ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2016 от 06.04.2016 Чапаевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чапаевск Самарской области 06 апреля 2016 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Законова М.Н.,

при секретаре Сергеевой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда административное дело № 12-26/16 по жалобе ГБУЗ Самарской области «Чапаевская центральная городская больница» на постановление от 15.03.2016 г., вынесенное мировым судьей судебного участка № 119 судебного района г.Чапаевска Самарской области в отношении ГБУЗ Самарской области «Чапаевская центральная городская больница» по ст. 19.5 ч. 14 КоАП РФ суд,

У С Т А Н О В И Л :

ГБУЗ Самарской области «Чапаевская центральная городская больница» (ГБУЗ СО «ЧЦГБ») обратилось в суд с жалобой на постановление от 15.03.2016 г., вынесенное мировым судьей судебного участка № 119 судебного района г.Чапаевска Самарской области по ст. 19.5 ч. 14 КоАП РФ.

Поводом для привлечения к административной ответственности ГБУЗ СО «ЧЦГБ» стало повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно невыполнение в установленный срок предписания ОНД ГУ МЧС России по Самарской области № 70/1/1 от 29.06.2015 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок для исполнения которых истек, в зданиях ГБУЗ СО «ЧЦГБ» - по ул. <Адрес обезличен>

В судебном заседании представитель ГБУЗ СО «ЧЦГБ» Чернышев В.В. жалобу поддержал и пояснил, что для обеспечения пожарной безопасности в бюджетных организациях собственником имущества должно осуществляться необходимое финансирование, так как для устранения выявленных нарушений требуется значительное финансирование (согласно запроса о выделении денежных средств в Министерство здравоохранения <Адрес обезличен> исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на выполнение противопожарных мероприятий необходимо 1149000,85 рублей). Данные здания относятся к собственности <Адрес обезличен> п. 1.6 Устава ГБУЗ СО «ЧЦГБ». Согласно Устава ГБУЗ СО «ЧЦГБ» п. 4.5, п. 4.5.2.5 к компетенции органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя Учреждения относится осуществление финансового обеспечения Учреждения. Источником финансирования финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные средства. В условиях недостаточного финансирования у учреждения отсутствовала возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Учреждение является бюджетным, и не является собственником зданий, у него отсутствуют возможности для устранения выявленных нарушений, поскольку собственник здания не выделяет денежные средства на противопожарные мероприятия. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником, финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения также возлагается на собственника. Соответственно, собственник должен передать учреждению в управление здания, соответствующие требованиям пожарной безопасности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделению учреждения денежных средств на эти цели. Администрация учреждения обязано обеспечить только обслуживание и техническую эксплуатацию переданных учреждению зданий и инженерных систем в соответствии с правилами пожарной безопасности, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения <Адрес обезличен> исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Кроме того, считают, что поскольку в зданиях ГБУЗ СО «ЧЦГБ» не проводились какие либо конструктивные объемно-планировочные работы по строительству данных зданий, данные нарушения имели место при проектировании и строительстве зданий. Таким образом, данные нарушения относятся к конструктивным элементам, которые были при вводе объектов в эксплуатацию и выполнение подобных мероприятий в соответствии с вышеуказанными нормами приведет к необоснованным затратам бюджетных денежных средств. В соответствии с п. 3.10.7 Устава ГБУЗ СО «ЧЦГБ» учреждение обязано содержать недвижимое имущество, переданное в оперативное управление в соответствии с противопожарными правилами и санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства. В письме министерства здравоохранения <Адрес обезличен> исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> указано, что учреждение обязано выполнять режимные мероприятия не капитального xapактера, финансирование которых не осуществляется в рамках утвержденных Госпрограмм. Существующие нарушения выполняются в рамках Госпрограммы. Выявленные нарушения носят конструктивный характер и не могут устранены учреждением самостоятельно без дополнительного выделения денежных средств. Данные выводы согласуются с позицией <Адрес обезличен> исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ГБУЗ <Адрес обезличен> «ЧЦГБ» неоднократно направляло информацию в Министерство здравоохранения <Адрес обезличен> о необходимости финансирования на выполнение противопожарных мероприятий (исх. 186 от <Дата обезличена>, исх. № <Дата обезличена>, исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). Из Министерства здравоохранения <Адрес обезличен> получен ответ на обращение ЧЦГБ, указано, что денежные средства на выполнение данных нарушений будут учтены при формировании проекта ФИО5<Адрес обезличен> «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 -2018годов», что не было принято мировым судьей ко вниманию. Также согласно статьи 2.1 ч. 2. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, нарушение которых настоящим Кодексом или ФИО5 субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным -не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Прямая обязанность доказывания возможности соблюдения юридическим обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с ст. 5 КоАП РФ лежит на административном органе. Также судья не учел, что если переданные здания не отвечают требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан принять меры по приведению здания в соответствии с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником. Ответственность самого учреждения за нарушения правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания. За 2013, 2014 год и 2015 года на выполнение противопожарных мероприятий ГБУЗ <Адрес обезличен> «ЧЦГБ» было выделено 1013144,72 рублей. Юридическим лицом - ГБУЗ <Адрес обезличен> «ЧЦГБ» были приняты все зависящие от него меры по выполнению требований пожарной безопасности. Кроме этого, целью административного наказания, согласно статье 3.1 КоАП РФ, является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Наложение на учреждение штрафа повлечет изъятие у него целевых бюджетных средств, закрепленных за ним собственником - <Адрес обезличен>ю, с дальнейшим зачислением их в бюджет (подпункт 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Применение административного наказания в виде штрафа приведет к негативным последствиям в виде недостаточности целевых денежных средств для финансирования деятельности, и никак не соответствует принципу предупреждения совершения новых правонарушений.

