ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2013 от 01.11.2013 Сонковского районного суда (Тверская область)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

01 ноября 2013 года пос. Сонково

Федеральный судья Сонковского районного суда Тверской области Никитина Ж.В.,

с участием помощника прокурора Сонковского района Тверской области Тагирова Р.Р.,

индивидуального предпринимателя (ИП) Меркель М.В.,

государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области ФИО1,

при секретаре Балашовой Е.И.,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя (ИП) Меркель М.В. на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 №308/П-2013 от 09 октября 2013 года о наложении административного наказания за нарушение требований в области охраны окружающей среды и природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении Меркель М.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, осуществляющей индивидуальную предпринимательскую деятельность, к административной ответственности не привлекавшейся, не судимой,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 №308/П-2013 от 09 октября 2012 года ИП Меркель М.В. привлечена к административной ответственности за совершённое административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ, к наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Из постановления государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 №308/П-2013 от 09 октября 2012 года следует, что ИП Меркель М.В. имела летнее кафе, расположенное в <адрес> площади, где осуществлялась торговля пищевыми продуктами. Меркель М.В. заключила договор от 01 мая 2012 года с Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства пос. Сонково (МУП КХ пос. Сонково) на предоставление услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов. Согласно объяснению Меркель М.В., из летнего кафе, расположенного на <адрес> в течение 3 квартала 2012 года периодически 1 раз в неделю осуществлялась вывозка и утилизация мусора и бытовых отходов на городскую свалку. Всего в 3 квартале 2012 года было вывезено и утилизировано около 8 куб.м. отходов. Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года в Управление Росприроднадзора по Тверской области ИП Меркель М.В не предоставляла, оплату в сумме 131 рубль за размещение 8 куб.м. отходов не производила. Административное правонарушение выявлено прокуратурой Сонковского района 30.09.2013 года. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим законом, иными федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления; выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчётного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отчётным периодом признаётся календарный квартал. Проверкой от 30.09.2013 года, проведённой прокуратурой Сонковского района, установлено, что ИП Меркель М.В. плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года в сумме 131 рубль не производила. ИП Меркель М.В. нарушила ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Таким образом, в действиях Меркель М.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, – невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В своей жалобе ИП Меркель М.В. указывает, что 11 октября 2013 года Государственный инспектор Управления Роспотребнадзора по Тверской области ФИО1, рассмотрев дело №308/П-2013 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, признала её (Меркель М.В.) виновной в его совершении и подвергла административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей. С данным решением она (Меркель М.В.) не согласна, так как в нарушение статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для внеплановой проверки и.о. прокурора Сонковского района Кочешковой Н.А. послужила жалоба Главы администрации пос. Сонково ФИО2 о том, чтобы проверить у неё (Меркель М.В.) разрешение на строительство (на каком основании поставлен торговый павильон), однако в постановлении прокуратуры указано, что произведена проверка в области охраны окружающей среды и природопользования, основания для проведения внеплановой проверки ей (Меркель М.В.) не предъявлены. В соответствии с п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных сборов, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, не может превышать трёхкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Согласно постановлению прокуратуры размер неуплаченного сбора составил 131 рубль, но в нарушение п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ она (Меркель М.В.) подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей. Согласно ст.ст. 3.2, 4.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений может устанавливаться и применяться административное наказание в виде предупреждения, а также учитываться обстоятельства, смягчающие административную ответственность: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, и совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребёнка. На основании вышеизложенного, в соответствии со ст.ст. 24.5, 30.17 КоАП РФ просит постановление Государственного инспектора Управления Роспотребнадзора по Тверской области ФИО1 по делу об административном правонарушении №308/П-2013 отменить или уменьшить (смягчить), производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, прекратить.

