№12- 26/2020 публиковать
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
19.02.2020 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Алабужевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Министерства финансов УР № от <дата> о привлечении министра сельского хозяйства и продовольствия УР ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства финансов УР № от <дата> министр сельского хозяйства и продовольствия УР ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой, в обоснование указывая, что вынесенное постановление является незаконным и подлежит отмене ввиду следующего. При получении государственной поддержки, которую Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) предоставляет в соответствии с подпунктом 15 пункта 8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата>№, Министерство и заявители заключают с договор о предоставлении субсидии, который в том числе содержит значение показателя результативности использования субсидии и обязательства заявителя по его достижению. В частности показателем результативности получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства является сохранение размера посевных площадей и (или) объема произведенной и реализованной продукции. Формирование годового отчета о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственного товаропроизводителя за отчетный финансовый год осуществляется заявителем в 1 квартале текущего финансового года и предоставляется в Министерство до 28 февраля текущего года. Соответственно, все производственные показатели за отчетный финансовый год имеются у получателя уже в I квартале текущего финансового года. Более того в соответствии с договором от <дата>№, заключенным между Министерством и СПК «Колхоз им. Ленина», получатель согласно пункту 5.3.4 обязан обеспечить представление отчета о достижении значения показателя результативности в срок не позднее <дата>. Поскольку сельскохозяйственный товаропроизводитель взял на себя обязательства по соблюдению целей, условий и порядка предоставления субсидии, то он обязан самостоятельно осуществить возврат субсидии за не достижение показателя результативности в тот момент, когда ему стало известно о его не достижении, то есть <дата>. Таким образом, руководитель СПК «Колхоз им. Ленина» уже <дата> знал о задолженности в бюджет Удмуртской Республики, которую погасил лишь через 5 месяцев - <дата>, что говорит о его недобросовестности при получении средств бюджета Удмуртской Республики. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.6.2 приказом Министерства от <дата>№ «Об утверждении Положения о реализации единой государственной учетной политики ведения бухгалтерского (бюджетного) учета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики» признание обязательств по возникновению просроченной задолженности перед бюджетом Удмуртской Республики у получателя субсидии осуществляется на основании официального уведомления Министерства для добровольного возврата бюджетных средств получателю субсидии, которые признаются первичными учетными документами по начислению и отражению просроченной задолженности по платежам перед бюджетом Удмуртской Республики и Российской Федерации. Соответствующее уведомление (исходящее письмо от <дата>№) было направлено заявителю по почте, которое было получено им <дата>, то есть до момента подачи заявки на предоставление субсидии, что означает, что заявитель знал о наличии у него задолженности, которая была признана Министерство просроченной согласно нормам об учетной политике. Просит отменить постановление заместителя министра финансов Удмуртской Республики ФИО2№ о назначении административного наказания от <дата> и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Защитник заявителя ФИО3, действующая на основании доверенности, жалобу поддержала в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.
Представитель административного органа ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств по делу, доводы жалобы полагает необоснованными.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Прокуратуры УР Ельцова О.А. оспариваемое постановление считает обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а жалобу - без удовлетворения, исходя из возражений на жалобу.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Прокуратурой Удмуртской Республики по результатам рассмотрения обращения ассоциации «Удмуртсельхозсоюз» по вопросу необоснованного отказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) в предоставлении субсидий на развитие элитного семеноводства СПК «Колхоз им. Ленина» выявлены нарушения законодательства при предоставлении мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в агропромышленном комплексе, направленных на развитие элитного семеноводства.
По данному факту прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики младшим советником юстиции ФИО5 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <дата> в отношении должностного лица - министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ (нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления).
В ходе прокурорской проверки установлено, что <дата> на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР (далее -Министерство) в сети «Интернет» размещено извещение о начале приема документов на предоставление субсидий на развитие элитного семеноводства с 04 по <дата>.
В Министерство <дата> поступила заявка на предоставление указанной субсидии от СПК «Колхоз им. Ленина». К заявке приложены необходимые в соответствии с Положением документы.
По результатам рассмотрения этой заявки письмом Министерства от <дата>№ в представлении субсидии СПК «Колхоз им. Ленина» отказано в связи с наличием задолженности по возврату в бюджет Удмуртской Республики субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
На основании Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата>№) в соответствии с договором от <дата>№ Министерством СПК «Колхоз им. Ленина» предоставлена субсидия в размере 1 620 293,00 руб.
В связи с не достижением показателя результативности использования этой субсидии письмом Министерства от <дата>№ СПК «Колхоз им. Ленина» направлено уведомление о возврате субсидии в размере 140 965,49 руб., которое получено указанным кооперативом <дата>. Задолженность по возврату в бюджет республики этой субсидии погашена СПК «Колхоз им. Ленина» <дата>.
Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе основания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Условия и порядок предоставления субсидий на развитие элитного семеноводства, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, установленными в приложении № к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», в целях развития семеноводства в рамках реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата>№ «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата>№ «Об утверждении положения о предоставлении субсидии на развитие элитного семеноводства» (далее -Положение).
На основании Положения предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, категорий «супер-супер элита», «суперэлита», «элита» и «маточная элита», сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Волго-Вятскому региону, у организаций, занимающихся производством семян и (или) их подготовкой к посеву (с полным технологическим циклом их подготовки к посеву в соответствии с принятой технологией по каждой культуре).
