Дело №
РЕШЕНИЕ
Судья Юргамышского районного суда Курганской области Плешков Сергей Юрьевич, рассмотрев в п. Юргамыш, ул. Ленина, д. 39 Курганской области 23 августа 2019 года жалобу Поповой Светланы Викторовны на постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Гаврина Сергея Александровича от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Попову Светлану Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, проживающую по адресу: <адрес>, не работающую, не состоящую в браке, сведений о привлечении к административной ответственности за однородные административные правонарушения не имеется,
установил:
Постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Гаврина С.А. от ДД.ММ.ГГГГ№, директор МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Юргамышская СОШ») Попова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что в нарушение п. 5 ст. 161, п. 1 ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ, Попова С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являясь директором МКОУ «Юргамышская СОШ», в <адрес> допустила принятие бюджетных обязательств образовательного учреждения перед ИП Комисаровым Д.Н., путем заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 314061 рубль 72 копейки, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ о снижении объема работ на 3815 рублей 70 копеек, к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 3221245 рублей по проведению ремонта здания образовательного учреждения, а также заключением договора от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 141370 рублей на поставку строительных материалов и проведение строительных работ по ремонту здания образовательного учреждения, в размере превышающем бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере 3303300 рублей, предоставленные в соответствии с Законом Курганской области от 26 декабря 2017 года № 114 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2018 года № 97 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования в 2018 году», соглашения «О направлении в 2018 году субсидий из бюджета Курганской области на осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов образования, находящихся в собственности муниципального образования «Юргамышский район» от 16 апреля 2018 года № 20, и решением Юргамышской районной Думы от 15 декабря 2017 года № 114 «О бюджете Юргамышского района на 2018 год и на плановый период 2019, 2020 годов», утвержденных в бюджетной смете МКОУ «Юргамышская СОШ» на 2018 год, на сумму 369561 рубль 02 копейки, и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Попова С.В. обратился с жалобой, в которой указала, что с постановлением не согласна, субъектами административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ могут выступать только должностные лица. При вынесении постановления не учтено, что срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, прекращен ДД.ММ.ГГГГ. На момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления, она должностным лицом не являлась. В момент заключения контракта ей не было известно о будущем увеличении лимитов. Из-за завершения ремонта здания школы к началу учебного года, она действовала в условиях крайней необходимости. Предотвращенный вред, в виде опасности нахождения обучающихся, а также преподавательского состава в помещении с незаконченным ремонтом, и как следствие опасности причинение данным лицам вреда их жизни и здоровью, что не было учтено при привлечении её к административной ответственности. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
При рассмотрении жалобы Попова С.В. её поддержала по доводам, изложенным в ней. Дополнительно пояснила, что в период работы директором МКОУ «Юргамышская СОШ», в 2018 году ей был заключен муниципальный контракт на ремонт школы с ИП Комиссаровым. Предварительно составлялась смета на выполнение работ, которая проверялась ГКУ «УКС Курганской области» и специалистами Администрации Юргамышского района Курганской области. Так как в школе сдавали ЕГЭ, то работы были начаты в середине июля 2018 года, и их необходимо было произвести до ДД.ММ.ГГГГ. Когда разобрали полы, то потребовался дополнительный утеплитель, и объем работ увеличился, также неправильно произведены замеры окон. Об этой ситуации она доложила руководителю Отдела образования Делягиной и главе Юргамышского района Касатову. Последний пообещал предоставить дополнительные средства. Каких либо письменных обращений по дополнительному финансированию она не составляла. Так как до начала учебного года необходимо закончить ремонт школы, она подписала дополнительное соглашение к контракту и еще один договор. В феврале 2019 года она ушла в отпуск, а в марте уволилась. Почему в дополнительном соглашении к муниципальному контракту стоит срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ, пояснить не может, считает что ошибочно. Между Отделом образования и школой заключен договор на бухгалтерское обслуживание. Лимиты бюджета доводились до неё каждый год. Полагает, что действовала в условиях крайней необходимости. Также просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Главный специалист сектора контрольных мероприятий контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области Чернышев В.А. с жалобой не согласился полностью.
Главный специалист отдела правовой работы Финансового управления Курганской области Абрамов С.В. с жалобой не согласился полностью, по доводам, изложенным в возражениях.