В судебном заседании Меркель М.В. доводы жалобы поддержала, просила отменить как необоснованное постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 №308/П-2013 от 09 октября 2013 года, уточнив, что в жалобе ею (Меркель М.В.) ошибочно указано наименование органа, должностным лицом которого рассматривалось административное дело, а также дата вынесения постановления. Суду пояснила, что прокуратурой Сонковского района в отношении неё (Меркель М.В.) проводилась проверка по жалобе Главы администрации Сонковского района ФИО2 по поводу законности установки торгового павильона, и нарушений закона обнаружено не было, однако в результате было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ. Не отрицает, что в период с мая по август 2012 года в ходе осуществления предпринимательской деятельности ею (Меркель М.В.) было открыто летнее кафе на <адрес>, с МУП КХ пос. Сонково был заключен договор на вывоз мусора и бытовых отходов, образующихся в ходе деятельности данного кафе. Сначала МУП КХ был установлен контейнер для складирования мусора (пластиковой одноразовой посуды, бумажных одноразовых тарелок и стеклянных бутылок), который впоследствии вывозился на городскую свалку для последующей утилизации, затем контейнер по её просьбе убрали, поскольку мусор в него складировали и посторонние лица, и она (Меркель М.В.) собирала мусор и бытовые отходы в пластиковые пакеты, которые раз в 1,5-2 недели вывозила на свалку. Полагает, что мусор был вывезен в объёме менее 8 куб.м, но, когда давала объяснения прокурору, не придала этому значения. Меркель М.В. было известно, что она должна осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду по информации из сети Интернет, но официально об этом органами Росприроднадзора она не предупреждалась, порядок оплаты ей известен не был. Не согласна с назначенным ей наказанием, считает, что оно превышает трёхкратный размер невнесённой платы, к тому же, поскольку правонарушение совершено ею впервые, полагает, что достаточным наказанием явилось бы предупреждение. Также просила учесть, что имеет на иждивении сына, 2007 года рождения, её доход составляет 9000 рублей, заработная плата супруга 20000 рублей. После вынесения постановления она обратилась по вопросу расчёта и порядка уплаты взноса в Управление Росприродназора, и в настоящее время внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года.

Государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 в судебном заседании против доводов подателя жалобы возражала, пояснила, что 09 октября 2013 года ею рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ИП Меркель М.В. по ст. 8.41 КоАП РФ, представленное прокурором Сонковского района. В постановлении о назначении административного наказания допущена техническая ошибка в части указания даты (года) его вынесения. В своих личных объяснениях Меркель М.В. пояснила, что в 3 квартале 2012 года образующиеся в результате деятельности принадлежащего ей летнего кафе бытовые отходы и мусор собирались в контейнеры и пластиковые пакеты, которые впоследствии вывозились и размещались для утилизации на городской свалке. Общий объём вывезенного на свалку мусора за указанный период составил 8 куб.м, однако плату за негативное воздействие на окружающую среду ИП Меркель М.В. не вносила. Прокурорская проверка, в ходе которой выявлено данное нарушение, проводилась в сентябре 2013 года. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления» дано определение понятия - размещение отходов. Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). При вынесения постановления учитывала, что ИП Меркель М.В. признаёт, что в 3 квартале 2012 года из принадлежащего ей торгового павильона на городскую свалку было вывезено 8 куб.м отходов. Приказом МПР России от 02.12.2002 года №786 (в ред. Приказа МПР РФ от 30.07.2003 года №663) утверждён Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), согласно которому отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами имеет №9120110001005 и соответственно 5 классу опасности. В соответствии с Приказом Ростехнадзора по Тверской области от 10.05.2007 года №284 «Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления твёрдых бытовых отходов» среднегодовая плотность для данного вида отходов составляет - 0,153 т/куб.м. Таким образом, за 3 квартал 2012 года ИП Меркель М.В. на свалку вывезено 1.224 т отходов 5 класса опасности. При этом, по сути точный объём отходов существенного значения для квалификации действий Меркель не имеет. ИП Меркель М.В. является собственником отходов производства и никому этого права не передавала. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Порядком, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года №632 «Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» по нормативам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.07.2005 года №410 и от 08.01.2009 года №7). Согласно Федеральному закону от 03.12.2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и в 2005 году, применяются в 2013 году с коэффициентом, учитывающим инфляцию: Постановлением Правительства РФ №344 от 12.06.2003 года - 2,2 (в 2012 году был-2.05), Постановлением Правительства РФ №410 от 01.07.2005 года - 1,79 (в 2012 году был - 1,67) Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской федерации, связанные с природопользованием вне зависимости от формы собственности. Конституционный Суд РФ в определении от 10.12.2002 года №248-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на неё влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Кроме того, ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.08.2010 года №101н с 01.l0.2010 года произошла передача полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановку на учёт предприятий в качестве плательщиков платы, приём и проверку расчётов платы, сверку начисленной и поступившей платы, работу по взысканию задолженности и т.д.). Территориальные органы Росприроднадзора наделены бюджетными полномочиями администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду с 20.10.2010 года на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.l0.2010 года №311 «О наделении территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полномочиями администраторов доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду». Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду производятся природопользователями самостоятельно по формам, утверждённым приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года №204 (в редакции №182 от 27.03.2008 года) «Об утверждении формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду» и до 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным кварталом. Обязанность извещать каждого из плательщиков лично о порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на органы Росприроднадзора законом не возложена. Планируя начать свою деятельность, индивидуальный предприниматель самостоятельно должен определить тип отходов, каким образом он будет ими распоряжаться. Меркель М.В. в Управление Росприроднадзора по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в 3 квартале 2012 года не обращалась. Также пояснила, что наказание ИП Меркель М.В. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.41 КоАП РФ, для признания совершённого деяния малозначительным оснований не имеется.   Изучив представленные материалы, выслушав подателя жалобы ИП Меркель М.В., государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1, помощника прокурора Сонковского района Тверской области Тагирова Р.Р., полагавшего доводы жалобы необоснованными, поскольку прокуратурой осуществляется надзор за соблюдением федерального законодательства в целом, в том числе в области охраны окружающей среды, при выявлении любых нарушений прокурор принимает меры реагирования, в данном случае в отношении ИП Меркель М.В. возбуждено дело об административном правонарушении, материалы которого впоследствии направлены в соответствующий контролирующий орган, которым в соответствии с законом принято решение о привлечении ИП Меркель М.В. к административной ответственности, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Меркель М.В. и отмены обжалуемого постановления по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Положения ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ предусматривают, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Как указано в п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22, ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя №, выданного Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области, 26.10.2005 года Меркель М.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чём в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации за основным государственным номером записи №.

В соответствии с копией уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности от 15.03.2011 года, направленного ИП Меркель М.В. в Октябрьское ТО Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, Меркель М.В. уведомляет о начале деятельности летнего кафе, расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала Сонково, с 20.04.2011 года.

Согласно копии договора от 01.05.2012 года, ИП Меркель М.В. заключен договор с Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства пос. Сонково Сонковского района Тверской области на выполнение работ по регулярному вывозу ТБО по <адрес>, в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1039. Оплата выполненных работ производится за вывоз бытовых отходов и мусора мусоровозом в объёме 8 куб.м в год.

