Дело № 12-26/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
16 марта 2020 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев жалобу защитника Оленникова В.В. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ГИТ в Хабаровском крае ФИО2№-И/3 от 09 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ФКУ «ОСК ВВО»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ГИТ в Хабаровском крае ФИО2 от 09 июля 2019 года юридическому лицу ФКУ «ОСК ВВО» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований статьи 62 Трудового кодекса РФ, а именно не выдаче работнику ФИО3 на основании его письменного заявления от 14.01.2019 № следующих документов: справки о среднем заработке, справки о заработной плате за последние два года, справки формы 2-НДФЛ, выписки из формы СЗВ – стаж и СЗВ – м, выписки из отчетности в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В жалобе, поданной в Кировский районный суд г. Хабаровска, защитник юридического лица Оленников В.В. просит постановление должностного лица, вынесенное в отношении ФКУ «ОСК ВВО» отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что в отношении войсковой части № проведена внеплановая выездная проверка, которая была проведена с грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку копия распоряжения о проведении проверки, а также акт проверки по результатам ее проведения руководителю ФКУ «ОСК ВВО» вручена не была, с актом проверки был ознакомлен Врио командира войсковой части ФИО5, вместе с тем войсковая часть не является юридическим лицом, а является лишь структурным подразделением, командир войсковой части не является руководителем ФКУ «ОСК ВВО», таким образом, акт проверки был вручен неуполномоченному лицу. Поскольку акт проверки и предписание, выданное по результатам ее проведения, получены с нарушением закона, данные доказательства являются недопустимыми.
Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, защитника Оленникова В.В., должностного лица ГИТ в Хабаровском крае ФИО2, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. В соответствии с поступившим письменным ходатайством ГИТ в Хабаровском крае от 16.03.2020, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, что судья считает возможным.
В суде другой защитник Гержан В.А., жалобу поддержала, приведя те же доводы, в дополнение указала на допущенные процессуальные нарушения при рассмотрении дела, поскольку Учреждение не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Уведомление от 26.06.2019 о составлении протокола об административном правонарушении, направленное по электронной почте Учреждением получено не было, поскольку электронная почта принадлежит ФГКУ «Восточное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, расположенное в <...>, где работает защитник Оленников В.В. и по доверенности представляет интересы ФКУ «ОСК ВВО». Порядок проведения проверки был нарушен, кроме того, проверка проводилась в отношении войсковой части №, а не в отношении ФКУ «ОСК ВВО», протокол об административном правонарушении не был составлен после проведения проверки, материалы которой направлены в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае. Указала, что ФКУ «ОСК ВВО» неоднократно привлечено к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, выявленное в ходе одной проверки.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Гержан В.А., проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с положениями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно. Сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя предоставляются работнику в порядке, установленном статьями 66.1 и 84.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 16 января 2019 года №-И уполномоченным должностным лицом ГИТ в Камчатском крае в отношении Войсковой части № в период с 18 января 2019 года по 11 февраля 2019 года была проведена внеплановая, выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также в связи с рассмотрением обращения работника ФИО3 от 16.01.2019.
В ходе проверки государственным инспектором труда установлено, что в нарушение требований ст. 62 Трудового кодекса РФ работнику ФИО3 на основании его письменного заявления от 14.01.2019 № работодателем не выданы следующие документы: справка о среднем заработке, справка о заработной плате за последние два года, справка формы 2-НДФЛ, выписка из формы СЗВ – стаж и СЗВ – м, выписка из отчетности в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, о чем составлен акт №-И от 07.02.2019 и выдано предписание №-И от 07.02.2019.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФКУ «ОСК ВВО» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Вместе с тем, с таким выводом должностного лица согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета фактических обстоятельств дела, норм материального права.