В возражениях указано, что на основании приказа Финансового управления Курганской области от 14.03.2019 г. № 3 «О назначении контрольного мероприятия», удостоверения на проведения контрольного мероприятия от 14.03.2019 № 3, плана контрольной деятельности на 1 квартал 2019 года специалистами сектора контрольных мероприятия контрольно-ревизионного отдела Финансового правления Курганской области проведена выездная проверка соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Юргамышского района, в Отделе образования Администрации Юргамышского района за 2018 год. Проверкой установлен факт принятия МКОУ «Юргамышская СОШ» бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
Проведение ремонта Юргамышской школы утверждено в бюджетной смете Юргамышской школы на 2018 год (корректирующая) на общую сумму 3303300 рублей.
Юргамышской школой с индивидуальным предпринимателем Комиссаровым Д.Н. заключен муниципальный контракт итоговая цена которого составила 3531491 рубль 02 копейки. В нарушение п. 5 ст. 161, п. 1 ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ «Юргамышской COШ» приняты бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств на сумму 369561 рубль 02 копейки.
Довод заявителя о том, что она на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления уже не являлась должностным лицом, и поэтому не может быть привлечена к административной ответственности полагают несостоятельными, поскольку состав административного правонарушения является оконченным на момент совершения правонарушения и за совершение его наступает административная ответственность.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению бюджетного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что Поповой С.В. приняты все зависящие от нее меры по недопущению совершения правонарушения не было представлено в административный материал.
Применение статьи 2.7 КоАП РФ по данному делу не имеет оснований. Заявитель не представила доказательств, подтверждавших наличие состояние крайней необходимости при заключении соответствующих договоров с нарушением требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Поскольку состав правонарушения предусмотренный ст. 15.15.10 КоАП РФ, является формальным, и для квалификации действий в качестве противоправности не требуется наступления последствий, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Данное административное правонарушение не может быть отнесено к числу малозначительных, поскольку нарушение бюджетного законодательства представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы и препятствует достижению целей и задач государства. Просили оставить постановление без изменений, а жалобу Поповой без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО8, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 6 БК РФ, расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения; лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Участниками бюджетного процесса являются: получатели бюджетных средств.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 1 ст. 152, п. 5 ст. 161, пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ (в пределах своих полномочий). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 23.7.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Установлено, что Попова С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась директором МКОУ «Юргамышская СОШ». В соответствии с п. 3.3 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, директор обязан заключать и расторгать договора. В должностные обязанности директора входит в пределах своих полномочий распоряжаться бюджетными средствами (п. 3.11 должностной инструкции), что подтверждается: приказами о приеме на работу, прекращении трудового договора, трудовыми договорами, должностной инструкцией, Уставом.
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ между Отделом образования администрации Юргамышского района и МКОУ «Юргамышская СОШ», «Отдел образования» осуществляет бухгалтерское обслуживание образовательного учреждения.
На 2018 год из бюджета Курганской области и бюджета МО «Юргамышский район» выделены на условиях софинансирования деньги в сумме 3303300 рублей для развития муниципальной системы образования - ремонт здания МКОУ «Юргамышская СОШ». Данный факт установлен согласно: ведомственной структуры расходов бюджета <адрес> на 2018 год; уведомлений об изменении бюджетных ассигнований; уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; бюджетной сметы на 2018 год.
ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Юргамышская СОШ» в лице директора Поповой С.В. и ИП Комисаровым Д.Н. заключен муниципальный контракт для осуществления строительных работ в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес> Цена контракта составляла 3221245 руб.
В ходе производства работ, ДД.ММ.ГГГГ возникла необходимость увеличения их объемов по сравнению с проектно-сметной документацией. Данный факт установлен: объективной справкой ГКУ «УКС Курганской области»; локальными сметными расчетами от ДД.ММ.ГГГГ; дефектной ведомостью; договором № на осуществлении строительного контроля от ДД.ММ.ГГГГ; письмом АО «Территориальный проектный институт гражданского строительства «Кургангражданпроект».
В связи с увеличением объема работ между МКОУ «Юргамышская СОШ» в лице директора Поповой С.В. и ИП Комисаровым Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключены: дополнительное соглашение к муниципальному контракту по выполнению строительных работ помещений образовательного учреждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 314064 руб. 72 коп.; договор на поставку строительных материалов и производства строительных работ на сумму 141370 руб.
