ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/19 от 15.05.2019 Солецкого районного суда (Новгородская область)

Дело №12-26/2019

Решение

15 мая 2019 года п. Шимск

Судья Солецкого районного суда Новгородской области, расположенного по адресу: Новгородская область, п. Шимск, ул. Ленина, д. 25, Буренкова О.Б.,

с участием представителя юридического лица - Шумского Н.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской и Вологодской областям Кондрашова Д.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Митрофановой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - генерального директора ООО «Сташевское» Персова В.Л. на постановление № 83 от 25 января 2019 года Начальника государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор» по Новгородской и Вологодской областям, которым ООО «Сташевское» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в административного штрафа в размере 400 000 рублей, решение от 15 февраля 2019 года руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской и Вологодской областям, которым жалоба ООО «Сташевское» на постановление № 83 от 25 января 2019 года оставлена без удовлетворения,

у с т а н о в и л:

01 октября 2018 года старшим государственным инспектором отдела Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской и Вологодской областям (далее Управление Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям) Мерлугиной С.Н. составлен протокол №134 об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сташевское» (ИНН 5319005203, ОГРН 1145332000472) (далее ООО «Сташевское») в связи с нарушениями, предусмотренными ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении, в период с 07 августа 2018 года по 20 августа 2018 года Управлением Россехознадзора по Новгородской и Вологодской областям проведена внеплановая проверка соблюдения ООО «Сташевское» обязательных требовании земельного законодательства. В ходе проверки 07 августа 2018 года на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 589 000 квадратных метров, расположенном в районе <адрес> Новгородской области отобраны почвенные пробы (№ 1- карьер; № 2 - бурт; № 3 - фон) на агрохимические показателя: кислотность, подвижный фосфор обменный калий, органическое вещество, влажность, нитратный и аммиачный азот, гранулометрический состав по содержанию физической глины. Согласно заключению №79 ФГБУ «Ленинградская МВЛ» от 12 сентября 2018 года произошло существенное снижение плодородия почвы по четырём критериям: проба № 1 - уменьшение содержания подвижного фосфора на 45.42%; уменьшение содержания обменного калия на 87,13%; уменьшение содержания органического вещества на 82,33%; уменьшение содержания минерального азота на 55,89%. В пробе - уменьшение содержания подвижного фосфора на 32,60%; уменьшение содержания обменного калия на 70,22%; уменьшение содержания органического вещества на 64,50%; уменьшение содержания минерального азота на 5,69%. Порча земель произошла в результате проведения ООО «Сташевское» работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а именно: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 589 000 квадратных метров, расположенном в районе <адрес> Новгородской области проведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 2470,2 кв.м. По результатам экспертизы установлено существенное снижение критериев плодородия земель сельскохозяйственного назначения, ухудшение их качественных характеристик, что негативно влияет на продуктивность растений. Таким образом, ООО «Сташевское» в нарушение статей 12, 13, 42 Земельного Кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 16 июля 1998 года не приняло все возможные меры по исполнению возложенных на собственников, пользователей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения обязанностей по сохранению плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, защите земель от негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, что привело к ухудшению качественного состояния земельного участка и невозможности использовать земельный участок для сельскохозяйственного производства.

Постановлением №83 от 15 октября 2018 года начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Россехознадзора по Новгородской и Вологодской областям юридическое лицо - ООО «Сташевское» - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. К ООО «Сташевское» применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. Решением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области Макиевского Н.М. от 29 октября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «Сташевское» - без удовлетворения.

Постановлением №62 от 10 сентября 2018 года начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Россехознадзора по Новгородской и Вологодской областям юридическое лицо - ООО «Сташевское» - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Решением и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области Якуткина Н.Е. от 20 сентября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «Сташевское» - без удовлетворения.

Не согласивших с указанными актами ООО «Сташевское» была подана в Солецкий районный суд Новгородской области жалобы. Дела по жалобам ООО «Сташевское» на постановления по делам об административных правонарушениях от 10 сентября 2018 года и от 15 октября 2018 года и решения по жалобам на них соединены в одно производство.

На основании решения Солецкого районного суда Новгородской области от 11 декабря 2018 года постановления по делам об административных правонарушениях от 10 сентября 2018 года и от 15 октября 2018 года и решения по жалобам на них отменены и дело об административных правонарушениях, предусомтренных ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ, в отношении ООО «Сташевское» возвращены в административных орган на новое рассмотрение.

