ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2016 от 26.02.2016 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-26/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

гп. Приобье 26 февраля 2016 года

Судья Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Юсуфов Ш.М.

в помещении Октябрьского районного суда по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «РН-Няганьнефтегаз» на постановление по делу об административном правонарушении и представление

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по ХМАО - Югре Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО – Югре Холодова А.В. по делу об административном правонарушении, АО «РН-Няганьнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, за то, что осуществляло эксплуатацию напорного нефтепровода <адрес>», с нарушением требований об обеспечении ее экологической безопасности, включая требования: п.4 Постановления Правительства РФ № 240 от 15.04.2002 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации; п. 3.1.9, 7.7.4 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94 (утв. Минтопэнерго РФ 30.12.1993) вследствие чего произошла авария (инцидент) на трубопроводе по причине внутренней коррозии. Последствиями аварии явился разлив жидкости в объеме 0<данные изъяты>

В рамках указанного дела должностным лицом внесено Общесту представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

АО «РН-Няганьнефтегаз» с постановлением и представлением не согласно, просит признать их незаконными и отменить, мотивируя тем, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, в деле не установлено, какие именно действия Общества повлекли уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель. Указанный участок относится к землям промышленности, является коридором коммуникаций трубопроводов, и плодородного слоя почвы на нём нет. Вина общества не доказана. Осмотры, ревизия, диагностика и периодические испытания выполняются в полном объеме и в установленные сроки, что подтверждается паспортом трубопровода, акты ревизии и отбраковки, ультразвуковой толщинометрии стенок, акты контрольных осмотров трубопровода, акты испытания на прочность и плотность, заключение экспертизы промышленной безопасности. Результаты химического анализа проб почвы, не могут быть приняты в качестве доказательства вины, та как взятие проб проведено с нарушениями ГОСТа 17.4.3.01.-83, ГОСТа 17.4.4.02-84. Представление просит отменить по мотиву не согласия с вменяемым правонарушением.

В судебном заседании представитель ОАО «РН-Няганьнефтегаз» Бауман С.Н. жалобу поддержала, обосновав изложенными в ней доводами.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, нахожу жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Как следует из материалов дела, согласно оперативному сообщению об аварии (инциденте) ОАО «РН-Няганьнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> пользование которым осуществляет АО «РН-Няганьнефтегаз», при эксплуатации напорного нефтепровода <адрес> произошел некатегорийный отказ на землях промышлености. Координаты места аварии

В соответствии со ст. 39, 46 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов нефтегазодобывающих производств, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240), устанавливающих требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение негативного воздействия этих разливов на окружающую природную среду, владельцы и эксплуатанты инфраструктуры транспортировки нефти обязаны: содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий.

В соответствии с пунктом 12.1 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94 (утверждены Министерством топлива и энергетики РФ 30.12.1993 года, далее РД 39-132-94), регламентирующих, в числе прочих, вопросы охраны окружающей среды, с целью охраны окружающей среды при эксплуатации промысловых трубопроводов необходимо разрабатывать и планомерно осуществлять на всех уровнях управления производством мероприятия по охране окружающей среды и сокращению потерь нефти.

Как следует из положений пункта 9.1.4 РД 39-132-94, отказы трубопроводов возникают в результате нарушений при их эксплуатации.

Согласно Акту технического расследования от ДД.ММ.ГГГГ авария обнаружена ДД.ММ.ГГГГ метрах от т.вр. ДНС-28. Пунктом 2 указанного Акта установлено, что на трубопроводе не применяются ингибиторы коррозии. Информация о наличии внутренней антикоррозионной защиты отсутствует. Также указано, что сварной шов не защищен, тип наружной изоляции пленочный, находится в неудовлетворительном состоянии. Отсутствие внутренней антикоррозионной защиты также подтверждается паспортом трубопровода Свидетельство о регистрации <данные изъяты> подтверждает, что Общество эксплуатирует опасные производственные объекты, в том числе, где находится напорный нефтепровод, где произошла авария. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает взятие проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы, Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ с подробной фототаблицей <данные изъяты> осмотрено место аварии, которые подтверждают загрязнение нефтью в результате аварийного порыва, наличие визуальных признаков нефтяного загрязнения в профиле почвы.

Вышеуказанная техническая документация и протокол осмотра места аварии свидетельствуют, что причиной аварии явилась внутренняя коррозия.

Следовательно, в нарушение п. 3.1.9 п.7.7.4 РД 39-132-94 Обществом при эксплуатации трубопровода, не применялись технологические методы защиты Трубопровода от внутренней коррозии путем применения, антикоррозионных внутренних покрытий.

