ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2022 от 03.06.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Кузнецов В.А. Дело № 7-316/2022

№ 12-26/2022

Р Е Ш Е Н И Е

3 июня 2022 года г. Астрахань

Судья Астраханского областного суда Стёпин А.Б. при секретаре Искандарян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 6 апреля 2022 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области № от 25 февраля 2022 года администрация муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 6 апреля 2022 года жалоба администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» оставлена без удовлетворения.

В жалобе администрацией муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» ставится вопрос об отмене решения суда ввиду отсутствия вины в совершении административного правонарушения, прекращении производства по делу.

Выслушав защитника Шарошкину Л.А. поддержавшую жалобу, представителей Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Власову Л.А., Календирову Т.В. не согласившихся с жалобой, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, приходу к выводу об удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

При эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами (статья 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Запрещаются сброс отходов производства и потребления в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела 8 декабря 2021 года в период с 15 часов 30 минут до 16.00 часов Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в ходе выездного обследования по рассмотрению обращения, поступившего из службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, установлено, что на участке сети водоотведения по адресному ориентиру: <адрес> в границах географических координат в результате аварийной ситуации произошел прорыв канализационной трубы и излив сточной воды на почву. Площадь загрязненной территории составила 3150м2. Согласно письму администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» № 1257 от 15 декабря 2021 года объекты водопроводно-канализационного хозяйства принадлежат администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет». В ходе осмотра выявлены превышения загрязняющих веществ в почве в месте излива: по концентрации АПАВ в точке № 3 - в 2,29 раза по отношению к фоновой точке № 1; в точке № 4 - в 2,98 раза по отношению к фоновой точке № 2, по концентрации хлорид-ионов в точке № 3 - в 1,21 раза по отношению к точке № 1, в точке № 4 - 1,23 раза по отношению к точке № 2, чем нарушены требования пункта 1 статьи 34, статьи 39, статьи 43.1, пункта 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», статьи 12, пункта 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основанием для вынесения постановления о назначении администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» административного наказания по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужила доказанность вины администрация муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» в загрязнении и порче земельного участка.

С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Оценка доказательств осуществляется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При рассмотрении настоящего дела вышеуказанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не выполнены.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя почвы или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижение природно-хозяйственной ценности земель.

Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства, не позволяют сделать вывод о том, что загрязнение, а равно порча земли, явились следствием хозяйственной деятельности администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет».

В материалы представлены сведения о передаче сети водоотведения по указанному в постановлении адресному ориентиру другому юридическому лицу МУП «Оранжерейнинское КЭП», на праве безвозмездного пользования муниципальным имуществом. Указанные обстоятельства подтверждаются договорами холодного водоснабжения и водоотведения от 1 ноября 2019 года № 56-Ю/2019, от 25 февраля 2021 года № 3-Б/2021, договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 8 декабря 2021 года.

Из указанных договоров следует, что на МУП «Оранжерейнинское КЭП» возложены обязанности по обеспечению сохранности имущества, эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности.

Кроме того, постановлениями администрации муниципального образования «Икрянинский сельсовет» от 9 августа 2019 года № 756-п, от 24 июля 2019 года № 699п сети водоотведения закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Оранжерейнинское КЭП».

Доказательств, подтверждающих, что администрация муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» допустила нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, не имеется.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом изложенного постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области от 25 февраля 2022 года и решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области от 25 февраля 2022 года, решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» прекратить на основании отсутствия состава административного правонарушения.

Судья Астраханского

областного суда А.Б. Стёпин