В силу положений статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
В соответствии ч. 1, п. 4, 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе: частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Как следует из представленных материалов должностным лицом ГИТ в Камчатском крае была проведена внеплановая выездная проверка, материалы которой послужили основанием для привлечения ФКУ «ОСК ВВО» к административной ответственности. Между тем в ходе ее проведения не были соблюдены требования части 4 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Акт проверки, составленный по результатам ее проведения, не был направлен юридическому лицу, а был вручен врио командира войсковой части №ФИО5, вместе с тем, войсковая часть не является юридическим лицом, а является структурным подразделением ФКУ «ОСК ВВО», врио командира войсковой части не является уполномоченным представителем юридического лица, более того, проверка была проведена в отношении войсковой части, а не в отношении ФКУ «ОСК ВВО». Таким образом, с результатами проверки юридическое лицо ознакомлено не было, что является грубым нарушением установленных Федеральным законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок.
При указанных обстоятельствах результаты проведения проверки в отношении ФКУ «ОСК ВВО», в том числе акт проверки не могут рассматриваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона.
Также, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае неявки указанного лица протокол составляется, если лицо извещено в установленном порядке.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Данные положения административного законодательства должностным лицом оставлены без внимания.
Как следует из представленных материалов протокол об административном правонарушении №-И/1 от 04.07.2019 в отношении ФКУ «ОСК ВВО» составлен должностным лицом в отсутствие законного представителя юридического лица, при этом в материалах дела отсутствовали сведения о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте его составления.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении надлежащим извещением законного представителя юридического лица считаться не может, поскольку направлено по электронной почте в адрес ФГКУ «Восточное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, по месту работы защитника Оленникова В.В., представляющего по доверенности интересы ФКУ «ОСК ВВО», иных доказательств извещения законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола материалы дела не содержат.
В материалах дела отсутствуют доказательства (реестр, квитанция), подтверждающие факт направления копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1, ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, доказательств направления копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в ФКУ «ОСК ВВО» материалы дела не содержат.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело было рассмотрено должностным лицом без участия законного представителя юридического, в отсутствие данных о его надлежащем извещении, о месте и времени рассмотрения дела.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что факты нарушения трудового законодательства, а именно: несвоевременная выдача ФИО3 документов, связанных с работой; не указание в приказе о расторжении трудового договора вида дисциплинарного взыскания послужившего основанием для расторжения трудового договора; не выдача трудовой книжки в день увольнения; не составление акта об отказе ФИО3 от представления объяснений; не выдача копии приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от ДАТА обнаружены в ходе проведения ГИТ в Камчатском крае единой проверки, материалы направлены в ГИТ в Хабаровском крае для принятия решения.
По каждому материалу должностным лицом ГИТ в Хабаровском крае составлено 5 протоколов об административном правонарушении и 09 июля 2019 вынесено 5 постановлений о назначении ФКУ «ОСК ВВО» административного наказания.
Вместе с тем, эти нарушения образуют единый состав одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение которого виновному должно быть назначено одно наказание.
Должностное лицо ГИТ в Хабаровском крае должно было вынести одного постановление о наказании, в отношении ФКУ «ОСК ВВО», за все выявленные факты нарушения трудового законодательства.
Постановлением ГИТ в Хабаровском крае от 09.07.2019 №-И ФКУ «ОСК ВВО» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за не выдачу трудовой книжки работнику ФИО3 в день прекращения с ним трудового договора.
В такой ситуации отсутствует необходимость в назначении еще одного наказания по рассматриваемому делу, так как в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Между тем, должностное лицо ГИТ в Хабаровском крае 09 июля 2019, назначив наказание ФКУ «ОСК ВВО» за не выдачу трудовой книжки работнику ФИО3 в день прекращения с ним трудового договора, в тот же день вынесло еще 4 постановления о назначении наказания, в том числе по рассматриваемому делу, искусственно создав множественность правонарушений.
Тем самым ФКУ «ОСК ВВО» неоднократно привлечено к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, которое является избыточным.
Из установленных обстоятельств по делу следует, что административным органом в ходе рассмотрения дела, не выполнены требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, в силу которых задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФКУ «ОСК ВВО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в связи с чем, постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л : Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ГИТ в Хабаровском крае ФИО2№-И/3 от 09 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ФКУ «ОСК ВВО» - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника Оленникова В.В. считать удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Судья С.Н. Опалей
Копия верна, судья С.Н. Опалей