Постановлением №83 от 25 января 2019 года начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Россехознадзора по Новгородской и Вологодской областям юридическое лицо - ООО «Сташевское» - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. К ООО «Сташевское» применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, производство по делу в части привлечения к административной ответственности ООО «Сташевское» по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области Бордовского В.В. от 15 февраля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «Сташевское» - без удовлетворения.

В жалобе ООО «Сташевкое» просит отменить постановление №83 от 25 января 2019 года начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Россехознадзора по Новгородской и Вологодской областям юридическое лицо и решение по делу об административном правонарушении от 15 февраля 2019 года руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ прекратить. В обоснование требований указано, что доказательств того, что ООО «Сташевское» самовольно и без соответствующего разрешения произвело снятие и перемещение плодородного слоя почвы, отсутствуют, производство по делу в данной части прекращено, а потому снижение плодородия почвы не явилось следствием незаконных действий заявителя на земельном участке. ООО «Сташевское» на земельном участке осуществляет использование для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые в соответствии с уведомлением №3 от 03 июля 2017 года, выданным Департаментом природных ресурсов Новгородской области на основании Постановления Правительства Новгородской области №510 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении порядка осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объём извлечения которых должен составлять не более 10 куб м. в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров» (далее - Постановление № 510). Указано, что земельный участок не используется для сельскохозяйственных работ, почвенный слой снят и складирован в бурты. Согласно Постановлению №510 лица, осуществляющие использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых после исчерпания объёма добычи выполняют работы по рекультивации земельных участков за свой счёт. То есть, итогом работ по рекультивации является восстановление плодородного слоя почвы земельного участка для сельскохозяйственного производства. Также заявитель полагает, что отбор проб на указанном земельном участке не соответствует требованиям ГОСТа и целям его применения, поскольку не подразумевает отбор проб на участках, где почва отсутствует. Вместе с тем, имеющийся протокол отбора проб от 07 августа 2018 года №16 составлен с нарушениями и не может являться доказательством по делу в силу нарушений ГОСТ 28168-89 и подписан не уполномоченным лицом. В целом, протокол №134 от 01 октября 2018 года составлен с нарушениями, в частности отсутствует надлежащее описание объективной стороны административного правонарушения. Внеплановая проверка заявителя проведена в отсутствие достаточных оснований и в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании представитель ООО «Сташевское» поддержал жалобу по изложенной в ней обстоятельствам.

Представитель Управления Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям полагал постановление о назначении административного наказания и решение в отношении ООО «Сташевское» законным, обоснованным, просил отказать в удовлетворении жалобы.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 2018 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечить урожай сельскохозяйственных культурных растений. Снижение двух или более элементов питания ведёт за собой изменение всего состава почвы и потери ценных качеств, что снижает продуктивность растений.

Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со статьей 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 05 мая 1985 года №1294 принят Межгосударственный стандарт "Охраны природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" (ГОСТ 17.4.3.02-85), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий.

Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству №67 от 22 декабря 1995 года утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, пунктом 6 которых предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. (действующим на дату выявления административного правонарушения).

Согласно пункту 8 названных Основных положений нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Пунктом 32 вышеприведенного Приказа установлено, что за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Исходя из положений вышеприведенных норм права, порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

Пунктом 11 вышеприведенного Приказа предусмотрено, что выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Приложения №№ 1-3).

Из Приложения №2 к вышеуказанному приказу усматривается, что в разрешении на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, подлежит указанию наименование лица, право на осуществление каких работ предоставляется, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, общая площадь, на которой разрешается право проведения работ, в том числе по видам угодий, с приложением мест складирования снимаемого плодородного слоя почвы; особые условия выполнения работ, в том числе снятие плодородного слоя почвы с указанием его объема и вида дальнейшего использования, иные сведения.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 589 000 квадратных метров, расположенном в районе <адрес> Новгородской области относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства.

