В суде первой инстанции
судья Истягина Н.М. Дело № 21-118/2021
№ 12-26/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Севастополь 12 мая 2021 года
Судья Севастопольского городского суда Бабич В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 18.01.2021 г. и постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления федерального казначейства по городу Севастополю – ФИО2 от 02.11.2020 г. №74-18-11/14 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления федерального казначейства по городу Севастополю от 02.11.2020 г. №74-18-11/14, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 18.01.2021 г., должностное лицо – директор Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанными актами, ФИО1 подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу в которой просит постановленный судебный акт и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что Департаментом были приняты меры по исполнению представления Управления Федерального казначейства по городу Севастополю, письмом от 07.07.2020 г. №2144/01-06-11-1-10/02/2020 в адрес Управления направлен ответ, возврат средств субсидии в федеральный бюджет в сумме 39162,95 рублей произведен платежным поручением от 03.07.2020 г. №96262. Остатки неиспользованных средств в сумме 577,00 рублей находятся на отдельном лицевом счете ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №55» и в сумме 2,40 рубля на отдельном лицевом счете ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №20». Имеется заявка на возврат в федеральный бюджет средств субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условия для занятия физической культурой и спортом в размере 577,00 рублей. Кроме того, обстоятельства послужившие основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности имели место до вступления ее в должность директора Департамента образования и науки города Севастополя, а именно 30.09.2019 г.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник ФИО1 - Зайцев С.В. настаивал на удовлетворении жалобы.
Представители УФК по г. Севастополю ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы.
Директор Департамента образования и науки города Севастополя ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы дела извещена.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю в соответствии с приказом Управления от 21.01.2020 г. №14 «О назначении плановой выездной проверки в Департаменте образования и науки города Севастополя», в период с 27.01.2020 г. по 10.03.2020 г. в отношении Департамента образования и науки города Севастополя проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства.
По результатам проверки заместителем руководителя Управления было выдано представление №74-18-10/884 от 17.04.2020 г. с требованием к Департаменту образования и науки города Севастополя по пунктам 1, 2, 3, 5 представления. Пунктом 6 представления Департаменту предписано принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в срок до 30.06.2020 г. В частности по пункту 4 Представления в срок до 30.06.2020 г. принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет в сумме 39 162,95 рублей. По пункту 7 Представления в срок до 30.06.2020 г. принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет в сумме 550,43 рублей.
В представлении указано, что о результатах его исполнения следует проинформировать Управление Федерального казначейства по г. Севастополю в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30.06.2020 г.
Департамент образования и науки города Севастополя об исполнении Представления сообщил письмом от 07.07.2020 г. № 2144/01-06-11-1-10/02/20.
Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, врио руководителя Управления в постановлении пришел к выводу о том, что ФИО1, как директор Департамента, не выполнила в установленный срок Представление, поскольку ответ был направлен позже срока, указанного в Представлении. Также позже срока, указанного в Представлении, произведен возврат средств субсидии в федеральный бюджет в сумме 39 162,95 рублей платежным поручением от 03.07.2020 г. № 96262.
С указанными выводами согласилась судья первой инстанции.
Между тем, такие выводы нельзя признать обоснованными.
Как указано выше, в Представлении приведены требования о необходимости Департаменту образования и науки города Севастополя в срок до 30.06.2020 г. принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет.
Из данной формулировки Представления следует, что в указанный срок должны быть приняты соответствующие меры к возврату средств субсидии. Однако нельзя сделать однозначный вывод, что средства субсидии также должны быть фактически возвращены в федеральный бюджет в указанный срок. Административный орган не был лишен возможности, если требование заключалось именно в возврате средств субсидии к установленному сроку, указать об этом в Представлении конкретней (например: возвратить в срок до …).
Данному обстоятельству, должностным лицом, вынесшим постановление, а также судьей районного суда не дана оценка относительно к положениям статьи 1.5 КоАП РФ в соответствии с которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В обжалуемых постановлении о назначении административного наказания и решении судьи районного суда отсутствуют выводы в связи с чем сам по себе факт несвоевременного направления ответа на Представление отнесен ими к объективной стороне вмененного правонарушения с учетом понятия представления, приведенного в пункте 2 статьи 270.2 БК РФ.
При этом, в материалах дела нет данных, что при рассмотрении дела исследовались причины по которым Департамент образования и науки города Севастополя не уложился в указанный в Представлении срок.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, дело рассмотрено врио руководителя Управления Федерального казначейства по г. Севастополю с существенным нарушением указанных процессуальных требований, что не устранено судьей районного суда при проверке законности и обоснованности вынесенного постановления.
Кроме того, постановление о назначении административного наказания от 02.11.2020 г. №74-18-11/14 вынесено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, установленном частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В Постановлении от 15 января 2019 г. №3-П Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, пришел к выводу, что закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, производных от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида, не приводит к отступлению от вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом требования определенности правового регулирования и как таковое не влечет за собой - при условии правильного установления в производстве по делу об административном правонарушении объекта противоправного посягательства, находящегося под защитой административно-деликтной нормы, - риска их произвольного истолкования и применения.
Федеральный законодатель, предусмотрев в части 20 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации административную ответственность, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 г. №823-О и приводится в Обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020), №3 (2020).
С учетом указанной правовой позиции следует отметить, что главой 15 КоАП РФ законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушение в области финансов, в том числе за нарушения требований БК РФ. То есть указанная ответственность наступает уже не за формальное нарушение предписания уполномоченного органа, а непосредственно за нарушение законодательства в области использования средств федерального бюджета в качестве прямого объекта посягательства.
В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, при привлечении должностного лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, уполномоченным органом с учетом положения 23.7 КоАП РФ должен применяться общий двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку срок исполнения Представления Управления от 17.04.2020 г. №74-18-10/884 установлен до 30.06.2020 г., срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности истек 30.08.2020 г.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, состоявшиеся акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи, с чем они подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 18.01.2021 и постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления федерального казначейства по городу Севастополю – ФИО2 от 02.11.2020 г. №74-18-11/14 отменить. Производству по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении директора Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1, прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ.
Судья В.В. Бабич