ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2021380019-01-2021-000398-35 от 23.03.2021 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

№ 12-26/2021 38RS0019-01-2021-000398-35

Р Е Ш Е Н И Е

(адрес) 23 марта 2021 года

(адрес)

Судья Падунского районного суда (данные изъяты)

Рудковская Е.В.,

рассмотрев жалобу председателя дачного потребительского кооператива «Правый берег» ФИО3 на постановление от 15 сентября 2020 года, вынесенного главным государственным инспектором (данные изъяты) по пожарному надзору ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении

Дачного потребительского кооператива «Правый берег», (адрес)

УСТАНОВИЛ:

постановлением от 15 сентября 2020 года, вынесенного главным государственным инспектором (данные изъяты) по пожарному надзору ФИО1, дачный потребительский кооператив «Правый берег» (далее ДПК «Правый берег), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей, за то, что 9 апреля 2020 года в 12 часов 16 минут юридическое лицо - ДПК «Правый берег» являясь пользователем земельного участка с кадастровым номером , допустило нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных п. 17.1, п. 19 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390, а именно: - не обеспечило уборку мусора и покос сухой травы на земельном участке, расположенном в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества; - допустило размещение свалки горючих отходов на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества.

Не согласившись с вынесенным постановлением, председатель ДПК «Правый берег» ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления от 15 сентября 2020 года по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считая вынесенное постановление незаконным и необоснованным, с прекращением производства по делу.

Председатель ДПК «Правый берег» ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила её удовлетворить и отменить постановление от 15 сентября 2020 года по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ДПК «Правый берег», так как о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ДПК «Правый берег» не уведомлялся и не присутствовал при рассмотрении. Протокол был составлен также в отсутствие представителя ДПК «Правый берег».

Должностное лицо органа пожарного надзора в судебном заседании не явилось, извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Судья, исследовав письменные материалы дела, считает, что жалоба подана в установленный статьей 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок со дня получения копии постановления от 15 сентября 2020 года, препятствий для ее рассмотрения не имеется (л.м.39).

Выслушав председателя ДПК «Правый берег» ФИО3, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что постановление от 15 сентября 2020 года должностного лица органа пожарного надзора подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы судом были изучены материалы административного дела в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 118 и частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).

Согласно п. 17(1) Правил противопожарного режима в РФ правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

На основании п. 19 Правил противопожарного режима в РФ запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.

Протоколом об административном правонарушении от 22 июня 2020 года ДПК «Правый берег» вменялось нарушение требований указанных пунктов Правил противопожарного режима, выразившееся в необеспечении уборки мусора и покоса сухой травы на земельном участке и размещение свалки горючих отходов на территории общего пользования поседений и городских округов, на территории садоводства или огородничества.

Нарушение было выявлено в ходе проверки телефонного сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ, согласно которого, 9 апреля 2020 года в 12 часов 16 минут на ЦППС 10 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Иркутской области поступило телефонное сообщение от оператора 112 о том, что по (адрес) горит мусор, зарегистрировано в ЖРП ОНДиПР по (данные изъяты) от 9 апреля 2020 года. По прибытию к месту вызова в 12 часов 24 минуты основного отделения 25 ПСЧ 10 ПСО ФПС ГУ МЧС России по (адрес) и проведя разведку, было установлено, что происходит горение строительного мусора на открытой территории, есть угроза распространения. Пожар ликвидирован 9 апреля 2020 года в 14 часов 00 минут, общая площадь пожара составила 500 кв.м., в результате пожара уничтожен строительный мусор и сухая трава, тяжких последствий не наступило, человеческих жертв и пострадавших на пожаре нет.

По результатам проверки государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по (данные изъяты)ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ДПК «Правый берег».

Постановлением от 15 сентября 2020 года, вынесенного главным государственным инспектором (данные изъяты) по пожарному надзору ФИО1, ДПК «Правый берег», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

С выводами должностного лица административного органа, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении протокола и материалов дела об административном правонарушении.