Из акта внеплановой выездной проверки №660 от 20 августа 2018 года следует, что в результате деятельности по добыче и использованию для собственных нужд общедоступных полезных ископаемых ООО «Сташевское» произвело работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения на площади 2470 кв.м, в результате чего имело место снижение плодородия почвы по четырем критериям: уменьшение подвижного фосфора; уменьшение содержания обменного калия, уменьшение содержания органического вещества, уменьшение содержания минерального азота.

Статьей 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Новгородской области от 24 декабря 2015 года №510 утвержден Порядок использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков без применения взрывных работ общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах».

Из представленного уведомления №3 от 03 июля 2017 года, выданного Департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области, усматривается, что ООО «Сташевское» поставлено на учет по использованию для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых.

Таким образом, ООО «Сташевское» было предоставлено право на использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых на арендованном земельном участке.

Каких-либо сведений о том, что выдавалось разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, ООО «Сташевское» в материалы дела не представлено.

Доводы ООО «Сташевское» в части того, что вышеуказанное уведомление является одновременно и разрешением на добычу общераспространенных полезных ископаемых и выполнения внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, подлежат отклонению, поскольку сведения, которые необходимы для указания в соответствующем разрешении, в уведомлении отсутствуют. Факт того, что на территории Новгородской области отсутствуют соответствующие нормативные акты о порядке получения разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, не свидетельствуют о том, что данное обстоятельство является оснований для нарушения ООО «Сташевское» требований установленных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству №67 от 22 декабря 1995 года, являющихся обязательным для исполнения.

Таким образом, сам факт наличия у ООО «Сташевское» документов, разрешающих добычу общераспространенных полезных ископаемых, не освобождает его от обязанностей соблюдения земельного законодательства, в том числе по принятию мер по сохранению плодородного слоя почвы, ликвидации последствий снятия плодородного слоя почвы.

Данные о том, что ООО «Сташевское» на момент начала работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых в соответствующий орган исполнительной власти был предоставлен проект рекультивации, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также наличие указанного проекта, отсутствуют.

Вместе с тем должностным лицом было установлено, что в ходе работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, допущены нарушения, приведшие к существенному снижению показателей плодородия почвы.

Наличие у общества уведомления о возможности осуществления на арендуемом земельном участке сельскохозяйственного назначения добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, при отсутствии разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, не освобождает его от обязанности соблюдать при выполнении соответствующих работ требования по защите земель и охране почв, а также по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, в том числе перемещения плодородного слоя почвы, как это имело место в данном случае.

В соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02-85 при производстве земляных работ необходимо производить снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы.

При производстве работ обществу надлежало обеспечить соблюдение установленных требований по снятию и перемещению плодородного слоя почвы.

Таким образом, ООО «Сташевское» в нарушение требований земельного законодательства (положений ст. ст. 12,13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ №101-ФЗ от 16 июля 1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») не предприняло все возможные меры по исполнению возложенных на собственников, пользователей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения обязанностей по сохранению плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, защите земель от негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, что привело к ухудшению качественного состояния земельного участка и невозможности использования земельного участка для сельскохозяйственных нужд.

Постановлением должностного лица общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, за невыполнение установленных требований по исполнению обязанности по сохранению плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, защите земель от негативного (вредного) воздействия, что повлекло ухудшение качественного состояния земель.

Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: актом проверки от 20 августа 2018 года, заключением №79 от 12 сентября 2018 года ФГБУ « Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» по результатам испытаний почвенных образцов отобранных с земельного участка, согласно которому на территории обследуемого участка произошло существенное снижение показателей (критериев) плодородия, наступившее в результате перемешивания плодородного слоя почвы; протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра; протоколом отбора проб (образцов) почвы; фототаблицей; иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «Сташевское» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Доводы жалобы в части того, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поскольку производство по делу в части привлечения ООО «Сташевское» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, подлежат отклонению, поскольку основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ явились допущенные по делу процессуальные нарушения, в частности, признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством - составление протокола об административном правонарушении имело место до момента составления акта проверки.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств того, что ООО «Сташевское» приняты все зависящие от него меры по соблюдению нормативных требований обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, что в силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ свидетельствовало бы об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения.

Доводы жалобы о неправомерности проведения внеплановой проверки деятельности и отбора проб ООО «Сташевское» Управлением Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям не могут повлечь отмену постановления о назначении административного наказания и прекращение производства по дела об административном правонарушении, поскольку в силу части 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимается, в том числе, деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление, пресечение нарушений юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных юридических лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении юридических лиц применяются положения Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим кодексом.

