ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2018 от 05.02.2018 Псковского областного суда (Псковская область)

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

судья Пулатова З.И. дело № 12-26/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

05 февраля 2018 г. г. Псков

Судья Псковского областного суда Радов В.В.,

при секретаре Ищенко О.В.,

рассмотрев жалобу адвоката Королёва А.Д. в защиту интересов ООО «Сузорье» на постановление судьи Псковского городского суда от 20 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ в отношении ООО «Сузорье», юридический адрес: <...>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Псковского городского суда от 20 декабря 2017 года ООО «Сузорье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

В жалобе в Псковский областной суд защитник ООО «Сузорье» Королев А.Д. просит об отмене указанного постановления, считая его незаконным.

Выслушав защитника Королёва А.Д., поддержавшего доводы жалобы, представителя Псковской таможни ФИО1, давшего пояснения по существу дела, проверив материалы дела, оснований для удовлетворения данной жалобы не нахожу.

Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года до принятия Таможенного кодекса ЕАЭС сохраняется юридическая сила Таможенного кодекса Таможенного союза от 27.11.2009 (ТК ТС).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

На уровне национального законодательства правоотношения в таможенной сфере урегулированы Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который распространяет свое действие на правовые отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации как части единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч.1).

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза (ч.2).

В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3).

При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ч.4).

Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в целях защиты национальных интересов Российской Федерации запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Указами Президента РФ от 24.06.2015 №320, от 29.06.2016 №305 и от 30.06.2017 №293 были продлены действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации на соответствующий период.

Во исполнение вышеприведённых указов Президента Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 №778 (в ред.от 25.06.2015 №625, от 13.08.2015 N 842, от 16.09.2015 N 981, от 21.12.2015 N 1397, от 01.03.2016 N 157, от 27.05.2016 N 472, от 30.06.2016 N 608, от 10.09.2016 N 897, от 22.10.2016 N 1086, от 20.05.2017 N 604, от 04.07.2017 N 790, от 25.10.2017 N 1292) определён перечень продукции, ввоз которой на территорию Российской Федерации запрещён. К такой продукции, в частности, относится сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения, которых, являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Как усматривается из материалов дела, 16 июня 2017 года в д. Долосцы Себежского района, Псковской области, сотрудниками Псковской таможни при проведении проверочных мероприятий приостановлено грузовое транспортное средство: тягач с прицепом рефрижератором, г.р.з. (****), принадлежащий ООО «Сузорье», следовавший с грузом товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.

Согласно представленных таможенному органу транспортных документов: счет- фактуре №150617 от 15.06.2017, товарной накладной №2136626 от 15.06.2017, СМА №1506 от 15.06.2017 в транспортном средстве перемещался товар: «скумбрия солёно-мороженая, весовая», весом брутто 21800 кг (нетто-19760 кг). Страной происхождения товара указана Республика Беларусь.

Отправитель товара: <данные изъяты>

Получатель товара: <данные изъяты>

Данный товар был ввезён на территорию Российской Федерации в сопровождении ветеринарного сертификата Таможенного союза ВУ №06 - 14006560 от 15.06.2017, согласно которому он изготовлен из сырья, произведенного на территории Норвегии, ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС в сопровождении ветеринарного сертификата Норвегии № 17300008853 от 30.05.2017, разрешения Республики Беларусь ВУ № 08-00058087 от 05.06.2017.

При проведении 16 июня 2017 года на территории СВХ ООО «Терминал М 9» обследования грузового отсека транспортного средства было установлено, что ввозимый товар (скумбрия мороженая, весовая) по коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию включен в Перечень товаров, запрещённых к ввозу на территорию Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 №778.

По заключению специалиста ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ ФТС России от 23.06.2017 №2402010/0023396, товар идентифицирован как свежемороженая рыба неразделанная (в целом виде) - представитель отряда Окунеобразных (Perciformes), подотряда скумбриевидных (Scombroidei), семействе скумбриевых (Scombridae), вида скумбрия обыкновенная. Проба товара получена в процессе замораживания и не подвергнута какой-либо обработке, посолу, варке, копчению, не консервирована в масле, уксусе или в маринаде и.т.д.

Согласно ГОСТ 28698 - 90, ГОСТ 3945 - 78 и ГОСТ 19588 - 2006 в готовой продукции: рыба соленая, пряного посола и специального посола, содержание соли установлено от 4 до 17 мас. % (малосоленая от 4 % до 6 % включительно).