Просит признать незаконным и отменить постановление мирового судьи от <Дата обезличена> в виде административного штрафа в сумме <Данные изъяты> рублей, вынесенное в отношении юридического лица ГБУЗ СО «ЧЦГБ».

Представитель ОНД ГУ МЧС <Адрес обезличен> в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Судья, выслушав представителя юридического лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора вправе давать юридическим лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии сост. 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Установлено, что 29.06.2015г. ГБУЗ СО «ЧЦГБ» выдано предписание <Номер обезличен> об устранении в срок до <Дата обезличена> нарушений требований пожарной безопасности в зданиях: детской больницы, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, ЗА, хирургического отделения по <Адрес обезличен>, Перинатального центра по адресу: <Адрес обезличен>,инфекционного отделения по <Адрес обезличен>, Фельдшерского здравпункта по <Адрес обезличен>, Отделения скорой помощи по <Адрес обезличен>, Терапевтического отделения <Номер обезличен>, общеклинического медицинского персонала по <Адрес обезличен>, терапевтического отделения <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>, отделения сестринского ухода по <Адрес обезличен>, ремонтно-строительного отдела по <Адрес обезличен>. Согласно акту проверки <Номер обезличен> от <Дата обезличена> выявлены нарушения: не выполнены п.2,5,9,13,28,29,37,38,39,41,42 предписания <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Установлено, что ГБУЗ СО «ЧЦГБ» ранее привлекалось к административной ответственности по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.14-20).

Частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постановлением от <Дата обезличена> ГБУЗ СО «ЧЦГБ» привлечено к административной ответственности по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <Данные изъяты>

Согласно ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вместе с тем, суд полагает, что обжалуемое постановление не является законным и обоснованным, поскольку мировым судьей не приняты ко вниманию следующие обстоятельства.

ГБУЗ СО «ЧЦГБ» является бюджетным учреждением, для обеспечения пожарной безопасности в бюджетных организациях собственником имущества должно осуществляться финансирование,

Установлено, что здания ГБУЗ СО «ЧЦГБ» относятся к собственности Самарской области п. 1.6 Устава ГБУЗ СО «ЧЦГБ».

Согласно Уставу ГБУЗ СО «ЧЦГБ» п. 4.5, п. 4.5.2.5 к компетенции органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя Учреждения относится осуществление финансового обеспечения Учреждения. Источником финансирования финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные средства.

Учреждение является бюджетным, и не является собственником зданий, у него отсутствуют возможности для устранения выявленных нарушений, поскольку собственник здания не выделяет денежные средства на противопожарные мероприятия. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником, финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения также возлагается на собственника.

Таким образом, собственник должен обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели, а администрация учреждения обязана обеспечить только обслуживание и техническую эксплуатацию переданных учреждению зданий и инженерных систем в соответствии с правилами пожарной безопасности, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения <Адрес обезличен> исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. В соответствии с п. 3.10.7 Устава ГБУЗ СО «ЧЦГБ» учреждение обязано содержать недвижимое имущество, переданное в оперативное управление в соответствии с противопожарными правилами и санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства. В письме министерства здравоохранения <Адрес обезличен> исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> указано, что учреждение обязано выполнять режимные мероприятия не капитального xapактера, финансирование которых не осуществляется в рамках утвержденных Госпрограмм. Выявленные инспектором ОНД по <Адрес обезличен> нарушения носят конструктивный характер и не могут быть устранены учреждением самостоятельно без дополнительного финансирования.

Также суд принимает ко вниманию, что ГБУЗ <Адрес обезличен> «ЧЦГБ» неоднократно направляло информацию в Министерство здравоохранения <Адрес обезличен> о необходимости финансирования на выполнение противопожарных мероприятий (исх. 186 от <Дата обезличена>, исх. № <Дата обезличена>, исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). Из Министерства здравоохранения <Адрес обезличен> получен ответ на обращение ЧЦГБ, указано, что денежные средства на выполнение данных нарушений будут учтены при формировании проекта ФИО5<Адрес обезличен> «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 -2018годов».

Судья полагает, что ответственность ГБУЗ СО «ЧЦГБ» за нарушения правил пожарной безопасности в данном случае возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания. Юридическим лицом - ГБУЗ <Адрес обезличен> «ЧЦГБ» были приняты все зависящие от него меры по выполнению требований пожарной безопасности.

В связи с чем мировой судья необоснованно пришел к выводу о наличии вины в совершенном административном правонарушении ГБУЗ СО «ЧЦГБ» по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, а доводам представителя ГБУЗ СО «ЧЦГБ» не дана соответствующая мотивированная оценка.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценивая материалы дела, судья приходит к выводу, что мировым судьей при вынесении обжалуемого постановления не были приняты ко вниманию и исследованы обстоятельства соблюдения юридическим лицом всех зависящих от него мер по выполнению предписания государственного инспектора, не исследованы основания для освобождения юридического лица от административной ответственности и признания действий юридического лица малозначительными.

Таким образом, факт совершения юридическим лицом - ГБУЗ СО «ЧЦГБ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в судебном заседании нашел свое подтверждение.

В связи с изложенным, судья полагает отменить постановление мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении от 15.03.2016 г., вынесенное мировым судьей судебного участка № 119 судебного района г.Чапаевска Самарской области в отношении ГБУЗ Самарской области «Чапаевская центральная городская больница» по ст. 19.5 ч. 14 КоАП РФ - отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье, жалобу ГБУЗ СО «ЧЦГБ» - удовлетворить.

Судья

Чапаевского городского суда М.Н. Законов