судья – Угрушева Ю.А. дело № 7-22/2022
РЕШЕНИЕ
по делу № 12-26/2021
г. Пенза 27 января 2022 года.
Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Власкина А.И. на постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области <данные изъяты> от 8 ноября 2021 года <данные изъяты> и решение судьи Шемышейского районного суда Пензенской области от 24 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя УФАС по Пензенской области <данные изъяты>. от 8 ноября 2021 года <данные изъяты> первый заместитель главы администрации Шемышейского района Пензенской области Власкин А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Шемышейского районного суда Пензенской области от 24 декабря 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Власкина А.И. без удовлетворения.
Не согласившись с процессуальными актами, Власкин А.И. обратился в Пензенский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда как незаконные, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В обоснование жалобы Власкин А.И. указывает, что при установлении в Техническом задании требований к жилым помещениям для приобретения детям-сиротам у него не было ни малейшего умысла на нарушение конкурентной среды.
Он не допускал мысли о наступлении вредных последствий для возможных участников и не относился пренебрежительно к исполнению своих трудовых обязанностей.
Указывает, что отмостка должна быть у каждого здания, именно так он толковал это требование в Техническом задании на аукцион.
К аукциону был бы допущен любой продавец, предложивший не бывшее в эксплуатации жильё с отмосткой, будь отмостка по периметру квартиры или вокруг здания жилого дома.
У единственного участника аукциона ИП «Воробьева А.Ю.» также не было отмостки по периметру предложенной квартиры, однако он был допущен к участию в аукционе. Это требование не стало препятствием к участию в аукционе, не ограничило и не могло ограничить конкурентную среду.
На период проведения аукциона по приобретению жилья для детей-сирот на территории рабочего поселка Шемышейка (июнь-июль 2019 года) реально не существовало другого свободного благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не бывшего в эксплуатации жилья, собственники которого хотели бы подать заявки на его продажу, кроме ИП Воробьев А.Ю.
Считает, что его действия не нарушали конкурентную среду, о чем свидетельствует тот факт, что в ходе проведения аукциона в электронной форме не было подано ни одного заявления с просьбой о разъяснении положений Технической документации.
Не поступило ни одной жалобы в уполномоченные контролирующие органы в сфере закупок и суд на нарушение им условий проведения аукциона и неправильно составленную техническую документацию.
При осуществлении закупки квартир для детей-сирот он преследовал единственную цель – закупить для детей-сирот новое достойное благоустроенное жилье, по качеству которого в будущем не пришлось бы объясняться в правоохранительных органах.
Указывает, что любой гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее не находящееся ранее в эксплуатации жильё, площадью не менее 25 кв.м., в соответствии с утвержденной им аукционной документацией могли принять участие в закупке.
Требования об отмостке были включены не для ограничения количества участников аукциона.
Проведенный им анализ жилого фонда в рабочем поселке Шемышейка свидетельствует о том, что другого нового свободного благоустроенного жилья на время проведения аукциона в районе не было, поэтому на аукцион вышел один участник.
Требования о наличии в ванной комнате потолков из панелей ПВХ или натяжных, а также в комнатах – потолочных плинтусов, натяжных или подвесных потолков, обоев разного цвета в технической документации содержат альтернативу, не сверхъестественны и реально исполнимы.
При желании участвовать в аукционе установленные к жилым помещениям требования могли быть исполнены продавцом без особого труда, поскольку не требовали временных и материальных затрат для обеспечения их наличия.
Наличие в его действиях прямого умысла не доказано, соответственно неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав объяснения Власкина А.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя УФАС по Пензенской области Францевой Е.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действие (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, жилые помещения, отнесённые к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населённого пункта.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Пензенской области о 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и которые не были обеспечены жилыми помещениями, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам.
Частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что квартирой является структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с СП 22.13330.2011 «Свод правил. Основания зданий и сооружений» водонепроницаемые отмостки должны быть устроены вокруг каждого здания. Независимо от его этажности и функционального назначения. Отмостка является обязательным конструктивным элементом общедомового имущества многоквартирного дома, в том числе дома блокированной застройки.
