Дело № УИД 16RS0№-45 Р Е Ш Е Н И Е 12 января 2021 года <адрес> Республики Татарстан Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан И.И.Садыков, при секретаре Степановой М.В., рассмотрев в судебном заседании заявление инженера-эколога акционерного общества «ЗВКС» Фурсовой В.Н. о снижении размера административного штрафа, назначенного постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Зайнуллина И.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера-эколога акционерного общества «ЗВКС» Фурсовой В.Н., У С Т А Н О В И Л: постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Зайнуллина И.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - инженер-эколог Акционерного общества «ЗВКС» Фурсова В.Н., привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Фурсова В.Н., не согласившись с постановлением, обратилась с заявлением в суд, в котором указывает, что она постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Гайнутдиновой Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ была уже привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. С ее стороны были совершены все возможные действия, чтобы не допустить нарушение указанных лицензионных требований: документы предоставлялись в срок, в Татнедра были направлены заявления о переносе сроков лицензионных условий завершения работ по переоценке запасов. В связи с тем, что она ДД.ММ.ГГГГ только вышла из декретного отпуска и приступила к обязанностям инженера-эколога, она не могла предпринять меры по недопущению нарушения лицензионных условий. Просит за совершение административного правонарушения в форме штрафа установить его в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, либо заменить штраф наказанием в форме устного предупреждения, так как находится в трудном материальном положении, имеет на иждивении 2 несовершеннолетних детей. Сумма штрафа является для нее значительной. В судебном заседании Фурсова В.Н., поддержала доводы жалобы, факт нарушения признает. Суду пояснила, что она является инженером-экологом АО «ЗВКС». Фурсова В.Н. как должностное лицо, ответственное за соблюдение законодательства в сфере недропользования, предприняла все зависящие от нее меры, чтобы не допустить нарушение указанных лицензионных требований, в Татнедра были направлены заявления о переносе сроков лицензионных условий для завершения работ по переоценке запасов. ДД.ММ.ГГГГ вышла из декретного отпуска. Ранее указанной даты она не могла предпринять меры по недопущению нарушения лицензионных условий. Просит смягчить наказание, так как она находится в трудном материальном положении, на ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. Сумма штрафа является для нее значительной. Просит за совершение административного правонарушения в форме штрафа установить его в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, либо заменить штраф наказанием в форме устного предупреждения. Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) на суд не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах). В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, на пользователе недр лежат обязанности по выполнению условий, установленных лицензией. Должностное лицо, привлекая к административной ответственности Фурсову В.Н., исходило из того, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 час, при проведении плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства АО «ЗВКС», юридический адрес: <адрес>, согласно приказу временно исполняющего обязанности руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено пользование недрами с целью разведки и добычи подземных вод Мирного месторождения (6 скважин) для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения населения и промышленных объектов с нарушением п.п. 4.1.5 условий пользования недрами (дополнение №) к лицензии ТАТ 02205 ВЭ, а именно: - предприятием осуществляется добыча подземных вод Мирного месторождения (водозабор «Васильевский») в отсутствие уточненного проекта водозабора подземных вод (проект в установленные сроки не подготовлен и не утвержден), что является нарушением требований и. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2, ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пунктов 2, 3, 5, 8, 9 «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождения полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по б; полезных ископаемых и видам пользования недрами» (утв, постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118). Инженер-эколог АО «ЗВКС» Фурсова В.Н., являясь должным лицом, ответственным за соблюдение законодательства в сфере недропользования допустила невыполнение лицензионных условий к лицензии ТАТ 02205 ВЭ. Нарушены требования п. 4 ч. 2 ст. 22, п. 10 ч. 2 с: 22. ст. 27. 