Таким образом, на момент аварии Общество осуществляло эксплуатацию трубопровода с нарушением требований об обеспечении ее экологической безопасности, включая требования: п.4 Постановления Правительства РФ № 240 от 15.04.2002 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации; п. 3.1.9, 7.7.4 РД 39-132-94 вследствие чего произошла авария (инцидент) на трубопроводе по причине внутренней коррозии.

Последствиями аварии явился разлив жидкости в объеме <данные изъяты> что подтверждается предоставленным Расчетом жидкости излившейся из трубопровода при аварии на нефтепроводе от ДД.ММ.ГГГГ.

Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (земля, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой.

Нанесенный вред от разлива нефтесодержащей жидкости представляет собой негативное изменении окружающей среды в результате ее загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.

Для установления степени оказанного негативного воздействия на почву, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в присутствии специалиста аккредитованной лаборатории Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре и участием представителя АО «РН-Няганьнефтегаз», осуществлен осмотр и отобраны пробы почв на загрязнённом участке.

В соответствии с планом расположения нарушенного земельного участка в результате аварии нефтепровода, предоставленным АО «РН-Няганьнефтегаз», площадь загрязненного участка, требующего дальнейшего восстановления и реабилитации составила 0,0995 га.

Согласно Заключению Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре исх. , по результатам количественного химического анализа проб почвы, отобранной на загрязненном участке <данные изъяты> наблюдается превышение содержания нефтепродуктов в <данные изъяты> по сравнению с незагрязненным участком (<данные изъяты>

В земельном праве под понятием земля, понимается часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 10.12.2004 № 466-п утвержден Региональный норматив «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО – Югры», который устанавливает допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО – Югры, и предназначается для применения контролирующими органами и хозяйствующими субъектами при оценке состояния почв и земель после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ. Согласно указанному документу нормативное значение остаточного содержания нефтепродуктов для почв определяется в диапазоне от 3-60 г/кг. Однако при этом помимо достижения установленного уровня загрязнения не допускается наличие визуальных признаков нефтяного загрязнении (таблица 1 Регионального норматива). В частности, не допускается наличие визуальных признаков нефтяного загрязнения в профиле почвы. На участках с сохранившимся древостоем отпад не более 60% деревьев. Для сеяных травостоев определяется процент растений, сформировавших генеративные органы. Густота произрастания сосудистых растений не ниже 50 экземпляров на квадратный метр. Не допускается наличие лишенных растительности пятен диаметром более 50 см.

Следовательно, доводы Общества о том, что результаты химического анализа проб почвы, не могут быть приняты в качестве доказательства вины, не состоятельны.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в несоблюдении, установленных в целях обеспечения охраны окружающей среды, правил эксплуатации нефтепровода при транспортировании (обращении) опасного вещества, повлекшее за собой аварию на нефтепроводе, результатом чего явилось загрязнение земель, а равно их порча.

В соответствии со статьей статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность для содержания в исправном состоянии и для заблаговременного проведения инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возможных аварийных разливов в соответствии с приведенными выше требованиями, однако не приняло всех зависящих от него мер по исполнению этих требований. Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований, либо о том, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайным или иными непреодолимыми обстоятельствами, Общество не представило. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, также не предоставлено.

Доказательства по делу добыты в соответствии с законом, оснований не доверять им нет, они получили оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, вывод должностного лица о наличии в действиях Общества административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, является правильным. Обстоятельства, на основании которых вынесено указанное постановление, доказаны. Доводы Общества опровергаются вышеуказанными доказательствами, сводятся к переоценке исследованных должностным лицом доказательств.

Действия АО «РН-Няганьнефтегаз» квалифицированы верно, учтены все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, постановление мотивированно, назначено наказание, предусмотренное санкцией статьи. Оснований для изменения или отмены постановления и решения нет.

Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Следовательно, в связи с отсутствием оснований к отмене постановления, представление Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению вменённого административного правонарушения, внесенное в рамках данного дела в соответствии со ст.29.13 КоАП РФ, также является законным. Оснований для отмены или изменения обжалуемого представления нет, жалоба также не содержит доводов, влекущих отмену или изменение представления. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора РФ по ХМАО - Югре Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре и представление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении АО «РН-Няганьнефтегаз» оставить без изменения, жалобу АО «РН-Няганьнефтегаз» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с подачей жалобы через Октябрьский районный суд.

Судья Ш.М. Юсуфов

=согласовано=

Судья Октябрьского районного суда ______________ Ш.М. Юсуфов