ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2017 от 29.08.2017 Коношского районного суда (Архангельская область)

Дело N 12- 26/2017

РЕШЕНИЕ

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Никановской И.А.,

при секретаре Ширяевской В.А.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия «Ерцевские теплосети» муниципального образования «Коношский муниципальный район» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Архангельской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Архангельской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Директор МУП «Ерцевские теплосети» ФИО1 обратился в судс жалобой на данное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просит постановление признать незаконным и отменить в связи с малозначительностью. В обосновании своих требований указал, что МУП «Ерцевские теплосети» являются небольшим (малым) предприятием, и у них нет возможности иметь в штате отдельного сотрудника, отвечающего за работу в сфере экологии. МУП «Ерцевские теплосети» ДД.ММ.ГГГГ заключили договор на оказание услуг в области охраны окружающей среды -ШЕ с ООО «ЭкоПромЦентр» <адрес>. В состав предмета данного договора входит, в том числе, составление отчёта 2-ТП (отходы). Несмотря на это, исполнитель, ООО «ЭкоПромЦентр» не ответственно отнёсся к выполнению данного договора, данную форму отчётности направил на подписание ДД.ММ.ГГГГ, после чего отчет направили в Управление ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Ерцевские теплосети» предприняло все попытки для выполнения условий действующего законодательства - понесло расходы по оплате услуг сторонней организации, осуществило сдачу отчёта. Несвоевременная сдача отчёта произошла не по вине организации. Кроме того, предприятие находится в посёлке, где нет представительства проверяющих органов. За время работы предприятия Управление Росприроднадзора ни разу не проявило инициативы по консультированию, обучению работников. Действия данного органа носят только «карающий» характер. МУП «Ерцевские теплосети» является малым предприятием, с численностью работников менее 50 человек. Выручка от оказания услуг водоснабжения небольшая. В поселении имеется огромное количество квартиросъёмщиков, которые несвоевременно оплачивают услуги, или не оплачивают их вообще - неработающие граждане, дети-сироты и т.п. Задолженность потребителей за услуги водопотребления по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1467 тыс. рублей., т.е., равна годовому объёму реализации. Деятельность МУП «Ерцевские теплосети» носит социальный характер, так как более 90% потребителей воды в поселении - жители посёлка, детские сады и школы. Полагают, что Управление могло бы ограничиться предупреждением о недопустимости впредь подобных нарушений. Действия предприятия не нанесли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере экологических требований, ущерба окружающей природной среде, нарушение носит документальный характер и устранено в кратчайший срок.

В судебном заседании директор МУП «Ерцевские теплосети» ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Полагает, что правонарушение малозначительно.

Согласно отзыву Роспотребнадзора по Архангельской области на жалобу, согласно Приказу Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны предоставлять сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным периодом. То есть, предоставление статистической отчетности является обязанностью юридического лица. Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год от МУП «Ерцевские теплосети» поступила в Управление ДД.ММ.ГГГГ, а отчет составлен ДД.ММ.ГГГГ. Отчет, представленный в Управление с нарушением сроков, является недостоверным. В статистической форме 2-ТП (отходы) за 2016 год предприятием указан только один вид отхода «смет с территории предприятий малоопасный», IV класса опасности. Не указаны такие отходы как «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», «зола от сжигания угля малоопасная», «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», что является нарушением п. 3 Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17. Так же по данным первичного учета отход «смет с территории предприятий малоопасный» (который приведен в статистической форме 2-ТП (отходы) за 2016 год отсутствует. Согласно п. 5 Приказа отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Статистический отчет 2-ТП (отходы) подписан директором предприятия, таким образом, МУП «Ерцевские теплосети» знало о данных направляемых в Управление. Предприятие ни разу не обращалось в Управление с просьбой о разъяснении требований природоохранного законодательства. Управление периодически организует бесплатные семинары, информация о которых размещается на официальном сайте Росприроднадзора. Так же в Управление можно обратиться по телефону, электронное почте или посредством Почты России. Объективная сторона правонарушения в данном случае выражается в бездействии юридического лица, выразившемся в неисполнении при осуществлении хозяйственной деятельности обязательных требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а также иных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Управление Росприроднадзора по Архангельской области на основании Письма № АС-10-36/5453 от 17.03.2017 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при обработке и своде годовой отчетности по форме № 2-ТП (отходы) обобщает всю полученную информацию до 15 марта года, следующего за отчетным периодом. Так как отчет федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год МУП «Ерцевские теплосети» поступил после ДД.ММ.ГГГГ Управление не включило данный статистический отчет в обобщение данных по сводным отчетам № 2- ТП (отходы) по Архангельской области и в целом по Российской Федерации.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Нарушение указанной нормы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно положениям п. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами, а также отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета.

