестра по Ростовской области проведена выездная плановая проверка соблюдения обязательных требований земельного законодательства Администрацией Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области.

Актом проверки от 26.09.2017г. установлено, что на земельном участке с местоположением: <адрес> расположен объект недвижимого имущества - мусульманское гражданское кладбище <адрес>, которое состоит на кадастровом учете с кадастровым номером <данные изъяты> Объект недвижимости - мусульманское гражданское кладбище пос. Шаповаловка поставлен на учет в качестве бесхозяйной вещи по заявлению Администрации Каштановского сельского поселения от 06.07.2017г. Земельный участок под кладбищем расположен за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения. Из акта следует, что фактическая площадь земельного участка под кладбищем составляет <данные изъяты>м. В Едином государственном реестре недвижимости информация о земельном участке под данным кладбищем отсутствует. Местоположение кладбища не менялось, что не отрицается подателем жалобы. Сведений о переводе земельного участка под данным кладбищем из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию, в материалах дела отсутствуют.

Права на земельный участок в ЕГРН не зарегистрированы, однако данный земельный участок используется для захоронений, кладбище является действующим, что не отрицалось заявителем.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в базе данных ЕГРН имеются сведения о том, что с 19.12.2011г. по 20.12.2016г. под данным сооружением - кладбищем был сформирован и состоял на кадастровом учете по статусу «временный» земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.м. со следующими характеристиками: категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - для размещения кладбищ. Данный факт также не отрицался заявителем.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 24 ст. 2 Устава МО «Каштановское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Каштановского сельского поселения от 28.03.2016г. №112 и п.20 ст.2 Устава МО «Каштановское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Каштановского сельского поселения от 26.06.2017г. №33, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения Каштановского сельского поселения.

В соответствии с сообщением главы Обливского района от 11.10.2017г. №1776 передача полномочий сельских поселений, закрепленных в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. От 29.07.2017г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части содержания мест захоронения соглашениями от 31.12.2016г. не предусмотрена.

Судом установлено, что данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства на указанном земельном участке размещено кладбище, то есть установленное целевое использование земельного участка не соблюдено. Постановлением главы Обливского района №664 от 30.07.2017г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 1068 кв.м., местоположение: Ростовская область, Обливский район, в 7 метрах на северо-восток от п. Шаповаловка. Земельный участок сформирован из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена. Вновь образованному земельному участку определен вид разрешенного использования: кладбище традиционного захоронения, территориальная зона: зона специального назначения (зона размещений кладбищ).

Расположение указанного гражданского кладбища и земельного участка в зоне специального назначения, не изменяет категорию использования земельного участка, так как земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, 05.12.2017г. глава администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В.С. обратился в администрацию Обливского района с заявлением об отмене указанного постановления в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельных участков под кладбищами традиционного захоронения Каштановского сельского поселения.

В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено градостроительное зонирование территорий муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу части 6 этой же статьи Кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Согласно части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает запрет на установление градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственных угодий, градостроительное зонирование, а также виды разрешенного использования таких земельных участков не устанавливаются, вследствие чего и не могут быть изменены.

Поскольку действующим законодательством установлен запрет на градостроительный регламент в отношении земель сельскохозяйственных угодий то возможность использования указанных земель для размещения кладбищ отсутствует. Данное обстоятельство исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1п.3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Учитывая изложенное, изменение вида разрешенного использования для размещения кладбища в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Таким образом, перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном действующим законодательством по ходатайству заинтересованного лица.

Для соблюдения законодательства в области землепользования глава администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Галушкин В.С. обязан был обратиться в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства с заявлением о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, однако доказательств обращения заинтересованного лица с данным ходатайством заявителем в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы не опровергают установленных по настоящему делу обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу постановления, оснований для переоценки установленных лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении фактических обстоятельств дела, не имеется.

Утверждения подателя жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, так как гражданское кладбище и земельный участок под ним согласно Генеральному плану Каштановского сельского поселения п. Шаповаловка расположен в зоне специального назначения, суд считает несостоятельными по изложенным выше обстоятельствам.

Факт совершения административного правонарушения и виновность главы администрации Каштановского сельского поселения Галушкина В.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением органа госконтроля о проведении плановой, выездной проверки №10-3973р от 03.08.2017г.; уставами МО «Каштановское сельское поселение»; выписками из ЕГРН в отношении спорного земельного участка; актом проверки органа государственного надзора №10-3973-р от 26.09.2017г.; протоколом об административном правонарушении от 26.09.2017 года; постановлением от 09.11.2017г.; иными доказательствами.

В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнения своих служебных обязанностей.

Как усматривается из материалов дела и в результате проведенной проверки соблюдения обязательных требований земельного законодательства Администрацией Каштановского сельского поселения, установлено, что заявителем не предпринято исчерпывающих мер по соблюдению правил и норм, предусмотренных действующим земельным законодательством. Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств должностным лицом, главой администрации Каштановского сельского поселения Галушкиным В.С., не представлены.

Таким образом, должностное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области правомерно признало главу администрации Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области Галушкина В.С, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об АП.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об АП.

Административное наказание назначено Галушкину В.С., в пределах санкции части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об АП в минимальном размере.

Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и существенных нарушениях требований, предусмотренных Кодексом РФ об АП, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем, не могут рассматриваться в качестве предусмотренных ст.30.7 Кодекса РФ об АП оснований к отмене вынесенного постановления.

Имеющиеся по делу доказательства, в том числе документы, соответствуют требованиям ст. ст. 26.2, 26.7 Кодекса РФ об АП.

Заинтересованности со стороны должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области при вынесении обжалуемого постановления судом апелляционной инстанции не установлено.

Анализируя в целом правовую состоятельность постановления, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление основано на материалах и обстоятельствах дела, правильно установлены юридически значимые для разрешения вопроса обстоятельства, дана соответствующая нормам, установленным Кодексом РФ об административных правонарушениях, оценка доказательствам, значимым для дела.

При назначении наказания учтены обстоятельства совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие наказание.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного для данной категории дел.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об АП, является формальным и как таковой не предусматривает необходимости наступления каких-либо последствий.

При таких обстоятельствах должна учитываться значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности.

Таким образом, с учетом характера совершенного административного правонарушения и степени его общественной опасности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

В соответствии с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица либо его изменения по основаниям указанным в жалобе и иным основаниям не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Обливского района по использованию и охране земель - начальника Обливского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Рункевич Ю.В. от 09.11.2017г. по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу главы Администрации Каштановского сельского поселения Галушкина В.С. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья_________________