ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/20 от 08.07.2020 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-26/2020

УИД: 25RS0020-01-2020-000178-78

РЕШЕНИЕ

08 июля 2020 г. с. Лазо Лазовского района Приморского края

Судья Лазовского районного суда Приморского края Галчатников А.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица – капитан - директора БМРТ «Остров Шикотан» ФИО1 - на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в пгт. Преображение Службы в г. Находка Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в пгт. Преображение Службы в г. Находка ПУ ФСБ России по Приморскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ капитан-директор БМРТ «Остров Шикотан» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 357 949 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой указал следующее.

ДД.ММ.ГГГГг. судно БМРТ «Остров Шикотан», находясь на промысле в Охотском море, Западно-Камчатской подзоне (6105.2) по добыче минтая, производило очередное траление , согласно промысловому журналу . В <данные изъяты>. судового времени был произведен спуск (постановка) трала в географических координатах подъем трала произведен в <данные изъяты>. в географических координатах согласно судовому журналу .

Во время подъема трала ему (ФИО1) по радиосвязи поступило сообщение от инспекторов Пограничного управления ФСБ РФ по Восточному Арктическому району, находящихся на «Вельбот- 450» «Камчатка», о необходимости подготовить морское судно БМТР «Остров Шикотан» к осмотру, лечь в дрейф, улов не разливать и принять на борт инспекторов для проведения проверки.

В <данные изъяты>. по судовому времени на борт судна прибыла досмотровая группа в составе государственных инспекторов РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов. Старший группы дал распоряжение разлить улов в бункеры. После разливки по бункерам объем улова составил 42271 кг (минтай - 25000 кг, сельдь тихоокеанская 17271 кг).

По итогам проведенной проверки с <данные изъяты>. (кмч) государственным инспектором РФ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ФИО3 был составлен акт проверки улова водных биологических ресурсов, согласно которому улов тихоокеанской сельди составил 38,4 % и отражен в данном акте как не ОДУемый.

При составлении указанного выше акта старший государственный инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения ОРКМ ФИО4 консультировался у вышестоящего руководства Пограничного управления ФСБ РФ по Восточному Арктическому району по вопросу, касающемуся прилова тихоокеанской сельди, и получил подтверждение, что сельдь тихоокеанская в Охотском море, Западно-Камчатской подзоне (6105.2) является не ОДУемой и может составлять до 49 % от улова, поэтому подлежит переработке.

Им (ФИО1) была проведена устная консультация с начальником промыслового района ФИО5 по вопросу, касающемуся прилова тихоокеанской сельди, который также подтвердил, что сельдь тихоокеанская в Охотском море, Западно-Камчатской подзоне (6105.2) является не ОДУемой и может составлять до 49 % от улова.

О вступлении в законную силу приказа Минсельхоза РФ от 30.12.2019г. № 733, которым внесены изменения в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 01.10.2013г. № 365, ему (ФИО1) стало известно только ДД.ММ.ГГГГ. от начальника промыслового района ФИО5

Он (ФИО1) предпринимал все возможные действия, чтобы не допустить нарушения действующего законодательства, при этом не оспаривает факт, изложенный в постановлении о назначении административного наказания, что при исполнении обязанностей капитан – директора БМРТ «Остров Шикотан» нарушил по неосторожности правила и требования, регламентирующие промышленное рыболовство, в содеянном раскаивается.

Между тем, за период его трудовой деятельности к административной ответственности за нарушения законодательства, регламентирующие промышленное рыболовство, не привлекался. Умысла на совершение административного правонарушения он не имел, характеризуется положительно. При рассмотрении данной жалобы просит учесть его раскаяние в содеянном и факт совершения административного правонарушения впервые. Размер наложенного административного штрафа несоразмерен его имущественному положению, так как на его иждивении находится несовершеннолетняя дочь, которой он помимо алиментов оплачивает обучение в учебном заведении, а также несет обязательные ежемесячные платежи, что делает невозможным оплату штрафа в размере, указанном в постановлении.

На основании изложенного ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ. старшим государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно - контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО2, изменить в части назначенного административного назначения в виде штрафа в однократном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, т.е. в сумме 357949 рублей, снизив размер указанного административного штрафа с учетом положений п. 2.2 ч.2 ст. 4.1. КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 и представитель административного органа – отдела РКМ ПУ ФСБ России по Приморскому краю– не явились, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав доводы жалобы и проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, устанавливают, в том числе, виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства, а также обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 22.1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.05.2019 № 267, запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (допускается прилов водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, в соответствии с настоящими Правилами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 41 указанных Правил установлен разрешенный прилов всех видов водных биоресурсов (за исключением разрешенного прилова видов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства с учетом уловов водных биоресурсов в местах доставки и выгрузки), не поименованных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов и на которые установлен общий допустимый улов, одновременно с добычей (выловом) видов водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, который составляет не более 2 процентов по весу за одну операцию по добыче (вылову) от всего улова разрешённых видов.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 01.10.2013 № 365 утверждён Перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов с 1 января 2014 года.