Приказом Росстата от 28 января 2011 года N 17 установлена обязанность юридических лиц, ежегодно не позднее 1 февраля отчетного периода предоставлять в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п.2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", МУП «Ерцевские теплосети» несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы. Указанное правонарушение выразилось в том, что МУП «Ерцевские теплосети» представили статистический отчет за 2016 год по форме 2-ТП (отходы) с нарушением сроков предоставления информации. Информация, содержащаяся в статистическом отчете, является экологической и содержит сведения о состоянии окружающей среды и вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы. Кроме того, данные отчета не достоверны.

Порядок и сроки предоставления первичной статистической отчетности в Федеральный орган исполнительной власти определен Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления". Данным приказом определена форма предоставления первичных статистических данных - отчет 2 -ТП (отходы).

Так, согласно названному документу, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны предоставлять сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ в срок до 01 февралягода, следующего за отчетным периодом.

Однако, форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год от МУП «Ерцевские теплосети» поступила в Управление ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно дате на последней странице, подписанной директором предприятия, отчет составлен ДД.ММ.ГГГГ,что является нарушением ч. 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17.

Управлением Росприроднадзора по Архангельской области проведен анализ поступившего отчета на бумажном носителе, по результатам которого выявлено, что юридическое лицо в статистическом отчете не указало данные по наличию отходов на начало года, по количеству отходов, образовавшихся за отчетный год, по количеству обезвреженных и использованных отходов, что является нарушением п. 9 и 11 Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17.

Согласно п. 9 Приказа в каждой заполняемой строке формы в графах с 1 по 15 проставляются данные о массе отходов, в отношении которых произведена операция согласно наименованию графы. В случае если операция не производилась, отражается 0. Номера строк номеруются натуральными числами начиная с 1 и далее по порядку возрастания.

В статистической форме 2-ТП (отходы) за 2016 год предприятием указан только один вид отхода «смет с территории предприятий малоопасный», IV класса опасности.

Однако, было выявлено, что в апреле 2017 года Управлением в отношении МУП «Ерцевские теплосети» проводилась плановая выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проверки установлено, что в 2016 году у предприятия были образованы следующие виды отходов:

- «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный
(исключая крупногабаритный)», IV класс опасности. По данным журналов первичного учета за 2016 год образовалось 0,74 тонны отходов.

- «зола от сжигания угля малоопасная», IV класса опасности и «зола от сжигания
древесного топлива практически неопасная», V класса опасности

В соответствии с Уставом, утв. Распоряжением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ-р, основными видами хозяйственной деятельности МУП «Ерцевские теплосети» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды, деятельность по обеспечению работоспособности котельных.

Согласно перечню основных средств МУП «Ерцевские теплосети» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на балансе предприятия находится две отопительные котельные по адресу: <адрес>, переданные Администрацией МО «Ерцевское» на праве хозяйственного ведения Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов МУП «Ерцевские теплосети». Тип топлива - уголь, дрова.

Работа котельных в 2016 году подтверждается документами, представленными в ходе проверки (бухгалтерская отчетность, записи в паспортах по освидетельствованию котлов, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год). При сжигании твердого топлива (уголь, дрова) образуются отходы золы и шлака.

Так же в ходе проверки были осмотрены площадки накопления золошлаковых отходов. Согласно акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ рядом с котельными оборудованы 2 площадки для сбора золошлаковой смеси, которые заполнены отходами. Отходы золы и шлака от сжигания угля и золы собираются на одной площадке. В ходе осмотра специалистами ЦЛАТИ по Архангельской области отобраны пробы отходов на площадке накопления котельной п. Ерцево. По результатам отбора отход относится к V классу опасности, что подтверждается актом отбора пробы отходов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами результатов измерений от ДД.ММ.ГГГГ № ТО-029/01, от ДД.ММ.ГГГГ № АО-029/01 и заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в статистической форме 2-ТП (отходы) МУП «Ерцевские теплосети» за 2016 год не указаны отходы «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», «зола от сжигания угля малоопасная», «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», что является нарушением п. 3 Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17.