Из материалов дела следует, что администрацией Шемышейского района Пензенской области 7 июня 2019 года на официальном сайте <данные изъяты> размещено извещение <данные изъяты> о проведении аукциона в электронной форме «Приобретение квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в рабочем поселке Шемышейка Шемышейского района Пензенской области» и соответствующая документация.
Согласно Информационной карте (раздел 1 документации об аукционе):
- начальная (максимальная) цена контракта – 1225105 рублей, сформирована с учетом расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (п. 6.1);
- дата проведения аукциона – 21 июня 2019 года (п. 23).
В пункте 5.6 Информационной карты установлено, что «Жилое помещение должно быть новым».
Согласно пунктам 4 и 5 Информационной карты, информация о количестве товара, объёме выполнения работ, оказания услуг, краткое описание объекта закупки (предмета контракта), характеристики предмета контракта указаны в Приложении № 1 к Информационной карте (Техническое задание).
В техническом задании содержатся характеристики объекта закупки - жилое помещение (квартира), состоящее из одной жилой комнаты общей площадью не менее 25,0 кв.м., месторасположение: Пензенская область, Шемышейский район, р.п. Шемышейка.
В пункте 1.6 Технического задания «Основные требования к помещению» (приложение 1 к заявке) предусмотрено, помимо прочего:
- ванная комната – «потолки должны быть выполнены из панелей ПВХ или натяжные» (пп. а);
- жилая комната, кухня, коридор – «наличие потолочных плинтусов, потолки должны быть натяжные или подвесные, стены должны быть поклеены обоями или стеновыми панелями (МДФ) разного цвета для каждой комнаты» (пп. б);
- обязательное наличие благоустройства придомовой территории, в т.ч. «отмостки по периметру квартиры».
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по делу <данные изъяты> от 13 апреля 2021 года установлен факт нарушения администрацией Шемышейского района Пензенской области части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при организации и проведении аукционов в электронной форме «Приобретение квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в рабочем поселке Шемышейка Шемышейского района Пензенской области».
Данные требования не предусмотрены ни Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, ни Законом Пензенской области о 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области».
Должностное лицо – первый заместитель главы администрации Шемышейского района Пензенской области Власкин А.И., утвердивший документацию о проведении аукциона в электронной форме «Приобретение квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в рабочем поселке Шемышейка Шемышейского района Пензенской области», является лицом, которое подлежит ответственности за допущенные нарушения.
В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Эти обстоятельства и вина Власкина В.И. в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> от 22 октября 2021 года, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; документацией об аукционе в электронной форме (электронном аукционе); решением комиссии УФАС по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <данные изъяты> от 13 апреля 2021 года и иными доказательствами по делу, которым суд дал надлежащую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства по делу собраны в соответствии с требованиями закона и содержат в себе все необходимые для его рассмотрения сведения.
Действия Власкина А.И. как должностного лица правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Власкину А.И. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Власкина А.И. о его невиновности являются несостоятельными, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В данном случае Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 13 апреля 2021 года принято решение <данные изъяты>, которым администрация Шемышейского района Пензенской области признана нарушившей положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие комиссией антимонопольного органа указанного решения, которым был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации администрацией Шемышейского района Пензенской области, послужило основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 названного Кодекса, в отношении должностного лица – первого заместителя главы администрации Шемышейского района Пензенской области Власкина А.И.
Доводы в жалобе по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не могут являться основанием к отмене решения судьи районного суда.
Дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением положений статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие Власкина А.И. с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления должностного лица.
Иные доводы, указанные Власкиным А.И., не опровергают выводы должностного лица и судьи районного суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области <данные изъяты>. от 8 ноября 2021 года <данные изъяты> и решение судьи Шемышейского районного суда Пензенской области от 24 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя главы администрации Шемышейского района Пензенской области Власкина А.И. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Пензенского областного суда: Попов П.Г.