Исходя из материалов дела прихожу к выводу о наличии процессуальных нарушений при обеспечении реализации ДПК «Правый берег» прав лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Из материалов дела установлено, что в адрес ДПК «Правый берег» было направлено сообщение о том, что в отношении ДПК «Правый берег» в 11.00 час. 7 мая 2020 года в (адрес) будет составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (данные изъяты)

Как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66571446002850 извещение о явке для составления протокола об административном правонарушении на 7 мая 2020 к 11.00 час., было направлено ДПК «Правый берег» письмом 16 апреля 2020 года по (адрес) и 19 июня 2020 письмо возвращено отправителю без вручения адресату (данные изъяты)

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ДПК «Правый берег» 22 июня 2020 года, тогда как надлежащее извещение ДПК «Правый берег» о составлении протокола 22 июня 2020 года в материалах дела отсутствует.

Протокол об административном правонарушении в отношении ДПК «Правый берег» согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66571448005019, направлена ДПК «Правый берег» 23 июня 2020 года по (адрес) и 27 августа 2020 года письмо возвращено отправителю без вручения адресату (данные изъяты)

В соответствии с частями 4, 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Кроме того, в соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях ДПК «Правый берег» не было надлежащим образом и заблаговременно извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении, ему не была обеспечена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и дать объяснения.

Направленные должностным лицом административного органа почтовые отправления с извещением о составлении протокола об административном правонарушении, определениями о назначении времени и места рассмотрения протокола не содержат каких-либо обозначений категории отправления «административное», описи вложения (направлено как РПО внутреннее простое уведомление), в связи с чем в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 № 234, письменная корреспонденция хранится в объектах почтовой связи в течение 30 дней.

Материалы дела также содержат определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22 июня 2020 года и от 6 июля 2020 года (данные изъяты)

Определением от 6 июля 2020 года рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ДПК «Правый берег» отложено на 26 августа 2020 года в 11.00 час. (данные изъяты)

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66571449002024, направлена ДПК «Правый берег» 9 июля 2020 года по (адрес), без указания номера дома и 14 сентября 2020 года письмо возвращено отправителю без вручения адресату (данные изъяты)

Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 14 апреля 2020 года следует, что юридическим адресом ДПК «Правый берег» является: (адрес).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе, вопрос о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса.

При этом при подготовке к рассмотрению дела должностное лицо не решило вопрос о вызове председателя ДПК «Правый берег» ФИО3 и, в нарушение требований закона, 15 сентября 2020 года рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении ДПК «Правый берег», привлекаемого по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в его отсутствие, не известив о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Материалы дела не содержат данных о том, что председателем ДПК «Правый берег» ФИО3 получено постановление от 15 сентября 2020 года должностного лица, так как согласно почтового уведомления оно было направлено по (адрес) без указания номера дома и не получено юридическим лицом (данные изъяты)

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Изложенное, с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен. Указанное процессуальное нарушение носит существенный характер, поскольку лишило лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ДПК «Правый берег» возможности участвовать в разбирательстве дела об административном правонарушении, представлять свои возражения и доказательства.

Таким образом, при рассмотрении данного административного дела должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав ДПК «Правый берег».

Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, которое и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица нельзя признать законным, обоснованным, поскольку, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 22 июня 2020 года, и постановление от 15 сентября 2020 года вынесены в отсутствие ДПК «Правый берег» или его законного представителя с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие юридического лица.

Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ДПК «Правый берег» соответствующим должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате чего право ДПК «Правый берег» на защиту было нарушено.

Исходя из части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

Иные доказательства по делу могут лишь дополнять протокол об административном правонарушении, но не могут его заменять.

Таким образом, при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не обеспечена возможность осуществления правонарушителем своих процессуальных прав, не предприняты меры по его надлежащему извещению о рассмотрении дела посредством любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому она направлена, что повлекло нарушение права ДПК «Правый берег» на защиту.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление от 15 сентября 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором (данные изъяты) по пожарному надзору ФИО1, в отношении ДПК «Правый берег» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного жалоба председателя ДПК «Правый берег» ФИО3 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление от 15 сентября 2020 года, вынесенного главным государственным инспектором (данные изъяты) по пожарному надзору ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дачного потребительского кооператива «Правый берег», - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дачного потребительского кооператива «Правый берег» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление - пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд (адрес) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Е.В.Рудковская