ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/17 от 27.10.2017 Чаунского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 12-26/17

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонаршении

27 октября 2017 года город Певек

Судья Чаунского районного суда Чукотского автономного округа Новикова Е.С., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек» на постановление №00 от 22 августа 2017г. старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора В.В.В.., которым:

Акционерное общество «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №00 от 22 августа 2017г. Акционерное общество «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек» (АО «Морпорт Певек») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за что назначено наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора 22 августа 2017г. при проведении внеплановой выездной проверки в период с по ДД.ММ.ГГГГ. соблюдения АО «Морпорт Певек» законодательства об охране окружающей среды было установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 01 сентября 2011г. № 721 «Об утверждении порядка в области обращения с отходами» предприятием инвентаризация источников отходов на период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГг. не производилась, сведения в области обращения с отходами (технические отчеты по обращению с отходами за 2016-2017гг), расчеты платы за размещение отходов, не производились, Проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения» на 2017г. отсутствовал.

Кроме того, в нарушение требований ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на предприятии отсутствовал План мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, План ликвидации чрезвычайных мероприятий.

В хорде проверки также было выявлено, что при хозяйственной и иной деятельности АО «Морпорт Певек» образуются отходы опасности, при этом отсутствуют паспорта на 8 видов отходов опасности.

На основании этого было признано, что АО «Морпорт Певек» нарушены требования: ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 11; ч. 1, ч. 3 ст. 14; ч. 1 ст. 16; ч. 1 ст. 19; ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах потребления», ч. 3.1. ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29 декабря 2014г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»; Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденные постановлением правительства РФ от 16 августа 2013г. № 712; ч. 1, ч. 3 ст. 22; ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказ Минприроды РФ от 01 сентября 2011г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», Приказ Минприроды РФ от 16 февраля 2010г. № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности».

Действия (бездействие) АО «Морпорт Певек» были квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Акционерным обществом «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек» (АО «Морпорт Певек)», в связи с несогласием с данным постановлением была подана жалоба, в обоснование которой указано, что по результатом проверки в ДД.ММ.ГГГГ в ходе которой ДД.ММ.ГГГГг. были выявлены нарушения в сфере экологического законодательства, ДД.ММ.ГГГГг. госинспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора К.С.Г. было вынесено в отношении АО «Морпорт Певек» постановление №00 о назначение административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Исходя из этого заявитель полагает, что датой совершения (обнаружения) длящегося правонарушения, в том числе, по настоящему делу, является 19 октября 2016г. Решением Чаунского районного суда от 21 июня 2017 г. указанное постановление об административном наказании оставлено без изменения, решение вступило в законную силу 01 июля 2017.

Кроме того, заявитель полагает, что поскольку длящееся правонарушение прекращается привлечением к административной ответственности, то моментом течения нового срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. Однако следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Исходя из изложенного заявитель полагает, что, так как, по его мнению, решение вступило в законную силу 01 июля 2017г., то период, начиная с этого дня и по 22 августа 2017г. (по дату вынесения обжалуемого постановления), при любых обстоятельствах нельзя считать достаточным для устранения первоначально выявленных нарушений.

На основании изложенного АО «Морпорт Певек» просит суд отменить постановление от 22 августа 2017г. №00 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ, производство по делу прекратить в соответствии с п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ.

Старший госинспектор РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора В.В.В. выразил несогласие с жалобой, указав, что постановлением №00 от 13 декабря 2016г. на АО «Морпорт Певек» был наложен штраф в размере рублей по ст. 8.2 КоАП РФ за иные объекты правонарушения, а именно: за отсутствие разработанного в установленном порядке положения о производственном экологическом контроле, несоответствие имеющихся паспортов отходов утвержденным требованиям, неоформление в установленном порядке паспортов на опасные отходы, возникающие при использовании оргтехники.

При этом постановлением от 22 августа 2017г. АО «Морпорт Певек» назначено наказание: за неосуществление АО «Морпорт Певек» учета отходов, отсутствие на предприятии Плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, Плана ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций, отсутствие паспортов на 8 видов отходов.

Таким образом, по мнению госинспектора, на момент проверки в были выявлены допущенные АО «Морпорт» иные нарушения требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

На основании изложенного госинспектор просит суд оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемое постановление – без изменений.

На рассмотрение жалобы представитель АО «Морпорт Певек», должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Рассмотрев материалы дела, судом было установлено следующее.

Доводы заявителя сводятся к тому, что 13 декабря 2016г. торговый порт «Певек» уже был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, постановление о наложении административного наказания вступило в законную силу 01 июля 2017г.

При этом заявитель полагает, что его привлечение к административной ответственности как 13 декабря 2016г., так и 22 августа 2017г. было вызвано совершением им одного и того же административного правонарушения, имевшего место по одному и тому же факту совершения противоправных действий, которые были выявлены 19 октября 2016г.

Кроме того, заявитель полагает, что с 01 июля 2017г., то есть, по его мнению, с момента вступления в законную силу постановления от 13 декабря 2016г. о назначении административного наказания, и по 22 августа 2017г., то есть, датой вынесения обжалуемого постановления прошел промежуток времени, недостаточный для устранения первоначально выявленных нарушений.

