дело № 12-26/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
п. Переяславка 24 апреля 2017 года
Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Горбачев А.В., с участием директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края» ФИО1, заместителя главного государственного инспектора муниципального района имени Лазо по пожарному надзору ФИО2, рассмотрев материалы дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4, частью 3 статьи 20.4, частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора муниципального района имени Лазо по пожарному надзору ФИО2 № 1 от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо» (далее МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Директор МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, мотивируя тем, что постановление не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое административное правонарушение. Кроме того, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, из текста постановления усматривается, что протоколы об административных правонарушениях были составлены 26.08.2015г., соответственно срок давности привлечения к административной ответственности истек. Так же при вынесении постановления не были учтены конкретные обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: не было учтено, что помещения, занимаемым лицом, привлекаемым к административной ответственности, являются жилыми помещениями, собственниками которых является городское поселение «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края. При рассмотрении дела об административном правонарушении не был установлен объем обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, в области обеспечения правил пожарной безопасности на занимаемой площади помещения, сам по себе факт нахождения части помещения в пользовании у лица, привлекаемого к административной ответственности, не является достаточным для вывода о совершении им административного правонарушения, вывод мог бы быть сделан в том случае, если бы, например, договором аренды предусматривалась обязанность арендатора по содержанию части помещения с соблюдением правил пожарной безопасности. Кроме того, не установлено, кем и на каких правовых основаниях используется остальная площадь помещения, где именно имели место выявленные нарушения, и несет ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, ответственность за их совершение с учетом места расположения занимаемой этим юридическим лицом площади и объема предусмотренных каким-либо договором его обязанностей и прав. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить, либо снизить размер штрафа по малозначительности правонарушения.
Директор МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала, сославшись на вышеизложенные обстоятельства.
Заместитель главного государственного инспектора муниципального района имени Лазо по пожарному надзору ФИО2 просил отказать в удовлетворении жалобы.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, не связывая себя доводами жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному району имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ № 4 проведена внеплановая выездная проверка юридического лица МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» по факту соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>
Основанием к проведению вышеуказанной проверки явилось обращение ФИО3 Проведение внеплановой проверки было согласовано с прокурором района имени Лазо Хабаровского края.
В ходе проведения проверки государственным инспектором по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – ППР РФ), Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», утвержденные Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 (далее НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», а именно: пункта 2 ППР: руководителем организации МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом ХVIII настоящих Правил. (Инструкция разработана не в соответствии с Правилами); в нарушение пункта 6 ППР РФ в административных и общественных помещениях объекта не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; в нарушение пункта 460 ППР РФ инструкция о мерах пожарной безопасности не разработана на основе настоящих Правил; в нарушение пункта 461 ППР РФ в инструкции о мерах пожарной безопасности не отражены следующие вопросы: д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ; к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения); л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте; в нарушение пункта 462 ППР в инструкции о мерах пожарной безопасности не указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за: а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта; б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим; в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты); г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания; д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства; е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара; ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны; з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара; л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных веществах; м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий, и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара; н) организацию привлечения сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития; в нарушение пункта 51 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» не разработана специальная программа; в нарушение пункта 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководителем МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» не согласована специальная программа обучения работников организации с территориальным органом государственного пожарного надзора.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Также при проведении проверки выявлено, что: в нарушение пункта 475 ППР РФ огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковый номер.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, при проведении проверки выявлено, что: в нарушение подпункта «б» пункта 36 ППР РФ эвакуационные пути и выходы загромождены различными материалами, изделиями (в оф. 23, 24 на эвакуационных путях и возле эвакуационных выходов (коридорах) располагаются деревянные шкафы, лавки, бумажные стенды; в нарушение пункта 2 части 2 статьи 53 Федерального закона № 123-ФЗ; в здании не обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы (в оф. 23, 24 на эвакуационных путях и возле эвакуационных путей и возле эвакуационных выходов (коридорах) располагаются деревянные шкафы, деревянные лавки, бумажные стенды); в нарушение пункта 39 ППР РФ ковровые дорожки на путях эвакуации не крепятся к полу; в нарушение пункта 61 ППР РФ руководителем организации не обеспечены исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта; в нарушение пункта 63 ППР РФ руководителем организации не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и срокам выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); в нарушение части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ: Системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. (В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона № 123-ФЗ МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф 4.1 – здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных организацией). Системы пожарной сигнализации МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания № 1 от ДД.ММ.ГГГГ МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Согласно протоколам № № от ДД.ММ.ГГГГ административное правонарушение состоит в том, что учреждением нарушены требования Правил пожарной безопасности. Ответственность за данные правонарушения предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Положением о федеральном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, которые также обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Правила пожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Проверка исполнения требований законодательства по пожарному надзору проводилась в здании, эксплуатируемом МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка».
В силу части 1 статьи 2.1 и статьи 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании представленных материалов дела, в том числе, заявления о согласовании внеплановой проверки, распоряжение о проведении внеплановой проверки, уведомления о проведении внеплановой проверки, решения о согласовании внеплановой проверки, приказа о переводе на должность директора ФИО1, акта проверки, предписания об устранении выявленных нарушений, протоколов об административном правонарушении, суд находит доказанными факты нарушений, выявление которых влечет административную ответственность по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности, заключается в том, что им не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности. Установленные факты правонарушений свидетельствует о том, что юридическим лицом МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» не были приняты все зависящие меры по их надлежащему выполнению, что явилось причиной совершения административного правонарушения.
Указание директором МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» в протоколах об административном правонарушении на то, что с протоколами не согласна, поскольку не была ознакомлена с введением правил противопожарного режима, что она не знала о том, что каждый огнетушитель должен иметь порядковый номер, а загроможденность эвакуационных путей связана с малогабаритностью помещения, не свидетельствуют об отсутствии административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в данном случае наказание должно быть назначено с учетом положений части 1 статьи 4.4 КоАП РФ за каждое совершенное административное правонарушение, кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку из текста постановления усматривается, что протоколы об административном правонарушении составлены 26.08.2015, суд находит не состоятельными, поскольку в данном случае применению подлежат положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Кроме того, из определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от ДД.ММ.ГГГГ, протоколов об административном правонарушении № 2, 3, 4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ допущена описка, протоколы об административном правонарушении составлены ДД.ММ.ГГГГ.
Требования статей 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении внеплановой выездной проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных статьей 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства. Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не усматривается, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности указанного лица.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протоколы об административных правонарушениях составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Законный представитель юридического лица при составлении протоколов присутствовал, копии протоколов получил.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, без участия законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.
Вместе с тем, исходя из разумного баланса публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, с учетом имущественного положения юридического лица, отсутствия отягчающих обстоятельств, наличия смягчающих обстоятельств в виде признания вины, которые не были учтены при вынесении постановления о назначении административного наказания, а также принимая во внимание частичное устранение выявленных нарушений, суд полагает возможным применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и смягчить наказание в отношении МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» путем снижения размера назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного инспектора по муниципальному району имени Лазо по пожарному надзору ФИО2 № 1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4, частью 3 статьи 20.4, частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, снизив размер штрафа до 75 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу директора МБУДО «Детская школа искусств № 2 р.п. Переяславка» ФИО1, считать удовлетворенной частично.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись А.В. Горбачев
копия верна
Судья А.В. Горбачев