Судья, вынесший обжалуемоерешение, Богданова Ю.М. | Дело № 7-20/2022№ 12-26/2021(УИД) 87RS0007-01-2021-000295-46 |
Р Е Ш Е Н И Е
город Анадырь |
Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,
при секретаре Гребцовой С.Н.,
с участием защитника АО «Чукотснаб» по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Чукотснаб» ФИО1 на решение судьи Чаунского районного суда от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица акционерного общества «Чукотснаб»,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее - инспектор) ФИО2 от 16 августа 2021 года № 19-02/2021 юридическое лицо акционерное общество «Чукотснаб» (далее – АО «Чукотснаб», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Чаунского районного суда от 8 декабря 2021 года постановление от 16 августа 2021 года № 19-02/2021 оставлено без изменения, жалоба АО «Чукотснаб» - без удовлетворения. Законному представителю и защитнику АО «Чукотснаб» разъяснено право проверки законности предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 16 августа 2021 года № 19-02/2021 судом общей юрисдикции в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Не согласившись с указанным решением, защитник АО «Чукотснаб» ФИО1 подал на него жалобу в суд Чукотского автономного округа, в которой просит указанные выше решение судьи от 8 декабря 2021 года и постановление инспектора от 16 августа 2021 года отменить и прекратить производство по делу.
В возражениях на жалобу инспектор ФИО2 просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании защитник АО «Чукотснаб» ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Инспектор ФИО2, надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного заседания, в суд на рассмотрение жалобы не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении (с учётом исправлений, внесённых определением об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 15 августа 2021 года) от 8 июля 2021 года, составленного инспектором ФИО2, и постановления от 16 августа 2021 года следует, что АО «Чукотснаб» в 2020 году в нарушение пунктов 1, 2 и 2.1 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ), статей 32, 33, 46 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2018 года № 161 «Об утверждении порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков)», пунктов 6, 19 приказа Министерства транспорта РФ от 30 мая 2019 года № 157 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности» осуществляло на районном участке «Певек» в городском округе Певек Чукотского автономного округа на берегу Чаунской губы Восточно-Сибирского моря по адресу: <...>, деятельность, связанную с перевозкой, хранением и складированием нефти и продуктов её переработки, и производило эксплуатацию:
- нефтяного причала с трубопроводом (нефтепродукты в резервуарный парк предприятия поступают из морских нефтеналивных судов (в летне-осенний период) по приёмным трубопроводам при проведении швартовых операций);
- резервуарного парка из 43 резервуаров вертикальных стальных (далее – РВС) для хранения нефтепродуктов;
- автомобильной эстакады налива (автоматизированных систем налива – АСН-5, АСН-5ВГ, АСН-8ВГ, АСН-10ВГ (отпуск нефтепродуктов производится в автомобильные цистерны-бензовозы через АСН);
- железобетонных «столов» для хранения темного горюче-смазочного материала и иных сооружений и объектов при отсутствии действующего, утверждённого в установленном законом порядке Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Фактическое осуществление АО «Чукотснаб» указанной деятельности в обозначенный период с использованием названных нефтяного причала, резервуарного парка, автомобильной эстакады налива и железобетонных «столов» не оспаривалось заявителем в жалобе и в ходе производства по делу об административном правонарушении, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности, договором перевозки нефтепродуктов от 14 июля 2020 года № 45-20/ТЛ, по условиям которого исполнитель АО «Хатангский морской торговый пор» обязуется оказать услуги по каботажным перевозкам нефтепродуктов наливными (специализированными) судами в ориентировочные сроки с 20 июля 2020 года по 1 сентября 2020 года из порта погрузки Обская Губа, мыс Трехбугорный в порт выгрузки Певек в объёме 7400 тонн; техническим заданием к данному договору; дополнительным соглашением от 20 июля 2020 года № 1 к договору перевозки нефтепродуктов от 14 июля 2020 года № 45-20/ТЛ, согласно которому ориентировочные сроки перевозки нефтепродуктов в Певек установлены с 20 июля 2020 года по 31 октября 2020 года; письмом ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» от 26 марта 2021 года № 5/714 с приложением; копией решения Анадырского городского суда от 15 июня 2020 года по делу № 224/2020, согласно которому на АО «Чукотснаб» возложена обязанность в срок до 31 октября 2021 года разработать и ввести в действие план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для осуществления работ, связанных в погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов в отношении эксплуатируемого портового гидротехнического сооружения Нефтепричал «Певек», расположенного в 4 км. к юго-западу от г. Певека Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа; копией письма Росприроднадзора от 2 апреля 2021 года № МК-05-01-31/10018; копией письма Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 22 марта 2021 года № 19-02/4013; копией письма ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» от 10 февраля 2021 года № 5/482; копией письма Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу от 25 декабря 2020 года № 6172-08; копией Акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 6 декабря 2019 года № 368-КНД и фототаблицей к нему.
Оставляя без изменения постановление от 16 августа 2021 года № 19-02/2021, судья районного суда, установив, что План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ПЛАРН) нефтяного причала районного участка «Певек» морского порта Певек в нарушение положений пунктов 1, 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ, из которых следует, что эксплуатация сооружений при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускается только при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, утверждаемого организацией, осуществляющей указанную эксплуатацию, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы данного плана, был утвержден ГУП ЧАО «Чукотснаб» без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, пришёл к правильному выводу о законности и обоснованности вынесенного инспектором постановления, обжалуемого АО «Чукотснаб».
Довод жалобы Общества о том, что на настоящий момент План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов нефтяного причала районного участка «Певек» морского порта Певек, утверждённый приказом ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 26 марта 2018 года № 240-ОД, является действующим применительно к деятельности Общества по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки, является обоснованным и соответствующим действительности, вместе с тем указанная деятельность отношения к деятельности Общества, связанной с перевозкой, хранением и складированием нефти и продуктов её переработки, то есть к деятельности, нарушение осуществления которой вменяется в вину Обществу, не имеет.
Довод жалобы АО «Чукотснаб» об отсутствии у административного органа права признать действующий и утверждённый ПЛАРН недействительным в данном случае какого-либо значения для оценки законности вынесенного решения не имеет, поскольку судья районного суда не признавала ПЛАРН недействительным, а лишь сделала вывод о том, что он принят с нарушением процедуры.
Также нахожу несостоятельным и довод жалобы о том, что привлечение АО «Чукотснаб» к ответственности за отсутствие ПЛАРНа по состоянию на 16 августа 2021 года является преждевременным, так как решением Анадырского городского суда от 15 июня 2020 года по гражданскому делу № 2-224/2020 Обществу установлен срок для разработки и ввода в действие ПЛАРНа в отношении нефтяного причала «Певек» до 31 октября 2021 года.
Установление судом срока для устранения нарушения не свидетельствует о возможности осуществления деятельности по эксплуатации нефтяного причала с нарушением действующего законодательства, поскольку целью вынесения указанного решения является устранение выявленных нарушений, а не разрешение действовать с нарушениями закона до момента, установленного в решении для разработки и введения в действие ПЛАРНа. В связи с чем наличие решения суда о возложении на Общество обязанности разработать и ввести в действие ПЛАРН не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения даже в том случае, если на момент выявления правонарушения срок исполнения решения суда ещё не истёк.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 КоАП РФ.
Порядок привлечения АО «Чукотснаб» к административной ответственности соблюден.
Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.1 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи Чаунского районного суда от 8 декабря 2021 года по настоящему делу не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
решение судьи Чаунского районного суда от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица акционерного общества «Чукотснаб», оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Чукотснаб» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья С.А. Принцев