36.1 Закона РФ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ№: В силу п.4 ч.2 ст.22 данного закона, пользователь обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; В соответствии с п.10 ч.2 ст.22 данного закона, пользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; В соответствии со ст.27 данного закона, первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Геологическая информация о недрах в отношении участка недр местного значения, полученная пользователем недр, также подлежит представлению пользователем недр в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот участок недр местного значения В силу ст.36.1 данного закона, работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей. Согласно положениям статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых, составляет не более 100 кубических метров в сутки. Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Из материалов дела следует, что за указанное правонарушение Фурсову В.Н. уже привлекали к ответственности в связи с этим же нарушением: в установленные сроки предприятием не представлены в фонды Татарстанского филиала ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» отчеты о результатах геологоразведочных работ по объекту «Переоценка запасов подземных вод на участке недр, эксплуатируемом водозабором «Васильевский» для водоснабжения пгт. Васильево Республики Татарстан» Указанный отчет не был подан по причине того, что запасы не были утверждены в срок; - правонарушение совершено неумышленно и явилось следствием того, что выполнение проектов разработки месторождения должны выполняться и согласовываться после государственной экспертизы запасов подземных вод, поскольку указанный документ должен прикладываться при подаче на согласование в Федеральное агентство по недропользованию (пп. «в» п.16 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118). Для утверждения запасов АО «ЗВКС» заключило договора на разработку проектов переоценки запасов с ООО «Симбирская группа КМ». Однако указанный проект Переоценки запасов подземных вод по Васильевскому водозабору был подан на экспертизу с опозданием более, чем на 6 месяцев. Таким образом, АО «ЗВКС» оказалось в затруднительной ситуации, поскольку было связанно договорными обязательствами с Исполнителями (ООО «Симбирская группа КМ») проекта Переоценки запасов подземных вод на участках недр, эксплуатируемом водозабором «Васильевский». Таким образом, должностное лицо – инженер-эколог АО «ЗВКС» Фурсова В.Н. своим бездействием не выполнила лицензионные условия, предусмотренные лицензионными соглашениями к лицензии ТАТ 02205 ВЭ. Данный факт подтверждается материалами дела, а именно: постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, должностным лицом Росприроднадзора Фурсова В.Н. привлечена к административной ответственности обоснованно. Суд принимает к сведению, что правонарушение совершено неумышленно и явилось следствием затруднительной ситуации, в которой оказалось АО «ЗВКС», поскольку было связанно договорными обязательствами с Исполнителями (ООО «Симбирская группа КМ») проекта Переоценки запасов подземных вод на участках недр, эксплуатируемых водозаборами «Западный», «Восточный» и «Васильевский», выполнившими работы по «Западному» и «Восточному» водозаборам, не прошедшие государственную экспертизу, и подавшие документы по водозабору «Васильевский» с опозданием более чем на 6 месяцев по сроку договора. С ее стороны были совершены все возможные действия, чтобы не допустить нарушение указанных лицензионных требований. Оснований для признания совершенного должностным лицом - инженером-экологом АО «ЗВКС» Фурсовой В.Н. административного правонарушения малозначительным не усматривается в силу следующего. В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении своих должностных обязанностей. Суд учитывает доводы заявителя о том, что Фурсова В.Н. привлекалась по тем же основаниям постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Гайнутдиновой Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (дело 312-351/2020) по жалобе Фурсовой на это постановление административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей оставлено без изменения. Судом принимаются доводы Фурсовой В.Н. о нахождении ее в трудном материальном положении, имеет на иждивении 2 несовершеннолетних детей. Сумма штрафа является для нее значительной. Кроме того, она ДД.ММ.ГГГГ вышла из декретного отпуска. Ранее указанной даты заявитель не мог предпринять меры по недопущению нарушения лицензионных условий. Исходя из изложенного, суд усматривает возможность признать обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личность и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности должностного лица, исключительными и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Зайнуллина И.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера-эколога Акционерного общества «ЗВКС» Фурсовой В.Н., изменить, наказание в виде административного штрафа назначить в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, заявление Фурсовой В.Н. – удовлетворить. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения его копии. Судья: |