В соответствии с п. 3 Приказа учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента.

По данным первичного учета отход «смет с территории предприятий малоопасный»отсутствует. Согласно п. 5 Приказа отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

Заполнение первичной формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) МУП «Ерцевские теплосети» не соответствует Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения, содержащимся в Приказе Росстата от 28.01.2011 № 17.

Управление Росприроднадзора по Архангельской области на основании Письма № АС-10-36/5453 от 17.03.2017 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при обработке и своде годовой отчетности по форме № 2-ТП (отходы) обобщает всю полученную информацию до 15 марта года, следующего за отчетным периодом. Так как отчет федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год МУП «Ерцевские теплосети» поступил после ДД.ММ.ГГГГ и был отклонен Управление не включило данный статистический отчет в обобщение данных по сводным отчетам № 2-ТП (отходы) по Архангельской области и в целом по Российской Федерации.

На основании вышеизложенного в отчете № 2-ТП (отходы) за 2016 год МУП «Ерцевские теплосети» выявлено несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации. Данные отчета не достоверны.

Письменными материала дела подтверждается, что МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район», как юридическое лицо, которое осуществляет деятельность в области обращения с отходами, обязано предоставлять сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Между тем установлено, что в нарушение требований законодательства юридическое лицо представило указанные сведения (форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год) в Роспотребнадзор ДД.ММ.ГГГГ.

В суде установлено, что в статистической форме 2-ТП (отходы) за 2016 год предприятием указан только один вид отхода «смет с территории предприятий малоопасный», IV класса опасности. Не указаны такие отходы как «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», «зола от сжигания угля малоопасная», «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», что является нарушением п. 3 Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления". Так же по данным первичного учета отход «смет с территории предприятий малоопасный» (который приведен в статистической форме 2-ТП (отходы) за 2016 год отсутствует.

Данные факты подтверждаются доказательствами, которые в совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают: протоколом об административном правонарушении , формой федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год от 07.04.2017г, протоколами результатов измерений №ТО-29/01 от ДД.ММ.ГГГГ, №АО-029/01 и №АО-54 от 03.05.2017г., заключением «ЦЛАТИ по Архангельской области» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний от 04.05.2017г., актом отбора пробы отхода от 11.04.2017г, договором на размещение, утилизацию и захоронение отходов от 01.01.2017г., приказом директора МУП «Ерцевские теплосети» от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении данного административного дела государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Архангельской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области дана правильная оценка доказательствам по делу.

Установленные органом Росприроднадзора обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела установлены правильно, и должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Виновность юридического лица МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» в совершении административного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью собранных по делу доказательств.

Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств были установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса.

Доводы представителя юридического лица ФИО1 о том, что МУП «Ерцевские теплосети» предприняло все попытки для выполнения условий действующего законодательства - понесло расходы по оплате услуг сторонней организации, осуществило сдачу отчёта, а несвоевременная сдача отчёта произошла не по вине организации, суд признает несостоятельными, поскольку договор на оказании услуг со специализированной организацией, в том числе и на составление статистического отчета, заключен только ДД.ММ.ГГГГ, после срока предоставления отчета, поэтому специализированная организация не имела возможности представить отчет в установленный законодательством срок.

Довод об отсутствии в п. Ерцево представителя Управление несостоятелен, поскольку Управление не имеет представителей ни в одном из населенных пунктов области, кроме города Архангельска.

Довод о том, что МУП «Ерцевские теплосети» относится к малым предприятиям, также не состоятелен, поскольку согласно официальной информации, размещенной в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства МУП «Ерцевские теплосети» отсутствует.

Указанные в жалобе доводы не свидетельствуют о неправомерности привлечения МУП «Ерцевские теплосети» к административной ответственности.

Действия МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.

Оснований для признания правонарушения малозначительным в порядке ст.2.9 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлено.

Порядок привлечения МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» к административной ответственности соблюден.

Протокол об административном правонарушении составлен правильно в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследованы полно. Административное правонарушение описано в протоколе в соответствии с диспозицией ст.8.5 КоАП РФ, процедура оформления протокола соблюдена.

Административное наказание назначено МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» минимальное в пределах, установленных санкцией статьи 8.5 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения.

Постановление надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Архангельской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» оставить без изменения, а жалобу МУП «Ерцевские теплосети» МО «Коношский муниципальный район» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в 10 дневный срок со дня получения копии решения.

Судья И.А.Никановская