РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Спасск – Рязанский 25 мая 2016 года
Судья Спасского районного суда Рязанской области – Харламов Н.М.
при секретаре Киселевой М.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1
защитника Фаткина Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, на постановление мирового судьи судебного участка № 38 судебного района Спасского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении:
индивидуального предпринимателя ФИО1 <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Вышеуказанным постановлением мирового судьи судебного участка № 38 судебного района Спасского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 подана жалоба в Спасский районный суд Рязанской области, в которой она просит его отменить, как незаконное. В обоснование доводов жалобы указала, что торговый объект, в котором она осуществляет торговлю алкогольной продукцией относится к стационарным торговым объектам, по всем признакам установленным действующим законодательством. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства ее вины в правонарушении, а также, что принадлежащий ей торговый объект отнесен к временному сооружению или временной конструкции. Полагает, что в ее действиях отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Фаткин Д.А. поддержали доводы жалобы и просили ее удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании участников процесса прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст. 14.16 КоАП нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В силу абз. 7 п.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут индивидуальный предприниматель ФИО1 на <адрес> в нарушение абз. 7 п.2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» осуществляла розничную продажу алкогольной продукции в нестационарном торговом объекте.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4), протоколом осмотра помещений территорий с приложением в виде фототаблицы (л.д. 5-10), письменными объяснениями понятых ФИО4 и ФИО5 (л.д. 11, 12), и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (статья 34).
Вместе с тем данное право не является абсолютным. Реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской деятельности, федеральный законодатель вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно - вводиться федеральным законом и только в целях защиты закрепленных ею ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 150-О).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 12 ноября 2003 года N 17-П и от 23 мая 2013 года N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливаются требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции (статья 16). Так, указанный Федеральный закон относит пиво к алкогольной продукции (подпункт 13.1 статьи 2) и обязывает организации, осуществляющие его розничную продажу, иметь стационарные торговые объекты (абзац третий пункта 6 статьи 16).
Абзацем 3 п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно абз. 4 п. 6 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 года N 171-ФЗ требования, указанные в третьем абзаце настоящего пункта, не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания.
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не раскрывает содержание понятия "стационарного торгового помещения" и "стационарного складского помещения".
Понятие стационарного торгового объекта содержится в п.5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которому это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 14 ГОСТа Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения. Trade. Terms and definitions", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.08.1999 N 242-ст, под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, которую образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод о том, что стационарный торговый (складской) объект (помещение) является недвижимым имуществом, поскольку к недвижимому имуществу относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы права в их нормативном единстве можно сделать вывод о том, что стационарным торговым объектом признается объект, который по своим признакам подпадает под критерии установленные п.5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» а также внесен в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Учитывая, что торговый объект, в котором ФИО1 осуществляла продажу алкогольной продукции не внесен в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и права на него в установленном законом порядке не зарегистрированы, он не может быть отнесен к стационарному торговому объекту.
Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки ФИО1 на то, что сотрудниками полиции не выяснен вопрос осуществляла ли она в торговом объекте деятельность по оказанию услуг общественного питания признаются судом несостоятельными и объективно опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения" устанавливает термины и определения основных понятий и требований к объектам общественного питания.
Оказание услуг общественного питания должно осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", которым устанавливается классификация предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов.
Указанный стандарт устанавливает классификацию объектов общественного питания по типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.. . и.т.д.
Объект общественного питания - это предприятие общественного питания, в ассортименте которого имеется ограниченный (узкий) ассортимент блюд, изделий, напитков несложного приготовления из полуфабрикатов высокой степени готовности и (или) из определенного сырья, что следует из табл. 1 п. 6.1 ГОСТ Р 50762-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания".
В соответствии с п. 5.6 ГОСТ Р 50762-2007 предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь.
Как усматривается из материалов дела, торговый объект, принадлежащий ФИО1 не отвечает критериям, установленным для предприятий общественного питания и не является таковым, в связи с чем с ее стороны при реализации пива допущены нарушения п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела мировой судья всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Выводы, по которым отвергнуты доводы стороны защиты являются мотивированными, данная оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Всем имеющимся по делу доказательствам, судом дана надлежащая правовая оценка, результаты которой изложены в оспариваемом постановлении. Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, которые суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении производить не вправе.
Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 3 статьи 14.16 названного Кодекса.
Существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 38 судебного района Спасского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 <данные изъяты> - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора в Рязанский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ.
Судья Н.М. Харламов