Также между МКОУ «Юргамышская СОШ» в лице директора Поповой С.В. и ИП Комисаровым Д.Н. заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту по выполнению строительных работ помещений образовательного учреждения, где в связи с уменьшением объемов работ уменьшена его общая стоимость на 3815 руб. 70 коп., и определена цена контракта в сумме 3531491 руб. 02 коп.
На основании приказа Финансового управления Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена плановая выездная проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Юргамышского района в Отделе образования администрации Юргамышского района за 2018 год.
В результате проверки установлено принятие бюджетных обязательств МКОУ «Юргамышская СОШ», в связи с заключением Поповой С.В. дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ и договора на поставку строительных материалов и проведение строительных работ по ремонту здания, в размере превышающем бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, на сумму 369561 рубль 02 копейки. Установленные обстоятельства подтверждаются: приказом о назначении контрольного мероприятия; программой выездной проверки; удостоверением на проведение контрольного мероприятия; актом проверки.
По данному факту главным специалистом сектора контрольных мероприятий ревизионного отдела Финансового управления Курганской области Чернышевым В.А. в отношении директора МКОУ «Юргамышская СОШ» Поповой С.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением Попова С.В. привлечена к административной ответственности.
Свидетель ФИО8 пояснила, что с 2015 года она является руководителем Отдела образования администрации Юргамышского района. Попова С.В. работала директором МКОУ «Юргамышская СОШ». Финансирование образовательного учреждения осуществляется через централизованную бухгалтерию Отдела образования. В 2018 году был запланирован ремонт в здание школы. Финансирование осуществлялось из бюджетов Курганской области и Юргамышского района. Лимиты финансирования были доведены до сведения директора школы. Когда начался ремонт, то установили, что неправильно составлена смета и объем работ увеличился. Об этой ситуации Попова сообщила ей, и они обратились к главе района Касатову И.Ю. Последний обещал выделить деньги. Какого-либо письменного документы об этом не составлялось. Ремонт в школе необходимо было закончить до 25 августа, и Попова подписала дополнительные соглашения и договор на выполнение работ. В дальнейшем за выделением дополнительного финансирования не обращались.
Заместитель начальника Финансового управления Курганской области Гаврин С.А. на основе совокупности исследованных доказательств, анализа норм права, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора МКОУ «Юргамышская СОШ» Поповой С.В. состава административного правонарушения и правильно их квалифицировал по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечение к административной ответственности вынесены в соответствии с предоставленными должностным лицам законом полномочиями, в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводы Поповой С.В. о том, что она действовала в условиях крайней необходимости, так как необходимо было окончить ремонт здания до начала учебного года судья находит несостоятельными.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).
При рассмотрении жалобы не добыто доказательств существования опасности, непосредственно угрожающей личности и правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, и что указанная опасность не могла быть устранена иными средствами, и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращённый.
Кроме того, из дополнительного соглашения к контракту следует, что работы должны были быть выполнены не до ДД.ММ.ГГГГ, а до ДД.ММ.ГГГГ, что опровергает доводы Поповой и пояснения Баклановой.
Договор и дополнительное соглашение были заключены в период работы Поповой С.В. директором школы в связи с чем, она обоснованно привлечена к ответственности как должностное лицо.
При вынесении постановления о привлечении Попову С.В. к административной ответственности заместителем начальника Финансового управления Курганской области Гавриным С.А. был сделан вывод, о невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч.ч. 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При вынесении постановления о привлечении Попову С.В. к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ заместителем начальника Финансового управления Курганской области Гавриным С.А. учтены вышеприведенные обстоятельства совершения правонарушения и роль Поповой, и обоснованно не применена ст. 2.9 КоАП РФ. Нарушение бюджетного законодательства создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы и препятствует достижению целей и задач государства, поэтому оно не может быть признано малозначительным.
Иных обстоятельств, исключающих административную ответственность, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции статьи, в минимальном размере, при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства установлено, что правонарушение совершено впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Гаврина Сергея Александровича от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.10 директора МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа» Попову Светлану Викторовну, которым она подвергнута наказанию в виде штрафа в сумме 20000 рублей – оставить без изменения, жалобу Поповой Светланы Викторовны без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: С.Ю. Плешков