Массовая доля поваренной соли в представленной на исследование пробе в различных слоях рыбного блока составляет: на поверхности - 1.6 мас. %, в прочих слоях - от 0,5 мас. % до 1,3 мас. %. Наличие специй, пряностей не установлено.

Согласно служебной записке ОТН и ПТ Псковской таможни от 22 июня 2017 года, товар свежемороженая, неразделанная рыба вида скумбрия обыкновенная, не подвергнутая - какой-либо обработке классифицируется кодом 0303 54 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, страной происхождения данного товара является Норвегия.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются вышеприведёнными транспортными документами, актом обследования транспортного средства от 16 июня 2017 года, протоколом изъятия документов, предметов и материалов от 16 июня 2017 года, заключением специалиста от 23 июня 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2017 года и другими материалами дела.

Довод жалобы о том, что спорный товар «свежемороженая, неразделанная рыба вида «скумбрия обыкновенная» был переработан в Республике Беларусь, в соответствии с Техническими условиями ТУ 9260-052-46973989-2015 «Рыба и продукты рыбные, солёно-мороженые», в связи с чем страной происхождения товара является Республика Беларусь, необоснован.

Согласно пункту 1 Приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» под страной происхождения товаров понимается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Критерием достаточной переработки является выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место; Изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (п.6 Правил).

Ни одному из указанных критериев, товар – «свежемороженая, неразделанная «скумбрия обыкновенная» не соответствует, поскольку какой-либо обработке, в том числе посолу, варке, копчению, консервации, существенно изменяющей качество и цену товара, не подвергался.

Из акта обследования транспортного средства видно, что товар перемещался в картонных коробках, уложенных на паллеты. При вскрытии коробок установлено наличие в них замороженных рыбных брикетов, присыпанных сверху небольшим количеством соли. В одной коробке находится один рыбный брикет (блок).

Согласно таблице 1 пункта 2.3 Технических условий ТУ 9260-052-46973989-2015 «Рыба и продукты рыбные солёно-мороженые» массовая доля поваренной соли в рыбе и продуктах рыбных солёно-мороженых должна составлять от 1,5 до 3,5 %.

Пунктом 2.1.4 ГОСТ 28698-90. Государственный стандарт Союза ССР. Рыба мелкая соленая. Общие технические условия, утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25.10.1990 №2688, установлено, что массовая доля поваренной соли в % в рыбе должная соответствовать: малосоленая – от 4,0 % до 6,0 включ; слабосоленая - свыше 6,0 до 9,0 включ; среднесоленая – свыше 9,0 до 12,0 включ.

Таким образом, данная продукция, вопреки доводам жалобы, по органолептическим и физико-химическим показателям не соответствует ГОСТу 28698-90 и ТУ 9260-052-46973989-2015.

Наличие на поверхности рыбного блока 1.6 мас. % поваренной соли (в прочих слоях блока: от 0,5 мас. % до 1,3 мас. %) свидетельствует об имитации переработки продукта, с целью выдачи её за продукцию Республики Беларусь.

Ссылка в жалобе на пункты 4 и 5 приказа ФТС России от 07.08.2014 №1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560, в соответствии с которыми, данная продукция подлежала вывозу из Российской Федерации, также необоснованна.

В подпункте 5 пункта 1 приказа ФТС России от 07.08.2014 №1496 территориальным таможенным органам вменяется в обязанность при выявлении фактов декларирования товаров отдельной категории обеспечить отказ в выпуске таких товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и принятие мер по их немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза

То есть, в данном случае, речь идёт о том, что, если товары, следующие транзитом, были ввезены через таможенные органы государств - членов Таможенного союза, то они не подлежат выпуску таможенными органами Российской Федерации и подлежат вывозу за пределы Российской Федерации.

Между тем, пунктом 1 Указа Президента РФ от 29.07.2015 №391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» установлено что ввезённые на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 г.

Учитывая, что страной происхождения товара признана Норвегия, данный товар подлежал уничтожению.

Неточное указание в протоколе об административном правонарушении места остановки транспортного средства, не может повлечь отмену постановления, поскольку судьёй Псковского городского суда данное обстоятельство подробно исследовано, место остановки транспортного средства объективно установлено.

Датой вынесения постановления, в силу части 1 статьи 29.11 КоАП РФ следует считать – 20 декабря 2017 года.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 16.3 КоАП РФ и в минимальном размере.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления, не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи городского суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Псковского городского суда от 20 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Сузорье» оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Сузорье» Королева А.Д. – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда В.В. Радов