Дело № 12- 26/2021
РЕШЕНИЕ
14 апреля 2021 года г. Красноперекопск
Судья Красноперекопского районного суда Республики Крым Никишенко Т.Н., рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Бром» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприродназора ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ПАО «Бром» о привлечении его административной ответственности по ч.2 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприродназора ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество «Бром» (далее - ПАО «Бром») признано в виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде 597 885,28 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ПАО «Бром» подало жалобу, в которой просит обжалуемое постановление изменить в части размера назначенного наказания и снизить штраф до 125 000 рублей. Жалоба мотивирована тем, что допущенные ПАО «Бром» нарушения были устранены в добровольном порядке до вынесения постановления о назначении административного наказания. Назначенное наказание в виде штрафа в размере 597 885,28 рублей полагает неоправданно суровым, не отвечающим критериям соразмерности и справедливости административного наказания.
В судебном заседании представитель ПАО «Бром» ФИО2 жалобу поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе. Также просила с учетом имущественного и финансового положения предприятия и с учетом конкретных обстоятельств снизить размер назначенного штрафа с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
Представитель межрегионального управления Росприродназора в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд не предоставил.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав доводы представителя заявителя, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из представленных материалов административного дела следует, что Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках проверки правильности исчисления суммы экологического сбора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке взимания экологического сбора» проведен анализ предоставленной юридическими лицами отчетности по экологическому сбору за 2019 г.
По результатам проведенного анализа установлено, что в представленном расчете суммы экологического сбора, отчетности о выполнении нормативов утилизации за отчетный период (за 2019 год) в сверке с информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров (за 2018 год):
- не соответствуют данные по количеству упаковки товаров (кг) по группе № КОД по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 22.22.19.000 данным Раздела II п. 1 Информация об упаковки товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе, упаковки таких товаров (за 2018 г.).
Учитывая примечание 5 к форме расчета суммы экологического сбора (далее – расчета) Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1073 "О порядке взимания экологического, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ расчет заполняется на основании данных о количестве отходов от использования готовых товаров, упаковки товаров, переданных на утилизацию в отчетном периоде, за который необходимо оплатить экологический сбор, указанными в направленной производителями импортерами товаров в текущем году отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, представленной в соответствии с Правилами представления производителями импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая примечание 7 к форме отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - отчетность) Правил предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №), отчетность заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация из декларации за год, предшествующий отчетному периоду.
На основании информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров (за 2018 год), согласно п. 6 Порядка взимания экологического сбора, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»), нормативов утилизации, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы», ставок сбора, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров» был произведен расчет суммы экологического сбора. Согласно произведенному расчету сумма экологического сбора за 2019 год составила 389 582,13 рублей.
ПАО "БРОМ" была внесена плата за экологический сбор согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 639,49 рублей.
Таким образом, предприятием ПАО "БРОМ" плата экологического сбора за 2019 год на сумму 298 942,64 рублей не внесена в федеральный бюджет для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров.
Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес предприятия ПАО «Бром» ДД.ММ.ГГГГ направлен акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2019 г. с требованием в течении 10 рабочих дней со дня получения акта представить в Росприроднадзор (его территориальный орган) обоснованные пояснения, касающиеся расчета суммы экологического сбора, исправления (изменения), внесенные в расчет суммы экологического сбора для устранения фактов, указанных в выводе акта, а также погасить задолженность по экологическому сбору за 2019 год в размере 298 942,64 рублей в течение 15 календарных дней со дня получения требования в добровольном порядке.
Во исполнение указанного требования предприятием ПАО «Бром» в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора были направлены отчет расчета суммы экологического сбора за 2019 г. (корректировка), платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающую доплату предприятием ПАО «Бром» за экологический сбор 2019 г. в сумме 298 942,64 рублей, а также платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее оплату предприятием ПАО «Бром» пеню по экологическому сбору согласно проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2019 г. №-ИС от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6 упомянутых Правил, экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора, на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.
При подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2019 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2018 год и нормативы утилизации на 2019 год, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы».
Таким образом, предприятием ПАО «Бром» в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, в разделе II п. 1 Информация об упаковки товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, данные по количеству упаковки товаров (кг) по группе № КОД по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 22.22.19.000 не соответствуют с данными указанными в декларации за 2018 год.
ПАО «Бром» не была соблюдена правильность заполнения отчетности за 2019 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2018 год и нормативы утилизации на 2019 год.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), юридические и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров) обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Согласно частью 3 названной статьи производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размере и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (ч.7 ст.24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки, использованной для таких товаров (ч. 12 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (ч. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ.
В соответствии с письмом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АА-10-03-32/11662 «О рассмотрении обращения» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ с 30 марта по 3 апреля и с 4 апреля по ДД.ММ.ГГГГ соответственно объявлены нерабочими днями. Соответственно в 2020 году декларация, отчетность и соответственно плата вносится до 6 мая включительно.
Частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «Бром» государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главным специалистом отдела государственного экологического надзора по <адрес> и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №-Ф по ч.2 ст.8.5.1. КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприродназора ФИО1 №-Ф ПАО «Бром» признано в виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде 597 885,28 рублей.
Обстоятельства правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ, служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем хозяйствующих субъектов, предоставивших отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме либо отчетность, содержащую недостоверные сведения за 2019 год, актом проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ№-ИС и другими представленными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, и исключают какие-либо сомнения в виновности ПАО «Бром» в совершении вмененного ему правонарушения.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприродназора ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 597 885,28 рублей назначено в соответствии с санкцией, установленной частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ возможно назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет менее ста тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего кодекса.
Согласно части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Предоставленные представителем ПАО «Бром» сведения об имущественном и финансовом положении предприятия, в частности, договор целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ, ведомость по товарам на складах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, добровольное устранение выявленных нарушений в установленный срок, добровольное прекращение противоправного поведения и добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба, а именно погашение задолженности и пени, образовавшиеся перед федеральным бюджетом, свидетельствуют, что назначенное ПАО «Бром» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 597 885,28 рублей, в данном случае, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, его последствиям, имущественному и финансовому положению привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит изменению путем снижения назначенного ПАО «Бром» наказания в виде административного штрафа до 125 000 рублей, то есть половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2, ст.30.8, 4.1 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприродназора ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - ПАО «Бром» о привлечении его административной ответственности по ч.2 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменить и с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа до 125 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.Н. Никишенко