Уид 23RS0033-01-2021-001371-47
Р Е Ш Е Н И Е
пгт Мостовской 03.06.2021
Судья Мостовского районного суда Краснодарского края Ткаченко В.Н.,
при секретаре Губиной С.В.,
с участием: заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Нефтегазгеотерм» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО3 № 03-23-446-Ф-3 от 15 апреля 2021 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 15 апреля 2021 года № 03-23-446-Ф-3 генеральный директор АО «Нефтегазгеотерм» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ - невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, которой просит данное постановление отменить как незаконное, и прекратить производства по делу, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы ФИО1 указывает на нарушения норм материального законодательства при вынесении обжалуемого постановления.
Оплату за негативное воздействие на окружающую природную среду АО «Нефтегазгеотерм» производит согласно императивно закрепленным требованиям ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
АО «Нефтегазгеотерм» относится к субъекту малого бизнеса, и соответствующие документы были переданы при составлении протокола об административном правонарушении. Принятая органами государственной власти отчетность, точно свидетельствует об отнесении предприятия к категории малого предпринимательства.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали доводы жалобы и просили удовлетворить её.
Представитель заинтересованного лица – государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 заявлением просила рассмотреть дело без их представителя, отказать в удовлетворении жалобы.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 15 апреля 2021 года № 03-23-446-Ф-3 генеральный директор АО «Нефтегазгеотерм» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
ФИО1, как должностному лицу вменяется невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом диспозиции ст. 8.41 КоАП РФ, объективная сторона данного правонарушения состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В основу доказательства вины ФИО1 положен протокол об административном правонарушении от 02.04.2021 № 03-23-446-Ф-1 и другие материалы.
Суд согласен с позицией подателя жалобы.
Так, согласно ч. 1 ст. 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также в ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платёжной базы по каждому загрязняющему веществу, включённому в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Частью 3 статьи 16.4 Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки её размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
В обжалуемом постановлении указано, что АО «Нефтегазгеотерм» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вследствие чего, предприятию необходимо было вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год, для объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Заявитель указывает, что Акционерное общество «Нефтегазгеотерм» уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения природоохранного законодательства, производит исчисление и оплату за негативное воздействие на окружающую природную среду ежегодно, в соответствии с требованиями Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Оснований не доверять данным доводам заявителя у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. При этом, субъекты малого и среднего предпринимательства вносят плату ежегодно.
Согласно тексту протокола, государственный орган на информационном ресурсе на сайте Федеральной налоговой службы, в разделе субъектов малого и среднего предпринимательства, не обнаружил информации об АО «Нефтегазгеотерм» и логически счел компанию субъектом крупного бизнеса. В этой связи, логически, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, относящиеся к субъектам крупного бизнеса, платежи за негативное воздействие на окружающую среду должны производить ежеквартально. Однако, администратором информационного ресурса в сети интернет «nalog.ru», согласно пункту 2 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», является Федеральная налоговая служба. Не включение предприятия в указанный реестр является недоработкой администратора.
При этом, статьей 4 указанного Федерального закона, определяются правила и критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства. В частности, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 250 человек, годовой доход не должен превышать 2 миллиардов рублей.
Согласно отчетности представляемой и принимаемой уполномоченными государственными органами, АО «Нефтегазгеотерм» точно соответствует императивно установленным законодателем критериям малого предпринимательства.
При этом, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отнесение юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства не ставится в зависимость от их включение уполномоченным органом в реестр малого и среднего предпринимательства на информационном ресурсе в сети интернет «nalog.ru». Данный ресурс является исключительно информационным.
Таким образом, отсутствие сведений об АО «Нефтегазгеотерм» на информационном ресурсе в сети интернет «nalog.ru» в разделе сведений малого и среднего предпринимательства, не означает не отнесение компании к данной категории. Напротив, принятая органами государственной власти отчетность, точно свидетельствует об отнесении предприятия к категории малого предпринимательства.
В этой связи, оплату за негативное воздействие на окружающую природную среду АО «Нефтегазгеотерм» производит согласно императивно закрепленным требованиям ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Таким образом, отсутствие сведений об АО «Нефтегазгеотерм» на информационном ресурсе в сети интернет «nalog.ru» в разделе сведений малого и среднего предпринимательства, не означает не отнесение компании к данной категории.
Согласно пункта 2.1 КоАП РФ – «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Таким образом, административное правонарушение является таковым при наличии всех составляющих состава административного правонарушения, к которым относятся: субъект, субъективная сторона, объект; объективная сторона. Отсутствие, какого либо из составляющих, указанных выше, влечет за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении, что прямо предусмотрено частью 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно части 1 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
Таким образом, ввиду отнесения АО «Нефтегазгеотерм» к критериям субъектов малого бизнеса, общество платежи за негативное воздействие на окружающую среды рассчитывало и уплачивало в соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», как субъект малого бизнеса.
Все приведенные выше доводы указывают на отсутствие оснований для привлечения генерального директора АО «Нефтегазгеотерм» ФИО1 к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Частью 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. При этом пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 (в редакции от 11 ноября 2008 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. Из пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 следует, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. Учитывая, что территория, на которую распространяется юрисдикция старшего государственного инспектора ФИО3 распространяется и на Мостовский район, вменяется, что правонарушение совершено на территории п. Мостовского, что подтверждается материалами дела, данная жалоба должна быть рассмотрена именно в Мостовском районном суде.
При таких обстоятельствах, вынесенное постановление подлежит отмене, с прекращением производства по делу, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от
15 апреля 2021 года № 03-23-446-Ф-3 по делу об административному правонарушении в отношении генерального директора АО «Нефтегазгеотерм» ФИО1 по ст. 8.41 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, в порядке предусмотренном ст.30.12 КоАП РФ.
Судья В.Н. Ткаченко