В силу п. 7 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе, составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и другие акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно требованиям ч. 7 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных законом, должностные лица органов государственного контроля (надзора) доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

При этом, в силу части 3 указанной статьи закона, плановые (рейдовые) осмотры не должны подменять собой проверку.

В соответствии с пунктом 8 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденного приказом Минсельхоза России №475 от 16 октября 2015 года, по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований должностными лицами, проводящими плановые (рейдовые) осмотры, обследования, составляется акт планового (рейдового) осмотра, обследования.

Согласно требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Кроме того, в силу пункта 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Минсельхоза России №591 от 27 декабря 2016 года, должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, из анализа указанных норм в их взаимосвязи следует, что плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка, являясь одним из мероприятий по контролю, проводимым в рамках Федерального закона №294-ФЗ, не предполагает принятие мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований законодательства посредством привлечения юридического лица к административной ответственности. Такие меры возможны только по результатам проверки, проведенной в отношении лица.

В связи с чем, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ был составлен, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Сташевское» возбуждено именно по результатам проведенной в период с 07 по 20 августа 2018 года в отношении него внеплановой выездной проверки.

При этом, судья принимает во внимание то обстоятельство, что в рамках дела не принималось решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо о возбуждении дела об административных правонарушениях в рамках прокурорского надзора. В отсутствие такого решения протокол об административном правонарушении подлежит составлению только по результатам проведенной проверки.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Сташевское» к административной ответственности.

Судья находит необоснованными доводы жалоб о составлении протокола об административных правонарушениях, отборе проб, осмотре территории неполномочными должностными лицами, поскольку они основаны на ошибочном понимании норм закона.

Необоснованным судья признает довод общества о ненадлежащем описании в процессуальных документах по делу события правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку событие административного правонарушения описано в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, с учетом диспозиции части 2 статьи 8.7 названного Кодекса, с указанием сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, и обстоятельств, подлежащих выяснению.

Необоснован также довод общества о несоответствии протоколов отбора проб почвы, осмотра территории, изъятия образцом почвы требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также определения о назначении экспертизы, поскольку как установлено в ходе судебного разбирательства, указанные действия были совершены должностными лицами Управления Россельхознадзора в ходе проведения внеплановой выездной проверки в рамках Федерального закона №294-ФЗ, до возбуждения дела об административном правонарушении. В связи с чем порядок их совершения, а также форма закрепления не регулируются нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным по делу не усматривается.

Обстоятельства, на основании которых сделаны выводы должностным лицом о виновности ООО «Сташевское», доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ООО «Сташевское» в совершении вменяемого административного правонарушения, а потому не могут служить основанием к отмене постановления должностного лица.

Постановление о привлечении ООО «Сташевское» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Вместе с тем постановление и решение должностных лиц подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 указанного Кодекса).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция части 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из постановления о назначении административного наказания от 25 января 2019 года следует, что ранее к административной ответственности по статьям, предусматривающим административную ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ООО «Сташевское» не привлекался. Сведения о привлечении к административной ответственности (дата вынесения постановления, дата вступления постановления в законную силу, наименование органа или должностного лица, вынесшего постановление) отсутствуют. Указание на наличие у ООО «Сташевское» отягчающих обстоятельств в постановлении не имеется.

С учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, иных, имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств, а также с учетом назначения справедливости и соразмерности административного наказания, полагаю возможным применения положений п. п. 3.2, 3.3 ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа с 400 000 рублей до 200 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Жалобу генерального директора ООО «Сташевское» Персова В.Л. на постановление №83 от 25 января 2019 года начальника Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Новгородской области и Вологодской областям, которым ООО «Сташевское» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, решение от 15 февраля 2019 года руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской и Вологодским областям - удовлетворить частично.

Постановление №83 от 25 января 2019 года начальника Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Новгородской области и Вологодской областям, которым ООО «Сташевское» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, решение от 15 февраля 2019 года руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской и Вологодским областям изменить - снизить назначенное наказание в виде административного штрафа на основании ст. 4.1 КоАП РФ до 200000 рублей.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Сташевское» Персова В.Л. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.Б. Буренкова