Дело №12-26/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 января 2021 года г.Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Буджаева С.А., при секретаре Сангаевой Г.Б., рассмотрев протест и.о. прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия на постановление №008/04/7.29-338/2020 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия ФИО1 от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Плодовитенского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ФИО2,
у с т а н о в и л:
Постановлением 008/04/7.29-338/2020 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - Калмыцкого УФАС России) ФИО1 от 22 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении главы Плодовитенского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Плодовитенское СМО РК) ФИО2 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия принес протест, в котором приводит доводы об отсутствии оснований для прекращения производства по делу и просит отменить постановление административного органа с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же орган. Полагает, что заключенные Плодовитенским СМО Малодербетовского района Республики Калмыкия договоры №№196/08, 197/08, 198/08 от 11 августа 2020 года в рамках одного проекта, имеющего одну цель (создание спортивной и игровой площадки), имеют признаки единой сделки, искусственно раздробленной на несколько договоров. Предметом указанных договоров 196/08, 197/08, 198/08 от 11 августа 2020 года является поставка товаров одному приобретателю, имеющему единый интерес, договоры содержат идентичные условия, направленные на достижение единой хозяйственной цели.
В судебном заседании прокурор Эндгеева И.С. поддержала доводы принесенного протеста.
Глава Плодовитенского СМО Республики Калмыкия ФИО2 просил в удовлетворении протеста прокурора отказать. Пояснили, что Плодовитенским СМО РК 11 августа 2020 года заключены договоры №№196/08, 197/08, 198/08 с единственным поставщиком ООО «Наша семья», поскольку указанная организация является единственным поставщиком спортивного, игрового оборудования, имеющего соответствующие лицензии и сертификаты в ближайших регионах. Указанные договоры признаки единой сделки не имеют. Действительно, при утверждении Паспорта общественно-значимого проекта «Создание и благоустройство спортивно-игровой площадки на территории Плодовитенского СМО РК» в июне 2019 года предполагалось создание одной уличной спортивно-игровой площадки в предполагаемым адресом расположения по пер. Кооперативному с. Плодовитое. Вместе с тем, 14 ноября 2019 года при утверждении муниципальной программы «Комплексная программа по благоустройству территории Плодовитенского СМО РК на 2020-2024 годы» в перечень основных мероприятий программы включено создание отдельно спортивной и создание отдельно игровой площадок по разным адресам: спортивная площадка по ул. Алексея Хадыкина с. Плодовитое на территории школы, игровая площадка по пер. Кооперативному с. Плодовитое. В рамках договора №196/08 от 11.08.2020г. была произведена закупка спортивного оборудования для спортивной площадки в школе по ул. Алексея Хадыкина в с. Плодовитое Малодербетовского района Республики Калмыкия. В рамках договора №197/08 от 11.08.2020г. была произведена закупка игрового оборудования для игровой площадки по пер. Кооперативный в с. Плодовитое Малодербетовского района Республики Калмыкия.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия ФИО3 не согласилась с доводами прокурора, просила оставить постановление без изменения, указав на полное и добросоветное исполнение ООО «Наща семья» заключенных договоров.
Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся материалы, суд не находит оснований для удовлетворения протеста прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами заявителя и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 ст. 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Согласно статье 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Судом установлено, что постановлением Администрации Плодовитенского СМО РК от 19 июня 2019 года № 6 утвержден паспорт общественно-значимого проекта «Создание и обустройство спортивно-игровой площадки на территории Плодовитенского СМО РК». Целью и задачей указанного проекта являлось создание и обустройство спортивно-игровой площадки в с. Плодовитое (предположительный адрес: по переулку Кооперативному) со сроком реализации с 01.05.2020г. по 01.08.2020г., суммой расходов по проекту 2 000 000 рублей.
Постановлением Администрации Плодовитенского СМО РК от 14 ноября 2019 года № 11 утверждена муниципальная программа «Комплексная программа по благоустройству территории Плодовитенского СМО РК на 2020-2024 годы».
Согласно паспорту указанной программы предусмотрено шесть мероприятий, в числе которых мероприятие «Создание спортивной и создание игровой площадки» с финансированием из федерального бюджета в размере 1378,9 тыс. руб., республиканского бюджета – 13,88 тыс. руб., местного бюджета – 100 тыс. руб., внебюджетные средства – 496,9 тыс.руб.
23 января 2020 года Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и Администрацией Плодовитенского СМО РК заключено Соглашение о предоставлении из бюджета республики субсидии на реализацию вышеназванного общественно-значимого проекта в размере 1 392 тыс.руб. Всего объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия «Создание спортивной и создание игровой площадки» составлял 1 492 780 руб. Количество и результативность использования субсидии – 1 проект.
В целях реализации муниципальной программы 11 августа 2020 года Администрацией Плодовитенского СМО РК (заказчик) заключен с ООО «Наша семья» (поставщик) договор №196/08 на покупку малых архитектурных форм (спортивного оборудования) на сумму 575 650 руб.
11 августа 2020 года Администрация Плодовитенского СМО РК (заказчик) заключила с ООО «Наша семья» (поставщик) договор №197/08 на покупку малых архитектурных форм (игрового оборудования) на сумму 529 790 руб.
11 августа 2020 года Администрация Плодовитенского СМО РК (заказчик) заключила с ООО «Наша семья» (поставщик) договор №198/08 на поставку и монтаж малых архитектурных форм (спортивного и игрового оборудования по договорам №№196/08, 197/08) на сумму 387 340 руб.
Таким образом, Администрацией Плодовитенского СМО РК с поставщиком ООО «Наша семья» заключено три договора на общую сумму 1 492 780 руб.
