ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/19 от 28.12.2018 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-646/2018 (12-26/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

28 декабря 2018 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г.Кирова Кожевникова И.П., при секретаре судебного заседания Мочаловой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» ФИО1 на постановление начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 № 160/2018 от 29.11.2018,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 № 160/2018 от 29.11.2018 ФИО1, как и.о. руководитель КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

ФИО1 подана жалоба на данное постановление, в которой он указывает на момент совершения правонарушения он являлся руководителем КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области», должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. 18.07.2018 по результатам определения поставщика путем проведения аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт на поставку кондиционеров для обеспечения государственных нужд Кировской области. Им как руководителем было утверждено техническое задание, где объектом закупки являлась поставка кондиционеров. В данном случае вина заявителя выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей как руководителя учреждения при утверждении технического задания. При составлении протокола по делу об административном правонарушении и его рассмотрении заявитель вину признал, поскольку действительно, утвердил техническое задание не обратив внимание, что не установлен класс энергетической эффективности, в результате чего КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» был закуплен товар не соответствующий требованиям законодательства. Заявитель просит учесть полное признание вины, а также то, что данное нарушение вызвано его высокой загруженностью, учесть, что как руководитель учреждения не составляет техническое задание, а полагается на опыт и квалификацию сотрудников, утверждая его. Из объяснений специалиста, составляющего техническое задание следует, что класс энергоэффективности ранее установленных в здание Правительства Кировской области (вышедших из строя) кондиционеров «D». При составлении технической составляющей закупки были учтены параметры, назначение и замкнутость помещения, в которое кондиционеры будут устанавливаться взамен старых. Исходя из указанных условий были рассчитаны холодопроизводительность и потребляемая мощность кондиционеров. Закупка состоялась, поставщик был определен, контракт заключен, жалоб на действия заказчика со стороны участников закупки не поступало, товар поставлен, установлен, замечаний по работе кондиционеров нет. Необходимо было учесть, что при покупке кондиционеров класса «С» таких кондиционеров потребовалось бы три, а не два, как было куплено. Просит также учесть, что распоряжением Правительства Кировской области от 30.05.2017 № 50 «Об утверждении нормативных затрат обеспечения функций администрации Правительства Кировской области (включая подведомственные областные государственные казенные учреждения на 2018 год» установлен норматив цены за единицу товара «кондиционер» - 80000 руб., которому закупленные вновь кондиционеры полностью соответствуют. Иные требования в отношении закупаемых электрических бытовых кондиционеров документами о нормировании не установлены. Закупка кондиционеров осуществлялась внепланово, в сжатые сроки, после выхода из строя одного из ранее установленных в северной кондиционеров. При выходе из строя второго кондиционера могло произойти аварийное отключение сетевого оборудования, что привело бы к отключению всех информационных систем, отключению сайтов Правительства Кировской области, Законодательного собрания, отключение систем безопасности. Просит учесть, признание вины, совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла в совершенном правонарушении, отсутствие негативных последствий. В работу по осуществлению закупок были внесены коррективы для недопущения подобных нарушений вновь. Таким образом, допущенное правонарушение не представило существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям, в связи с чем его возможно посчитать малозначительным и применить положение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выявленное правонарушение не повлекло нарушения единого экономического пространства при размещении заказов, неэффективности использования бюджетных средств, сокращения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, ограничении добросовестной конкуренции, нарушения гласности и прозрачности размещения заказов и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, что полностью отвечает целям регулирования ФЗ от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Исходя из вышеизложенного, просит отменить постановление и прекратить производство по делу, применить малозначительность.

В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, просит освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Представитель министерства финансов Кировской области ФИО4 по доверенности с жалобой не согласна, т.к. правонарушение было установлено, в связи с чем, ФИО1, как и.о. руководитель КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Считает, что в данном случае административный штраф назначен законно и обоснованно, оснований для прекращения дела в связи с малозначительностью не имеется.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 11 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 09.03.2011 № 88 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности» утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте «б» пункта 3 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Требования).

Согласно части 2 Требований с 01.01.2012 поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «А».

Перечень категорий товаров (с учетом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, утвержден Приложением № 1 к приказу министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.09.2010 № 769 «О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности...», в котором, в числе прочего, содержится указание на следующие наименования категорий товара (с учетом их характеристик) - оборудование для кондиционирования воздуха (кондиционеры) оконного или настенного типа в едином корпусе и оборудование для кондиционирования воздуха оконного или настенного типа в виде отдельных блоков «сплит - системы».

Таким образом, при закупке кондиционеров для государственных и муниципальных нужд заказчику необходимо учитывать, что класс энергетической эффективности должен быть не ниже класса «А».

Установлено, что 31.05.2018 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация электронного аукциона на поставку кондиционеров с начальной (максимальной) ценой контракта 158313 рубля 34 копейки.