Из копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.09.2013 года, вынесенного в отношении ИП Меркель М.В. и.о. прокурора Сонковского района Тверской области Кочешковой Н.А., следует, что ИП Меркель М.В. из кафе «ЭЙВА», расположенного на территории <адрес> в течение 3 квартала 2012 года, периодически (1 раз в неделю), осуществляла утилизацию бытовых отходов и мусора путём самовывоза на городскую свалку. Согласно объяснениям Меркель М.В., мусор и бытовые отходы утилизировались еженедельно, всего было утилизировано около 8 куб.м мусора. За 3 квартал 2012 года ИП Меркель не осуществляла плату за негативное воздействие на окружающую природную среду в сумме 131 рубль. Указанное правонарушение выявлено в сентябре 2013 года. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отчётным периодом признается календарный квартал. В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 №780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года №717, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции в сфере охраны окружающей среды в части ограничения негативного техногенного воздействия и администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду. Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что ИП Меркель плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за 3 квартал 2012 года не производилась. Таким образом, Меркель М.В. нарушила ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 года N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». В действиях Меркель М.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанное административное правонарушение было выявлено в ходе проверки 30.09.2013 года. В данном постановлении Меркель М.В. указала, что является индивидуальным предпринимателем, имеет свой торговый павильон, расположенный на <адрес>, деятельность - кафе. В 2012, 2013 годах она (Меркель М.В.) заключала договор на вывоз отходов с МУП КХ. В 3 квартале 2012 года не осуществляла плату за негативное воздействие на окружающую природную среду. Бытовые отходы и мусор работники кафе утилизируют в пакеты, в дальнейшем мусор вывозится на городскую свалку. В течение 3 квартала 2012 года мусор периодически (1 раз в неделю) в количестве пяти десятилитровых пакетов вывозился на городскую свалку, всего в 3 квартале 2012 года было утилизировано около 8 куб.м мусора.

Как усматривается из копии объяснений, данных Меркель М.В. в ходе проверки 30.09.2013 года и.о. прокурора Сонковского района Тверской области Кочешковой Н.А., она (Меркель М.В.) имеет сборно-разборный павильон, который расположен на арендованном участке на полосе отвода Октябрьской железной дороги в пос. Сонково и используется для размещения кафе «ЭЙВА». Договор аренды заключен 01.09.2011 года без указания срока. Согласно техническому паспорту, указанный объект является объектом некапитального строительства. Указанный павильон осуществляет свою деятельность с июля 2013 года. До его постройки в летний период 2012 года на этом же месте был расположен шатёр, который также использовался как кафе. Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту оформило уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Фактически деятельность летнего кафе осуществлялась в 2012 году с мая по август. В 2012 году (во 2 и 3 квартале) она (Меркель М.В.) не осуществляла плату за негативное воздействие на окружающую природную среду. Бытовые отходы и мусор утилизировались в контейнеры для мусора для последующей утилизации на городскую свалку. Всего за время работы летнего кафе в 2012 году было утилизировано 8 куб.м мусора. В течение 2013 года мусор утилизировался в количестве 5 куб.м путём самовывоза на свалку пос. Сонково. В 2013 году деятельность кафе осуществляется с июля и по настоящее время. Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду также не осуществлялась ни во 2, ни в 3 квартале.

В объяснениях, данных помощнику прокурора Сонковского района Тверской области Тагирову Р.Р. 01.11.2013 года, директор МУП «Управляющая компания» пос. Сонково Сонковского района Тверской области ФИО3 указал, что в 2012 году он работал временно исполняющим обязанности директора МУП КХ пос. Сонково. 01.05.2012 года с ИП Меркель был заключен договор на вывоз отходов. По указанному договору ИП Меркель вывозила отходы, образованные в результате деятельности принадлежащего ей летнего кафе.

Таким образом, в суде достоверно установлено, что ИП Меркель М.В. в 2012 году на <адрес> <адрес> было открыто летнее кафе, где осуществляла торговлю пищевыми продуктами (вода, чипсы, сигареты, пиво, чай, кофе, мороженое), заморозкой (чебуреки, сосиски в тесте). В процессе деятельности кафе в 3 квартале 2012 года образовывались бытовые отходы - пластиковая посуда, стеклянные бутылки, которые складывались в контейнеры и мусорные пластиковые пакеты, и, на основании договора на предоставление услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов с предприятием МУП КХ пос. Сонково от 01.05.2012 года, еженедельно вывозились для утилизации на городскую свалку. В связи с чем, ИП Меркель была обязана произвести платёж за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года, не позднее 20 октября 2012 года. 30.09.2013 года в ходе проведённой прокурором Сонковского района проверки соблюдения ИП Меркель М.В. требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования было установлено, что ИП Меркель М.В. не внесла в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления, образующихся в результате деятельности принадлежащего ей кафе, за 3 квартал 2012 года, за что постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области Дребиной Н.И. №308/П-2013 от 09 октября 2013 года ИП Меркель М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёх тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.41 КоАП РФ, признаётся бездействие, выразившееся в не перечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок, в связи с чем, состав правонарушения является формальным.

