ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2021 от 24.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

24 марта 2021 года г.Новороссийск

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края ФИО1

при секретаре Гоголевой М.С.,

с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности – ПАО «НМТП» ФИО2, действующей на основании доверенности «/1 от 21.12.2020г.,

представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 28.01.2021г. -Р/ПР/2020 о назначении административного наказания по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды -Р/ПР/2020 ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «НМТП» обжаловало его в судебном порядке, указав в обоснование жалобы, что ПАО «НМТП» незаконно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку административный орган не указал, в чем конкретно заключается нарушение обществом требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части временного складирования отходов. В постановлении не содержится указание на норму права, обязывающее общество производить раздельное накопление отходов в соответствии с требованиями законодательства.

Более того, в соответствии с приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Эко- Юг» (региональный оператор по обращению с ТКО) вывоз отходов осуществляется периодически 1 раз в неделю/2 раза в неделю/ежедневно/в течение 48 часов с момента подачи заявки. Претензий со стороны регионального оператора, ответственного за обращение с бытовыми отходами, о неправильном складировании отходов на территории ПАО «НМТП» материалы административного дела не содержат. Производственные отходы также вывозятся с территории ПАО «НМТП» по мере накопления в соответствии с заключенными договорами с ООО «Виалекс- Эко», ООО «Экокрымсервис» (отработанное масло), ООО «НПК», ООО «Биопотенциал» (промасленная ветошь, нефтешлам, фильтры промасленные отработанные), АО «ЧТН», ООО «Биопотенциал» (нефтесодержащие воды).

Деяние ПАО «НМТП квалифицировано по ч. 2 ст. 8.2. КоАП РФ. При этом, ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренное частью 1 настоящей статьи. В постановлении не указано, что ранее ПАО «НМТП» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ (постановление Г/ПП/2020 от ДД.ММ.ГГГГ).Но поскольку на момент выявления административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовало вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (постановление Г/П П/2020 от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), оснований для квалификации правонарушения и применения санкции по ч. 2 ст. 8.2 КоАП, у административного органа не имеется. Просит суд отменить постановление о назначении административного наказания от -Р/П Р/2020 от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ПАО «НМТП» доводы жалобы поддержала по вышеуказанным основаниям.

Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора согласилась с доводами представителя ПАО «НМТП» о переквалификации совершенного ПАО «НМТП» правонарушения с ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ на ч.1 ст. 8.2КоАП РФ, так как действительно, на момент вынесения обжалуемого постановления, предыдущее постановление не вступило в законную силу. В остальной части жалобу просили оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению, а именно переквалификации действий ПАО «НМТП» с ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ на ч.1 ст.8.2 КоАП РФ по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды -Р/ПР/2020 ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-р в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» проведена внеплановая выездная проверка.Предметом вышеуказанной проверки является соблюдение ПАО «НМТП» в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ при обследовании территории нефтерайона «Шесхарис» ПАО «НМТП» (объект HBOCМЛ-0123-003112-П) установлено, что на данной территории вне специализированно оборудованных мест накапливались различные отходы (мусор от сноса и разборки зданий несортированный, бой керамики, отходы изолированных проводов и кабелей, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной и др.). Накопление отходов осуществлялось, в том числе, в месте, не предназначенном для накопления отходов, а именно в технологическом коллекторе. Также ПАО «НМТП» не осуществляется раздельное накопление отходов, способы накопления (временного складирования) отходов на территории ПАО «НМТП» не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, на момент выявления административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (постановление Г/П П/2020 от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), оснований для квалификации правонарушения и применения санкции по ч. 2 ст. 8.2 КоАП, у административного органа не имеется.

Согласно ст.4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В соответствии с пунктом статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, суд считает согласно материалам дела, факт совершения административного правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ подтверждается доказательствами, имеющимися в деле. Однако доказательств, совершения ПАО «НМТП» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, суду не предоставлено.

Согласно п.20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», несмотря на обязанность указания в протоколе об административном правонарушения наряду с другими сведениями, перечисленными в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды -Р/ПР/2020 в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует изменить.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания выявлено, что на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-р в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» проведена внеплановая выездная проверка, при обследовании территории нефтерайона «Шесхарис» ПАО «НМТП» (объект HBOC МЛ-0123-003112-П) установлено, что на данной территории вне специализированно оборудованных мест накапливались различные отходы (мусор от сноса и разборки зданий несортированный, бой керамики, отходы изолированных проводов и кабелей, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной и др.). Накопление отходов осуществлялось, в том числе, в месте, не предназначенном для накопления отходов, а именно в технологическом коллекторе. Также ПАО «НМТП» не осуществляется раздельное накопление отходов, способы накопления (временного складирования) отходов на территории ПАО «НМТП» не соответствуют требованиям природоохранного законодательства.

Согласно пункта 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" утвержден прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Из системного толкования приведенных выше норм, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов, установить границу, после превышения которой будет оказываться негативное воздействие.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов.

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Согласно статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Таким образом, материалами дела установлено, что на территории нефтерайона «Шесхарис» ПАО «НМТП» (объект HBOC МЛ-0123-003112-П) вне специализированно оборудованных мест накапливались различные отходы (мусор от сноса и разборки зданий несортированный, бой керамики, отходы изолированных проводов и кабелей, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной и др.). Накопление отходов осуществлялось, в том числе в технологическом коллекторе, более того, обществом не осуществляется раздельное накопление отходов, способы накопления (временного складирования) отходов на территории ПАО «НМТП» не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, действия ПАО «Новороссийский морской торговый порт» подлежат переквалификации с ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ на ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания с учетом характера совершенного ПАО «НМТП» правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, обстоятельств дела, учитывая, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, что соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7КоАП РФ,

решил:

Жалобу ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 28.01.2021г. -Р/ПР/2020 о назначении административного наказания по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, -удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды -Р/ПР/2020 в отношении ПАО «НМТП» по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «НМТП» – изменить, переквалифицировав действия ПАО «НМТП» на ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и назначить ПАО «НМТП» наказание по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора -Р/ПР/2020 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ПАО «Новороссийский морской торговый порт»- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ленинского

районного суда г. Новороссийска подпись ФИО1