В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза РФ от 30.12.2019 № 733, вступившим в действие с 14.02.2020г., в указанный перечень включен вид водных биоресурсов – сельдь тихоокеанская, за исключением добычи данного вида в Западно-Беринговоморской и Чукотской зонах, Петропавловско-Командорской и Восточно-Сахалинской подзонах.

Таким образом, при осуществлении промышленного рыболовства в Западно-Камчатской промысловой подзоне на указанный вид водных биоресурсов распространяется требование о соблюдении разрешённого прилова в размере 2 процентов по весу за одну операцию по добыче (вылову) от всего улова разрешённых видов.

Частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил или условий лицензии (разрешения).

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое правовыми актами возложены обязанности по соблюдению установленных правил рыболовства и добычи водных биоресурсов.

Статьёй 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Пунктами 25, 29, 33 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утверждённого приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от 30.08.1995 № 140, установлено, что капитан судна возглавляет экипаж судна и является его руководителем. Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами. Капитан обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.

Согласно статье 52 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно материалам дела и оспариваемому постановлению, капитан-директор БМРТ «Остров Шикотан» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 357 949 руб.

Из постановления следует, что ФИО1 совершено административное правонарушение при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГг. капитан-директор ФИО1 судна БМРТ «Остров Шикотан», находясь на промысле в Охотском море, Западно-Камчатской подзоне (6105.2) в усреднённых координатах , осуществлял промышленное рыболовство в части добычи (вылова) минтая, его поиска, обработки, перегрузки, транспортировки и хранения на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов , выданного ДД.ММ.ГГГГ. Приморским ТУ ФАР РФ, в ходе которого произвёл промысловую операцию - траление , спуск (постановку) орудий добычи (вылова) в <данные изъяты>. в географических координатах подъем орудия добычи (вылова) в <данные изъяты>. в географических координатах Улов за данную операцию составил: минтай – 25 000 кг, прилов сельди тихоокеанской – 17 271 кг, всего добыто за одну промысловую операцию 42 271 кг водных биоресурсов. В процентном соотношении прилов составляет 40,8 % сельди по весу за данную операцию по добыче (вылову) от всего улова разрешённых видов.

В разрешении в условиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов определены промысловые районы для осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Для подзоны – 6105.2 (Западно-Камчатская подзона) - квота на вылов минтая составляет 2 500 000 кг.

Таким образом, сельдь тихоокеанская, добытая судном БМРТ «Остров Шикотан» в Западно-Камчатской промысловой зоне (6105.2) Охотского моря в ходе промысловой операции , является приловом, превышающим 2 % по весу за одну операцию по добыче (вылову) от всего улова разрешённых видов, который в соответствии с п.п. 41, 43 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.05.2019 № 267, подлежит выпуску в естественную среду обитания независимо от состояния, с наименьшими повреждениями. Данные правила капитан-директором судна БМРТ «Остров Шикотан» ФИО1 не были выполнены.

Прихожу к выводу об обоснованности вывода административного органа о наличии в действиях ФИО1 вышеуказанного административного правонарушения.

Вина должностного лица подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: копией протокола об изъятии вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ; копией разрешения на добычу (вылов) ВБР от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ; копией судовой роли судна БМРТ «Остров Шикотан» от ДД.ММ.ГГГГ; копией страниц судового журнала БМРТ «Остров Шикотан»; копией страниц технологического журнала БМРТ «Остров Шикотан»; копией страниц промыслового журнала БМРТ «Остров Шикотан»; копией ССД от ДД.ММ.ГГГГ; копией коносамента; копией заключения специалиста; коносаментом от ДД.ММ.ГГГГ; копией ответа ТПП от ДД.ММ.ГГГГ о стоимости предмета административного правонарушения; объяснением ФИО1, а также иными материалами.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекли отмену постановления, не допущено, оснований для переоценки установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела не имеется.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, постановление подлежит изменению в силу следующего.

Санкцией ч. 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа для должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой

Размер административного штрафа в однократном размере стоимости водных биологических ресурсов составил 357 949 руб.

В соответствии с частью 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2.3 указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что размер назначенного должностному лицу наказания в виде административного штрафа является значительным, при этом в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении ФИО1 ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, в целях исключения избыточного ограничения прав лица, привлечённого к административной ответственности, с учётом доводов жалобы о его материальном положении, представленных документов о наличии исполнительного производства <данные изъяты>, прихожу к выводу о наличии достаточных оснований для применения положений ч.ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.17 КоАП РФ, до 178 975 руб.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Решил:

Жалобу должностного лица – капитан - директора БМРТ «Остров Шикотан» ФИО1 - на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в пгт. Преображение Службы в г. Находка Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ – удовлетворить.

Постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в пгт. Преображение Службы в г. Находка Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – капитан - директора БМРТ «Остров Шикотан» ФИО1 – к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ изменить, снизив размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 178 975 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Галчатников А.С.