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду, определяется Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п.п. 1, 9 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632, настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Пунктами 1, 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17.07.2006 №8077) «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчётного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отчётным периодом признаётся календарный квартал.

Вина ИП Меркель М.В. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.09.2013 года, объяснениями Меркель М.В. от 30.09.2013 года, копией договора от 01.05.2012 года и другими материалами дела, исследованными в суде.

При вынесении государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 постановления от 09.10.2013 года нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, не допущено. Доводы в жалобе о том, что проверка была проведена прокурором неправомерно, являются несостоятельными и необоснованными, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, ст.ст. 22 и 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. С учётом изложенного, прокурор наделён полномочиями на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ.

Факт негативного воздействия на окружающую среду Меркель М.В. не оспаривается, доказательств иного суду не представлено. Порядок и срок давности привлечения ИП Меркель М.В. к административной ответственности государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 соблюдены.

Доводы Меркель М.В. о том, что совершённое ею административное правонарушение является малозначительным, не нашли своего подтверждения и не могут быть признаны обоснованным. Исследуя доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд не находит оснований для признания административного правонарушения малозначительным, поскольку данное правонарушение относится к категории нарушений, совершённых в области охраны окружающей среды и природопользования, предусматривающих ответственность с целью обеспечения охраны окружающей среды и повышения дисциплины субъектов её использования.

Также судом не признаются и доводы Меркель М.В. о том, что она не была предупреждена контролирующим органом о порядке внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку из содержания Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632, следует что, расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется плательщиком самостоятельно.

В постановлении о назначении административного наказания №308/П-2013, вынесенном полномочным на то должностным лицом, указан в дате его составления указан год - 2012, однако, из постановления о назначении административного наказания от 09.10.2012 года и других материалов дела видно, что 30.09.2013 года в отношении ИП Меркель М.В. проводилась проверка, по результатам которой и.о. прокурора Сонковского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ИП Меркель М.В., которое с материалами в тот же день направлено в Управление Росприроднадзора по Тверской области. 04.10.2013 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 вынесено определение о назначении дела к рассмотрению 09.10.2013 года. Таким образом, допущенная государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 техническая описка при вынесении постановления о назначении административного наказания №308/П-2013 не может повлиять на законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Наказание Меркель М.В. назначено в минимальных пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ, предусмотренной для индивидуальных предпринимателей, с учётом характера совершённого правонарушения, степени вины, данных о личности виновного, наличия смягчающих, в том числе, наличия на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, а также, материального положения Меркель М.В. Довод ИП Меркель М.В. о том, что размер взысканного штрафа должностным лицом не соответствует нормам КоАП РФ, суд признаёт необоснованным, поскольку санкция ст. 8.41 КоАП РФ предусматривает размер административного штрафа в твёрдой сумме, а не исходя из величин, указанных п.п. 1-8 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.10 КоАП РФ, федеральный судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 №308/П-2013 от 09 октября 2013 года о привлечении к административной ответственности за нарушение требований в области охраны окружающей среды и природопользования ИП Меркель М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, оставить без изменения.

Жалобу ИП Меркель М.В. на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО1 №308/П-2013 от 09 октября 2013 года о наложении административного наказания за нарушение требований в области охраны окружающей среды и природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении Меркель М.В., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии решения в Тверской областной суд непосредственно либо через Сонковский районный суд.

Федеральный судья Ж.В. Никитина