Оценивая указанные доводы, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Согласно обжалуемому постановлению и материалам дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в августе 2017г. старшим госинспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора В.В.В. были выявлены многочисленные нарушения закона, экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, допущенные АО «Морпорт Певек» в процессе осуществления деятельности.

Так, частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, чтоюридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

В нарушение указанной нормы в АО «Морпорт Певек» на момент проверки в августе 2017г. отсутствовали предусмотренные «План мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами» и «План ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций».

Согласно частям 1, 3 статьи 13 указанного Законаюридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частями 1, 2 ст. 18 Закона установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приказом № 721 от 01 сентября 2011г. Минприроды РФ утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

Согласно п. 3-5 указанного Порядка, материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

технической и технологической документации;

бухгалтерской документации;

актов приема-передачи;

договоров.

Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В ходе проверки в было выявлено, что в нарушение указанных норм в АО «Морпорт Певек» отсутствует Проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения, не осуществлялся учет отходов, инвентаризация источников образования отходов за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГг., данные учета отходов в АО «Морпорт Певек» отсутствуют, сведения в области обращения отходов (технические отчеты по обращению с отходами на 2016г.- 2017г., расчеты платы за размещение отходов за 2016г.), не представлены.

Кроме того, ч. 1 ст. 14 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением № 712 от 16 августа 2013г. Правительства РФ в соответствии с указанной нормой были утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.

В ходе проведенной в августе 2017г. проверки было установлено, что при хозяйственной и иной деятельности АО «Морпорт Певек» образуются отходы I-IV классов опасности, при этом в нарушение указанных нормативно-правовых актов в АО «Морпорт Певек» отсутствуют паспорта на следующие виды отходов:

- пыль угольная газоочистки при измельчении углей, код 30811001424, класс опасности - 4;

- отходы минеральных масел трансмиссионных, код 40615001313, класс опасности - 3;

- отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены, код 40612001313, класс опасности - 3;

- воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%, код 91110002314, код опасности - 4;

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), код 91920402604, класс опасности - 4;

- шлам сварочный, код 91911131394, класс опасности - 4;

- фильтры воздушные дизельных двигателей отработанные, код 91890511524, класс опасности - 4;

- фильтры очистки топлива дизельных двигателей отработанные, код 91890531523, класс опасности - 3.

Указанные обстоятельства подробно изложены в пунктах 1-4 постановления от 22 августа 2017г. и АО «Морпорт Певек» не оспариваются.

Таким образом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания от 22 августа 2017г. в отношении АО «Морпорт Певек», бездействие предприятия в сфере соблюдения законодательства в области экологии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения правильно квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом постановлением №00 от 13 декабря 2016г. государственного инспектора РФ Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора К.С.Г. АО «Морпорт Певек» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа за следующие нарушения: организацию и ведение на предприятии экологического контроля в отсутствие разработанного в установленном порядке Положения о производственном экологическом контроле; несоответствие представленных в ходе проверки 9 паспортов отходов типовой форме, утвержденной постановлением Правительства № 712 от 16 августа 2013г.; нарушение п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары.

То есть, 13 декабря 2016г. АО «Морпорт Певек» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ по иному факту совершения противоправных действий (бездействия), нежели 22 августа 2017г.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что приведенный заявителем довод о прекращении производства по делу основан на неправильном толковании положений п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, которые неприменимы в данном случае, поскольку упомянутое дело об административном правонарушении и настоящее дело об административном правонарушении были возбуждены по факту совершения различных противоправных действий.

С учетом изложенного ссылку АО «Морпорт Певек» в жалобе на п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ» о недостаточности времени для устранения первоначальных нарушений суд также находит несостоятельной, поскольку, как указано выше, в рассматриваемом случае имеют место два самостоятельных правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в действиях (бездействии) АО «Морпорт Певек» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Санкция ст. 8.2 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает административное наказание в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении АО «Морпорт Певек» было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей, то есть в минимальном размере.

Частью 5 статьи 30.9 КоАП РФ должностному лицу, вынесшему постановление о привлечении к административной ответственности, предоставлено право обжаловать в вышестоящий суд решение судьи районного суда.

Принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 13 декабря 2016г. решение суда от 22 июля 2017г. было получено должностным лицом 07 сентября 2017г.

Следовательно, постановление от 13 декабря 2016г. считается вступившим в законную силу с учетом выходных дней 19 сентября 2017г.

Таким образом, должностным лицом при назначении наказания правильно были определены как обстоятельства смягчающие административную ответственность, так и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного судом нарушений порядка привлечения АО «Морпорт Певек» 22 августа 2017г. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не установлено, старшим государственным инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора была правомерно признана доказанной вина Общества, процедура и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, не допущено, мера наказания назначена с учетом наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем АО «Морпорт Певек» в удовлетворении жалобы следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление №00 от 22 августа 2017г. старшего государственного инспектора Россйиской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского мосркого управления Росприроднадзора В.В.В. - оставить без изменения, жалобу АО «Морпорт Певек» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим обжалованное постановление по делу об административном правонарушении, опротестовано прокурором в суд Чукотского автономного округа через Чаунский районный суд Чукотского автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.С. Новикова