По условиям документации об аукционе (Техническая часть (Аукционное задание) в рамках осуществления закупки предусматривалась поставка кондиционеров в количестве 2 штук, тип установки - настенный со следующими характеристиками: Режим работы - охлаждение и обогрев; мощность охлаждения - не менее 7,9 кВт; мощность обогрева - не менее 8,5 кВт; потребляемая мощность (охлаждение) - не более 2,9 кВт; потребляемая мощность (обогрев) - не более 3,0 кВт; электропитание - однофазное, в диапазоне 220-240В, частота не более 50Гц; 24-часовой таймер включения / выключения - наличие; беспроводной пульт дистанционного управления - наличие; функция автоматического перезапуска - наличие; тип хладагент - Я410а; минимальный уровень шума внутреннего блока - не более 42 дБ; максимальный уровень шума внутреннего блока - не более 51 дБ.

18.07.2018 по результатам электронного аукциона между КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» и ИП С. заключен государственный контракт на поставку кондиционеров на сумму 127 653,53 рубля (далее - контракт), технические характеристики, которых соответствовали документации об аукционе.

Пунктом 3.1.3 проекта контракта документации об аукционе определено, что поставщик обязуется передать на поставленный товар, надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающие качество и безопасность товара, а также другие документы, передаваемые вместе с товаром в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13.08.2018 заказчиком в соответствии с условиями контракта осуществлена приемка 2 кондиционеров настенных KSGQ80HFAN1/ KSGQ80HFAN1. Вместе с товаром было передано Руководство пользователя KENTATSU «Кондиционеры настенного типа», согласно которого кондиционеры настенные KSGQ80HFAN1/ KSGQ80HFAN1 имеют класс энергетической эффективности «С». Оплата по контракту произведена 14.08.2018, что подтверждается платежным поручением от 14.08.2018 №996.

Таким образом, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказа министерства экономического развития Российской Федерации от 09.03.2011 № 88 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности» заказчиком осуществлена закупка товаров для обеспечения государственных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.

Государственный контракт на поставку кондиционеров со стороны заказчика подписан и.о. руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» в период с 29.12.2017 по 20.11.2018 ФИО1.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно распоряжениям администрации Правительства Кировской области от 29.12.2017 № 138-к, от 14.11.2018 № 141-к в период с 29.12.2017 по 20.11.2018 ФИО1 исполнял обязанности руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области».

Таким образом, в действии должностного лица, и.о. руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» в период с 29.12.2017 по 20.11.2018 ФИО1 содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно осуществление закупок товаров, работ; услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.

Вина должностного лица, и.о. руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» в период с 29.12.2017 по 20.11.2018 ФИО1 в совершения данного правонарушения также подтверждается:

- распоряжением администрации Правительства Кировской области № 138-К от 29.12.2017 о назначении ФИО1 на должность руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» в период с 28.12.2017 по 28.12.2018;

- техническим заданием на товар, объект закупки: поставка кондиционеров для обеспечения государственных нужд Кировской области, утвержденным руководителем КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» ФИО1;

- государственным контрактом ИКЗ на поставку кондиционеров для обеспечения государственных нужд Кировской области от 18.07.2018, заключенным с ИП С., с приложениями;

- протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2018;

- заключением по результатам экспертизы поставленного товара по государственному контракту от 18.07.2018 ;

- служебной запиской инженера 1 категории Б.;

- распоряжением администрации Правительства Кировской области № 50 от 24.05.2018 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций администрации Правительства Кировской области (включая подведомственные областные государственные казенные учреждения) на 2019 год с приложением.

С учетом изложенного, а также представленных суду доказательств, начальником отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 сделан правильный вывод о виновности и.о. руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» в период с 29.12.2017 по 20.11.2018 ФИО1 в совершении административном правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в нарушении осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Выводы начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым дана в оспариваемом решении.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства дела, установленные в оспариваемом постановлении, подтверждаются совокупностью добытых в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Деяние и.о. руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» ФИО1 правильно квалифицировано по ч. 11 ст.9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Постановление начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 № 160/2018 от 29.11.2018 отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, вывод начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 о виновности и.о. руководителя КОГКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации Правительства Кировской области» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным, основанным на имеющихся доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым дана в обжалуемом постановлении. Каких-либо нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Допущенное ФИО1 правонарушение, хотя формально и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в то же время по своему характеру, отсутствию вреда или иных тяжких последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, что является основанием для признания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения малозначительным.

В связи с чем, суд расценивает совершенное ФИО1 административное правонарушение как малозначительное, не повлекшее вредных последствий, и на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приходит к выводу о возможности освобождения его от административной ответственности, в виду того, что закупка кондиционеров осуществлялась внепланово, в сжатые сроки, после выхода из строя одного из ранее установленных в северной кондиционеров. При выходе из строя второго кондиционера могло произойти аварийное отключение сетевого оборудования, что привело бы к отключению всех информационных систем, отключению сайтов Правительства Кировской области, Законодательного собрания, отключение систем безопасности. В работу по осуществлению закупок были внесены коррективы для недопущения подобных нарушений вновь.

С учетом изложенного постановление начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 № 160/2018 от 29.11.2018 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - прекращению на основании п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, собъявлением должностному лицу устного замечания.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

постановление начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО2 № 160/2018 от 29.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Объявить ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.П. Кожевникова