Пунктом 4 Положения определено, что субсидия предоставляется следующим субъектам (далее - заявители): 1) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, ' осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) для дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов календарный год; 2) крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
В соответствии с п. 5 Положения субсидия не предоставляется: 1) заявителям, не представившим в сроки, установленные Министерством, отчетность о финансово-экономическом состоянии заявителя по форме и в порядке, установленным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;2) заявителям, не зарегистрированным в установленном законодательством порядке и не осуществляющим производственную деятельность в области сельского хозяйства на территории Удмуртской Республики; 3) если на первое число месяца подачи заявки на предоставление субсидии: заявитель - юридическое лицо находится в процессе ликвидации, реорганизации в форме разделения, выделения или в отношении заявителя имеется решение суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства, а заявитель - индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; у заявителя имеется просроченная задолженность по возврату в бюджет Удмуртской Республики субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом Удмуртской Республики; заявитель является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; заявитель получает средства из бюджета Удмуртской Республики на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения; 4) заявителям, у которых имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее чем за тридцать календарных дней до даты представления заявки на предоставление субсидии.
В соответствии с п. 32 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) в случае установления факта не достижения показателя результативности использования этой субсидии субсидия подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в следующем порядке.
Министерство после принятия соответствующего решения о возврате предоставленной субсидии направляет заявителю письменное уведомление о возврате предоставленной субсидии с указанием ее размера. Заявитель в течение 60 рабочих дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить указанные средства в бюджет Удмуртской Республики. В случае не перечисления средств в указанный срок Министерство принимает меры для принудительного их взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из указанных норм, предусматривающих наступление обязанности по возврату в бюджет сумм субсидий в случае не достижения показателя результативности, на основании поступившего из Министерства уведомления о возврате и в течение определенного срока, задолженность по возврату таких сумм субсидий в бюджет будет считаться просроченной после истечения срока для добровольного возврата.
На момент обращения СПК «Колхоз им. Ленина» в Министерство с заявкой на предоставление субсидии на развитие элитного семеноводства и на <дата> у этого юридического лица просроченной задолженности по возврату в бюджет субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства не имелось, поскольку установленный срок для возврата в бюджет суммы субсидии в добровольном порядке не истек.
Таким образом, предусмотренные Положением основания для отказа в предоставлении субсидии этому кооперативу на момент принятия Министерством решения не имелись. Министерством нарушены условия предоставления этой субсидии.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицом, принявшим решение об отказе в предоставлении субсидии в нарушение условий ее предоставления, является министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ФИО1
ФИО1 назначена на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики указом Главы Удмуртской Республики от <дата>№ с <дата> на срок полномочий Главы Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 12 Положения о Министерстве (утв. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата>№) министр издает по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства акты Министра ненормативного характера в форме приказов, дает указания и поручения; осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств на содержание Министерства, распоряжается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики, денежными средствами Министерства, а также имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, разрешает иные вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Министерства; осуществляет права и несет обязанности главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных получателей средств бюджета Удмуртской Республики; заключает от имени Министерства государственные контракты, договоры и соглашения; обеспечивает соблюдение в Министерстве финансовой и учетной дисциплины, несет персональную ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Учитывая изложенное, должностным лицом, ответственным за нарушение условий предоставления субсидий, в рассматриваемом случае является министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ФИО1, ее действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
ФИО1, вступая в регулируемые бюджетным законодательством правоотношения, не обеспечила исполнение своих обязанностей, не проявила должную степень заботливости и осмотрительности, не предприняла всех мер для соблюдения требований бюджетного законодательств.
Оценка доводам заявителя дана стороной прокуратуры, с указанной оценкой суд соглашается.
Доводы жалобы ФИО1 о том, что задолженность по возврату субсидии в бюджет возникла с даты сдачи СПК «Колхоз им. Ленина» отчетности о выполнении показателя результативности получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства противоречат указанным нормам регионального законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Ссылки на учетную политику ведения бухгалтерского (бюджетного) учета Министерства являются необоснованными, поскольку этот документ является внутренним документом Министерства, что следует из содержания п. 1.2 Положения о реализации единой учетной политики. Кроме того, по результатам рассмотрения представления прокуратуры республики в учетную политику Министерства приказом от <дата>№ внесены изменения, в соответствии с которыми признание обязательств по возникновению просроченной задолженности перед бюджетом Удмуртской Республики у получателя субсидии осуществляется по истечении установленного срока Министерством для добровольного возврата бюджетных средств получателю субсидии, с момента получения (вручения) уведомления получателем.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену названного акта, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Санкция части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Оспариваемым постановлением ФИО1 назначено минимальное наказание в виде штрафа в размере – 10 000 рублей.
При назначении наказания административным органом было учтены характер совершенного правонарушения, личность виновного. Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за данное правонарушение.
В силу изложенного, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем министра Министерства финансов УР №64 от 07.10.2019 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ является законным и обоснованным, вынесено компетентным органом, в соответствии с административно - юрисдикционной процедурой, соответствует существу и цели закона.
Жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит, постановление следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.4-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Министерства финансов УР № от 07.10.2019г. о привлечении министра сельского хозяйства и продовольствия УР ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: С.В. Алабужева