Прокуратурой Малодербетовского района Республики Калмыкия осуществлена проверка исполнения законодательства о контрактной системе при осуществлении Администрацией Плодовитенского СМО РК муниципальной закупки в рамках проекта «Создание спортивной и создание игровой площадки».
По результатам проверки сделан вывод о том, что фактически между заказчиком - Администрация Плодовитенского СМО РК и ООО «Наша семья» имела место единая сделка на поставку спортивного и игрового оборудования, искусственно раздробленная и оформленная тремя самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, в целях осуществления закупки с единственным поставщиком, что в отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на заключение контракта.
04 декабря 2020 года прокурором Малодербетовского района Республики Калмыкия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы Плодовитенского СМО РК ФИО2
Постановлением 008/04/7.29-338/2020 руководителя Калмыцкого УФАС России ФИО1 от 22 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении главы Плодовитенского СМО РК ФИО2 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, должностное лицо Калмыцкого УФАС России исходило из того, что неоднократное приобретение одноименных товаров при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ с соблюдением требований, установленных данными пунктами, не является нарушением требований названного Федерального закона.
Исходя из положений статей 8, 24 Федерального закона № 44-ФЗ, которыми установлен запрет на совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупок, юридически значимым обстоятельством в вопросе наличия в действиях должностного лица (заказчика) события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, при осуществлении закупки на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ без соблюдения конкурсных процедур по определению поставщика, является установление признаков единой сделки в заключенных заказчиком договорах.
Заключенные заказчиком договоры имеют признаки единой сделки в случае, если они заключены в течение непродолжительного периода времени, их предметом является поставка одноименных товаров, выполнение одноименных работ, исполнение одноименных услуг одному приобретателю, имеющему единый интерес, они содержат идентичные условия и направлены на достижение единой хозяйственной цели.
Материалами дела подтверждается, что Администрацией Плодовитенского СМО РК с поставщиком ООО «Наша семья» в один день, 11 августа 2020 года, заключено три договора на общую сумму 1 492 780 руб., то есть на сумму, соответствующую размеру предоставленной данной Администрации из бюджета Республики Калмыкия субсидии на реализацию мероприятия «Благоустройство сельских территорий Плодовитенского СМО РК» по Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 23 января 2020 года.
Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 23 января 2020 года предусматривалось количество и результативность использования субсидии – 1 проект, утвержденный Постановлением Плодовитенского СМО РК от 14 ноября 2019 года № 11 «Об утверждении муниципальной программы «Комплексная программа по благоустройству территории Плодовитенского СМО РК на 2020-2024 годы».
Поскольку в рамках муниципальной программы «Комплексная программа по благоустройству территории Плодовитенского СМО РК на 2020-2024 годы» предусматривалось шесть мероприятий, то есть шесть отдельных проектов, полученная субсидия была направлена на реализацию одного из указанных мероприятий (проектов), а именно на проект «Создание спортивной и создание игровой площадки».
Из приложения №2 паспорта муниципальной программы «Комплексная программа по благоустройству территории Плодовитенского СМО РК на 2020-2024 годы» усматривается, что проект «Создание спортивной и создание игровой площадки» заключается в обустройстве спортивной площадки по ул. Алексея Хадыкина с. Плодовитое Малодербетовского района республики, и в обустройстве игровой площадки по пер. Кооперативный в с. Плодовитое Малодербетовского района республики, то есть указанный проект фактически подразделяется на два отдельных подпроекта с разными способами реализации (для спортивной площадки требуется закупка спортивного оборудования, для игровой площадки – закупка игрового оборудования) и разными адресами расположения объектов.
В рамках договора №196/08 от 11.08.2020г., заключенного между Администрацией Плодовитенского СМО РК (заказчик) и ООО «Наша семья» (поставщик), произведена закупка спортивного оборудования для спортивной площадки в школе по ул. Алексея Хадыкина в с. Плодовитое Малодербетовского района Республики Калмыкия.
В рамках договора №197/08 от 11.08.2020г., заключенного между Администрацией Плодовитенского СМО РК (заказчик) и ООО «Наша семья» (поставщик), произведена закупка игрового оборудования для игровой площадки по пер. Кооперативный в с. Плодовитое Малодербетовского района Республики Калмыкия.
Таким образом, если предметом договора №196/08 от 11.08.2020г. являлась поставка спортивного оборудования, то предметом договора №197/08 от 11.08.2020г. являлась поставка игрового оборудования.
Предметом договора №198/08 от 11.08.2020г., заключенного между Администрацией Плодовитенского СМО РК (заказчик) и ООО «Наша семья» (исполнитель), являлась доставка и установка оборудования, приобретенного по договорам №196/08, №197/08 от 11.08.2020г.
Глава Администрации Плодовитенского СМО РК ФИО2 в ходе проведенной прокуратурой проверки и в судебном заседании, последовательно пояснял, что им с учетом разъяснений Отдела экономики Администрации Малодербетовского РМО и юристов было принято решение о заключении трех отдельных договоров с ООО «Наша семья» на поставку спортивного оборудования, на поставку игрового оборудования, а также доставку и монтаж указанного оборудования, поскольку в ближайших регионах отсутствуют организации, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты, способные поставить одновременно и спортивное, и игровое оборудование с доставкой и монтажом.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что договоры №196/08, №197/08, №198/08 от 11.08.2020г. признаками единой сделки не обладают, поскольку имеют разные предметы, направлены на достижение разных хозяйственных целей в рамках отдельных подпроектов, формально объединенных одним проектом «Создание спортивной и создание игровой площадки».
При таких обстоятельствах, постановление руководителя Калмыцкого УФАС России от 22 декабря 2020 года подлежит оставлению без изменения, а протест прокурора – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление №008/04/7.29-338/2020 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия ФИО1 от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Плодовитенского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ФИО2 оставить без изменения, протест и.о. прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.А. Буджаева